Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:57, курсовая работа
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" был подписан 19
сентября 1997 года Президентом России Б.Н.Ельциным и опубликован в
"Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие этого Закона не обошлось
без трудностей - для его внедрения пришлось преодолеть вето Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Введение..............................................3
1. ПОНяТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИя..................6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА.........................6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ
ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"........................................8
2. РЕФЕРЕНДУМ В РОССИИ: ИТОГИ ДЕМОКРАТИчЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ...25
2.1. КОНТЕКСТ ДЕКАБРЬСКОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ.........25
2.2. ПОЗИЦИя ОТНОСИТЕЛЬНО РЕФЕРЕНДУМА .................32
2.3. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ.............................35
ЗАКЛЮчЕНИЕ............................................36
Содержание
Введение......................
1. ПОНяТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО
КЛАССИФИКАЦИя.................
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА.......
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ
ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"....................
2. РЕФЕРЕНДУМ В РОССИИ: ИТОГИ
ДЕМОКРАТИчЕСКИХ
2.1. КОНТЕКСТ ДЕКАБРЬСКОГО
РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ.........
2.2. ПОЗИЦИя ОТНОСИТЕЛЬНО
РЕФЕРЕНДУМА .................
2.3. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ............
ЗАКЛЮчЕНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон
"Об основных гарантиях
участие в референдуме граждан Российской Федерации" был подписан 19
сентября 1997 года Президентом России Б.Н.Ельциным и опубликован в
"Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие этого Закона не обошлось
без трудностей - для его внедрения пришлось преодолеть вето Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В чЕМ ЖЕ СОСТОяЛА
ВАЖНОСТЬ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬ
ЕГО СОЗДАНИя БЫЛИ ПРИВЛЕчЕНЫ МНОГИЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ, УчЕНЫЕ, СПЕЦИАЛИСТЫ В
ОБЛАСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСТОяННО СОВЕРШЕНСТВУЕТСя, И С ПРИНяТИЕМ
НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА БЫЛ СДЕЛАН ЕЩЕ ОДИН ШАГ В НАПРАВЛЕНИИ
ОБЕСПЕчЕНИя КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ, А
ТАКЖЕ НА УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ. ЗАКОН СУЩЕСТВЕННО РАСШИРяЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН , УСТАНОВЛЕННЫЕ В ПРЕЖНЕЙ РЕДАКЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПОЛНЕЕ УчИТЫВАЕТ ПРАКТИКУ ПРОШЕДШИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
КОМПАНИЙ.
ВПЕРВЫЕ В ЗАКОНЕ
УРЕГУЛИРОВАНЫ ВОПРОСЫ
УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ СУБЪЕКТА РФ, МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ, В чАСТНОСТИ,
УСТАНОВЛЕН ПЕРЕчЕНЬ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫНЕСЕНЫ НЕ РЕФЕРЕНДУМ,
ПОРяДОК ВЫДВИЖЕНИя ИНИЦИАТИВЫ О ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО НАЗНАчЕНИя.
В ЗАКОНЕ УСТАНОВЛЕНА СИСТЕМА ПРАВОВЫХ НОРМ, ОБЕСПЕчИВАЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ
ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С ВОЛЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ,
УчАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, УТОчНЕН ПОРяДОК ИХ ФОРМИРОВАНИя И МЕСТО В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ЗАКРЕПЛЕН ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ КОМИССИЙ ОТ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИя,
ОБяЗАТЕЛЬНОСТЬ ИХ РЕШЕНИЙ ДЛя ВСЕХ УчАСТНИКОВ КОМПАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМА.
ДЕТАЛЬНО ПРОПИСАН
В ЗАКОНЕ ИНСТИТУТ
ПРОВЕДЕНИя ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ: ЗАКРЕПЛЕНЫ ПРАВА И ОБяЗАННОСТИ
НАБЛЮДАТЕЛЕЙ, ПОЛНЕЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ ПОЛНОМОчИя чЛЕНОВ КОМИССИЙ С ПРАВОМ
СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА.
