Референдум в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" был подписан 19
сентября 1997 года Президентом России Б.Н.Ельциным и опубликован в
"Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие этого Закона не обошлось
без трудностей - для его внедрения пришлось преодолеть вето Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержание

Введение..............................................3
1. ПОНяТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИя..................6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА.........................6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ
ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"........................................8
2. РЕФЕРЕНДУМ В РОССИИ: ИТОГИ ДЕМОКРАТИчЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ...25
2.1. КОНТЕКСТ ДЕКАБРЬСКОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ.........25
2.2. ПОЗИЦИя ОТНОСИТЕЛЬНО РЕФЕРЕНДУМА .................32
2.3. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ.............................35
ЗАКЛЮчЕНИЕ............................................36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 1.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

еферендум в России

  Содержание

 

 

Введение..............................................3

1. ПОНяТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО  КЛАССИФИКАЦИя..................6

     1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА.........................6

      1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИя  ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  "ОБ

      ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ  ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА  НА УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ

      ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ

      ФЕДЕРАЦИИ"........................................8

2. РЕФЕРЕНДУМ В РОССИИ: ИТОГИ  ДЕМОКРАТИчЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ...25

      2.1. КОНТЕКСТ ДЕКАБРЬСКОГО  РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ.........25

     2.2. ПОЗИЦИя ОТНОСИТЕЛЬНО  РЕФЕРЕНДУМА .................32

      2.3. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ.............................35

ЗАКЛЮчЕНИЕ............................................36

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

 

 

     Федеральный закон  "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на

участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации"  был  подписан   19

сентября  1997  года  Президентом  России  Б.Н.Ельциным  и   опубликован   в

"Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие  этого  Закона  не  обошлось

без  трудностей  -  для  его  внедрения  пришлось  преодолеть  вето   Совета

Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

     В чЕМ ЖЕ СОСТОяЛА  ВАЖНОСТЬ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ЭТОГО  ЗАКОНА, ПОчЕМУ  ДЛя

ЕГО СОЗДАНИя БЫЛИ ПРИВЛЕчЕНЫ МНОГИЕ  ПАРЛАМЕНТАРИИ,  УчЕНЫЕ,  СПЕЦИАЛИСТЫ  В

ОБЛАСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА?

      РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  ПОСТОяННО СОВЕРШЕНСТВУЕТСя, И С  ПРИНяТИЕМ

НОВОГО  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  БЫЛ  СДЕЛАН  ЕЩЕ  ОДИН   ШАГ   В   НАПРАВЛЕНИИ

ОБЕСПЕчЕНИя КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ  ГРАЖДАН  ИЗБИРАТЬ  И  БЫТЬ  ИЗБРАННЫМИ,  А

ТАКЖЕ НА УчАСТИЕ В  РЕФЕРЕНДУМЕ.  ЗАКОН  СУЩЕСТВЕННО  РАСШИРяЕТ  ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ  ГРАЖДАН  ,  УСТАНОВЛЕННЫЕ  В  ПРЕЖНЕЙ  РЕДАКЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  "ОБ  ОСНОВНЫХ  ГАРАНТИяХ  ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  ПРАВ  ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПОЛНЕЕ  УчИТЫВАЕТ  ПРАКТИКУ  ПРОШЕДШИХ  ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

КОМПАНИЙ.

     ВПЕРВЫЕ В ЗАКОНЕ  УРЕГУЛИРОВАНЫ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕчЕНИя   ПРАВА  ГРАЖДАН  НА

УчАСТИЕ  В  РЕФЕРЕНДУМЕ  СУБЪЕКТА  РФ,  МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ,  В чАСТНОСТИ,

УСТАНОВЛЕН ПЕРЕчЕНЬ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ  НЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫНЕСЕНЫ НЕ  РЕФЕРЕНДУМ,

ПОРяДОК ВЫДВИЖЕНИя ИНИЦИАТИВЫ О ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО НАЗНАчЕНИя.