В ЦЕЛяХ ОБЕСПЕчЕНИя ДОСТОВЕРНОСТИ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИя БОЛЕЕ ПОЛНО
ОПРЕДЕЛЕН ПОРяДОК ДОСРОчНОГО ГОЛОСОВАНИя, ГОЛОСОВАНИя ИЗБИРАТЕЛЕЙ,
УчАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА ВНЕ ПОМЕЩЕНИя ДЛя ГОЛОСОВАНИя, А ТАКЖЕ ПОРяДОК
ПОДСчЕТА ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УчАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА И СОСТАВЛЕНИя
ПРОТОКОЛА ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИя УчАСТКОВЫМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИяМИ.[1]
РЕФЕРЕНДУМ, КАК ФОРМА
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
НОВОЙ ФОРМОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УчАСТИя НАСЕЛЕНИя В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИчЕСКИХ И ПОЛИТИчЕСКИХ ВОПРОСОВ, А ТАКЖЕ В РАЗРЕШЕНИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И ИНЫХ ВНУТРЕННИХ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ. ЗА ВРЕМя
СУЩЕСТВОВАНИя ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В ЕВРОПЕ (ИСКЛЮчАя ШВЕЙЦАРИЮ, ГДЕ
ПЕРВЫЙ РЕФЕРЕНДУМ БЫЛ ПРОВЕДЕН В 1439 Г.) НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПРОВЕДЕНО
БОЛЕЕ 100 НАРОДНЫХ ГОЛОСОВАНИЙ.[2]
ДЛя РОССИИ, КОТОРАя СТРЕМИТСя ИНТЕГРИРОВАТЬСя В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ В СВОЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПОНяТИя РЕФЕРЕНДУМА СТАЛО ВАЖНЫМ
ШАГОМ, ВЕДЬ ЕЩЕ ПОСЛЕ I МИРОВОЙ ВОЙНЫ ИНСТИТУТ РЕФЕРЕНДУМА ВОШЕЛ В
КОНСТИТУЦИИ РяДА ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ. ПОСЛЕ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ БЫЛ ДАН
НОВЫЙ ТОЛчОК ПРОЦЕССУ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИя И СОВЕРШЕНСТВОВАНИя РЕФЕРЕНДУМА
ПРАКТИчЕСКИ ВО ВСЕХ ВЫСОКОРАЗВИТЫХ СТРАНАХ. ЗАМЕТНО ВОЗРОСЛА ИНТЕНСИВНОСТЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИя ДАННОГО ИНСТИТУТА ОСОБЕННО В 60-80 Г.Г. В НАСТОяЩЕЕ ВРЕМя
РЕФЕРЕНДУМ ПРЕДУСМОТРЕН КОНСТИТУЦИяМИ БОЛЕЕ 20 ГОСУДАРСТВ. ЕЩЕ В 13 ОН
ПРОВОДИЛСя, НЕ БУДУчИ ЗАКРЕПЛЕННЫМ В ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ЭТИХ СТРАН.[3]
ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ РАБОТЫ
яВЛяЕТСя РАСКРЫТИЕ ПОНяТИя
ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИя И ПРОВЕДЕНИя РЕФЕРЕНДУМОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТОГО, КАК
ОТОБРАЖЕН ИНСТИТУТ РЕФЕРЕНДУМА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ,
КОГДА И ПРИ КАКИХ ОБСТОяТЕЛЬСТВАХ
ПРОВОДИЛИСЬ РЕФЕРЕНДУМЫ В
ВОПРОСЫ ОНИ БЫЛИ ПРИЗВАНЫ РЕШАТЬ. ПОМИМО ЭТОГО, ПЕРЕД НАМИ СТОИТ ВОПРОС ОБ
ОТНОШЕНИИ НАСЕЛЕНИя К РЕФЕРЕНДУМУ
КАК К МЕХАНИЗМУ
РЕШЕНИЙ – ВЕДЬ ОН ИНИЦИИРОВАЛСя УЖЕ 4 РАЗА ЗА ПЕРИОД С 1991 ПО 1993 ГОД, И
ЭТО БЫЛ ПЕРИОД САМЫХ СИЛЬНЫХ ПОТРяСЕНИЙ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ.
1. ПОНяТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИя.
1.1. Определение референдума
В мировой политической и государственно-правовой теории и практике
референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется со
всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того
или иного государственного решения путем народного голосования, придающего
ему окончательный и обязательный характер.
РАЗЛИчИя МЕЖДУ РЕФЕРЕНДУМОМ И ПЛЕБИСЦИТОМ: В ХОДЕ РЕФЕРЕНДУМА
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС ВЫСКАЗЫВАЕТСя ПО ПОВОДУ КАКОГО-ЛИБО ЗАКОНОПРОЕКТА,
ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ, РЕШАЮЩИХ ШАГОВ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ.
В ХОДЕ ПЛЕБИСЦИТА
(ОТ ЛАТ. «PLEBS» –ПРОСТОЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.) ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС ГОЛОСУЕТ ЗА ДОВЕРИЕ ЛИчНОСТИ.
РАЗЛИчИя МЕЖДУ РЕФЕРЕНДУМОМ И «ВСЕОБЩИМИ ВЫБОРАМИ»: ЕСЛИ В ХОДЕ
ВЫБОРОВ ИЗБИРАЮТСя ВЫБОРЩИКИ ИЛИ КАНДИДАТЫ, ТО В ХОДЕ РЕФЕРЕНДУМА
ИЗБИРАТЕЛЬ ОТВЕчАЕТ «ДА» ИЛИ «НЕТ» НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС.
ЕСЛИ ВЫБОРЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВяЗАНЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИЕЙ,
ТО РЕФЕРЕНДУМ – ИНСТИТУТ ПРяМОЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО РЕФЕРЕНДУМАМ РАЗВИТЫХ ДЕМОКРАТИчЕСКИХ СТРАН
ВЫДЕЛяЮТ РЕФЕРЕНДУМЫ:
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ (ГОЛОСОВАНИЕ ПО НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ИЛИ ПОПРАВКАМ К
НЕЙ);
- ОБЫчНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПО ЛЮБОМУ ЗАКОНОПРОЕКТУ, ПРЕДЛОЖЕННОМУ К
РАТИФИКАЦИИ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРяДКЕ);
- ДОЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ИЛИ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ. МНЕНИЕ, ВЫСКАЗАННОЕ НА
КОНСУЛЬТАТИВНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ, Т.Е. ДО УТВЕРЖДЕНИя ЗАКОНОПРОЕКТА НЕ яВЛяЕТСя
ОБяЗАТЕЛЬНЫМ НИ ДЛя ПАРЛАМЕНТА, НИ ДЛя ПРАВИТЕЛЬСТВА И ИСПОЛЬЗУЕТСя ЛИШЬ
КАК ОРУДИЕ ПОЛИТИчЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИя НА НИХ[4];
- ПОСЛЕЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (РАТИФИЦИРУЮЩИЙ). ПОСЛЕ РАТИФИЦИРУЮЩЕГО
РЕФЕРЕНДУМА ЗАКОНОПРОЕКТ ПРИОБРЕТАЕТ СИЛУ ЗАКОНА, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕТ СОГЛАСИя
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ[5];
- ОБяЗАТЕЛЬНЫЙ (ПРИ НАСТУПЛЕНИИ ТОчНО УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ УСЛОВИЙ);
- ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ПО УСМОТРЕНИЮ ПРАВОМОчНОГО НА ЭТО ДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТА
ПРАВА);
ТАКЖЕ ОГОВОРЕН И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП. В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
РЕФЕРЕНДУМ ПРОВОДИТСя И НА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМ, И НА РЕГИОНАЛЬНОМ, И НА
МЕСТНОМ УРОВНяХ.
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ
ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Этот закон был принят Государственной Думой 5 сентября 1997 года и
подписан Президентом 19 сентября 1997 года, и он не был первым законом, в
котором указывалась возможность проведения референдума. Если рассматривать
более ранние Законы, еще времен Союза Советских Социалистических Республик,
то мы увидим, что в нашей стране впервые народное голосование (референдум)
было предусмотрено
СТ.49 (Д) "ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПРОИЗВОДИТ ВСЕНАРОДНЫЙ
ОПРОС (РЕФЕРЕНДУМ) ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ ИЛИ ПО ТРЕБОВАНИЮ ОДНОЙ ИЗ СОЮЗНЫХ
РЕСПУБЛИК", Т.Е. РЕФЕРЕНДУМ ХАРАКТЕРИЗОВАЛСя ЛИШЬ КАК ВСЕНАРОДНЫЙ ОПРОС. НА
ПРАКТИКЕ И ТАКИХ РЕФЕРЕНДУМОВ НЕ БЫЛО.
КОНСТИТУЦИя СССР 1977 Г. ОПРЕДЕЛИЛА ГОЛОСОВАНИЕ:
СТ.5 "НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ВЫНОСяТСя НА
ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ, А ТАКЖЕ СТАВяТСя НА ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
(РЕФЕРЕНДУМ)"[6].
16 ОКТяБРя 1990 Г. БЫЛ ПРИНяТ ЗАКОН «О РЕФЕРЕНДУМЕ РСФСР», А 27
ДЕКАБРя 1990 Г. IV СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПРИНяЛ ЗАКОН О ВСЕНАРОДНОМ
ГОЛОСОВАНИИ (РЕФЕРЕНДУМ СССР).
10 ОКТяБРя 1995 ГОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РФ БЫЛ ПРИНяТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О РЕФЕРЕНДУМЕ РФ».
ОСНОВНОЕ РАЗЛИчИЕ ЗАКОНОВ В СОДЕРЖАНИИ ПОНяТИя РЕФЕРЕНДУМА, чТО
ОТРАЖАЛОСЬ НА КРУГЕ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЫНОСИТЬСя НА НЕГО. В СТ.1
ЗАКОНА СССР ГОВОРИЛОСЬ, чТО РЕФЕРЕНДУМ – ЭТО НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ПО
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, А В РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЗАКОНЕ
РЕФЕРЕНДУМ ОПРЕДЕЛяЛСя БОЛЕЕ ШИРОКО - КАК ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ПО
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. В ЗАКОНЕ
1995 Г. РЕФЕРЕНДУМ ОПРЕДЕЛЕН, КАК ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ПО
ЗАКОНОПРОЕКТАМ, ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНАМ И ДР. ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗНАчЕНИя.
В ПЕРВЫХ ДВУХ ЗАКОНАХ БЫЛО ЗАПИСАНО, чТО НА ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
ВЫНОСяТСя "НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ" ВОПРОСЫ, НО КРИТЕРИя ДЛя ДЕЛЕНИя ВОПРОСОВ НА
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ И ОСТАЛЬНЫЕ НЕ БЫЛО ДАНО, В СВяЗИ С чЕМ, НОРМЫ ТОЛКОВАЛИСЬ
ПО-РАЗНОМУ. В НОВОМ ЗАКОНЕ В СТ.3 БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ
ВЫНОСяТСя НА РЕФЕРЕНДУМ В ОБяЗАТЕЛЬНОМ ПОРяДКЕ И КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ
ВЫНОСИТЬСя НА РЕФЕРЕНДУМ.
В ПОСЛЕДНЕЙ РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" УСТАНАВЛИВАЕТСя, чТО ДЕМОКРАТИчЕСКИЕ СВОБОДНЫЕ И ПЕРИОДИчЕСКИЕ
ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИя, А
ТАКЖЕ РЕФЕРЕНДУМ яВЛяЮТСя ВЫСШИМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ
НАРОДУ ВЛАСТИ. ГОСУДАРСТВОМ ГАРАНТИРУЮТСя СВОБОДНОЕ ВОЛЕИЗЪяВЛЕНИЕ ГРАЖДАН
НА ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ, ЗАЩИТА ДЕМОКРАТИчЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ПРАВА НА УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.
НА чТО НАДО ПРЕЖДЕ
ВСЕГО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ
ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЛЕДУЕТ УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ ТОМУ, чТО ЗАКОН РЕАЛИЗУЕТ ПРАВО
чЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА УчАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ
ЗАКРЕПЛЕНО В СТ.32 КОНСТИТУЦИИ РФ ч.1, СТ.3 ч.2. ПОЛОЖЕНИя ДАННОЙ СТАТЬИ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫТЕКАЮТ ИЗ СТАТЬИ 21 ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ чЕЛОВЕКА, А
ТАК ЖЕ ИЗ СТАТЬИ 25 МЕЖДУНАРОДНОГО ПАКТА О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИчЕСКИХ
ПРАВАХ, КОТОРАя ПРЕДПИСЫВАЕТ, чТО КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН БЕЗ КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО
ДИСКРИМИНАЦИИ И БЕЗ НЕОБОСНОВАННЫХ ОГРАНИчЕНИЙ ИМЕЕТ ПРАВО И ВОЗМОЖНОСТЬ:
- ПРИНИМАТЬ УчАСТИЕ В ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛ КАК
НЕПОСРЕДСТВЕННО, ТАК И чЕРЕЗ ПОСРЕДСТВОМ СВОБОДНО ВЫБРАННЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ;
- ГОЛОСОВАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ НА ПОДЛИННЫХ ПЕРИОДИчЕСКИХ ВЫБОРАХ,
ПРОИЗВОДИМЫХ
НА ОСНОВЕ ВСЕОБЩЕГО И
ПРИ
ТАЙНОМ ГОЛОСОВАНИИ И
ИЗБИРАТЕЛЕЙ;
- ДОПУСКАТЬСя В СВОЕЙ СТРАНЕ НА ОБЩИХ УСЛОВИяХ РАВЕНСТВА К
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ.
УчАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА, БУДЬ ТО
НЕПОСРЕДСТВЕННО (Т.Е. ПУТЕМ РЕФЕРЕНДУМА, ВЫБОРОВ ИЛИ ЛИчНОГО УчАСТИя В
ДЕяТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА) ИЛИ чЕРЕЗ ИЗБИРАЕМЫХ ИМИ ЖЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЛИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИя, яВЛяЕТСя ВЫРАЖЕНИЕМ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА И ФОРМОЙ
ОСУЩЕСТВЛЕНИя ИМ СВОЕЙ ВЛАСТИ. ПРИ АНАЛИЗЕ МЕХАНИЗМА НАРОДОВЛАСТИя
РАЗЛИчАЮТ ДВЕ ГЛАВНЫЕ ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ: ПРяМУЮ (НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ) И
ОСУЩЕСТВЛяЕМУЮ чЕРЕЗ ОРГАНЫ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ УчРЕЖДЕНИя И
ДРУГИЕ ВЫБОРНЫЕ ОРГАНЫ. КОНСТИТУЦИя ОБЪяВИЛА РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ НЕ ВООБЩЕ
ВЫСШИМ ВЫРАЖЕНИЕМ ВЛАСТИ НАРОДА, А ВЫСШИМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ЕЕ ВЫРАЖЕНИЕМ,
Т.Е. ВЫСШИМ СРЕДИ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ.
В чАСТИ ТРЕТЬЕЙ КОММЕНТИРУЕМОЙ СТАТЬИ НАЗВАНЫ ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО
ОСУЩЕСТВЛЕНИя НАРОДОМ ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ ЕМУ ВЛАСТИ, ИМЕЮЩИЕ НАИБОЛЬШУЮ