     В ЗАКОНЕ УСТАНОВЛЕНА  СИСТЕМА ПРАВОВЫХ НОРМ, ОБЕСПЕчИВАЮЩИХ  ПРОВЕДЕНИЕ

ВЫБОРОВ  И  РЕФЕРЕНДУМОВ  В  СТРОГОМ  СООТВЕТСТВИИ  С   ВОЛЕЙ   ИЗБИРАТЕЛЕЙ,

УчАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, УТОчНЕН  ПОРяДОК ИХ ФОРМИРОВАНИя И  МЕСТО  В  СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОРГАНОВ,  ЗАКРЕПЛЕН  ПРИНЦИП  НЕЗАВИСИМОСТИ   КОМИССИЙ   ОТ

ОРГАНОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ   ВЛАСТИ   И   ОРГАНОВ   МЕСТНОГО   САМОУПРАВЛЕНИя,

ОБяЗАТЕЛЬНОСТЬ  ИХ  РЕШЕНИЙ  ДЛя  ВСЕХ  УчАСТНИКОВ  КОМПАНИЙ  ПО  ПРОВЕДЕНИЮ

ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМА.

     ДЕТАЛЬНО ПРОПИСАН  В ЗАКОНЕ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО   КОНТРОЛя  ЗА  ХОДОМ

ПРОВЕДЕНИя  ВЫБОРОВ  И  РЕФЕРЕНДУМОВ:   ЗАКРЕПЛЕНЫ   ПРАВА   И   ОБяЗАННОСТИ

НАБЛЮДАТЕЛЕЙ,  ПОЛНЕЕ  ОПРЕДЕЛЕНЫ  ПОЛНОМОчИя  чЛЕНОВ  КОМИССИЙ   С   ПРАВОМ

СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА.

     В ЦЕЛяХ  ОБЕСПЕчЕНИя   ДОСТОВЕРНОСТИ  ИТОГОВ  ГОЛОСОВАНИя   БОЛЕЕ  ПОЛНО

ОПРЕДЕЛЕН   ПОРяДОК   ДОСРОчНОГО   ГОЛОСОВАНИя,   ГОЛОСОВАНИя   ИЗБИРАТЕЛЕЙ,

УчАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА  ВНЕ  ПОМЕЩЕНИя  ДЛя  ГОЛОСОВАНИя,  А  ТАКЖЕ  ПОРяДОК

ПОДСчЕТА  ГОЛОСОВ  ИЗБИРАТЕЛЕЙ,   УчАСТНИКОВ   РЕФЕРЕНДУМА   И   СОСТАВЛЕНИя

ПРОТОКОЛА ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИя  УчАСТКОВЫМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИяМИ.[1]

     РЕФЕРЕНДУМ, КАК ФОРМА  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ яВЛяЕТСя  ДАЛЕКО  НЕ

НОВОЙ  ФОРМОЙ  НЕПОСРЕДСТВЕННОГО  УчАСТИя  НАСЕЛЕНИя  В  РЕШЕНИИ  ГЛОБАЛЬНЫХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИчЕСКИХ  И  ПОЛИТИчЕСКИХ  ВОПРОСОВ,  А  ТАКЖЕ  В РАЗРЕШЕНИИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И ИНЫХ ВНУТРЕННИХ И  МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ  ПРОБЛЕМ.  ЗА  ВРЕМя

СУЩЕСТВОВАНИя  ИНСТИТУТА  РЕФЕРЕНДУМА  В  ЕВРОПЕ  (ИСКЛЮчАя  ШВЕЙЦАРИЮ,  ГДЕ

ПЕРВЫЙ РЕФЕРЕНДУМ БЫЛ ПРОВЕДЕН В 1439 Г.) НА НАЦИОНАЛЬНОМ  УРОВНЕ  ПРОВЕДЕНО

БОЛЕЕ 100 НАРОДНЫХ ГОЛОСОВАНИЙ.[2]

     ДЛя РОССИИ, КОТОРАя  СТРЕМИТСя ИНТЕГРИРОВАТЬСя  В   МИРОВОЕ  СООБЩЕСТВО,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  В  СВОЕМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  ПОНяТИя  РЕФЕРЕНДУМА  СТАЛО  ВАЖНЫМ

ШАГОМ, ВЕДЬ  ЕЩЕ  ПОСЛЕ  I  МИРОВОЙ  ВОЙНЫ   ИНСТИТУТ  РЕФЕРЕНДУМА  ВОШЕЛ  В

КОНСТИТУЦИИ РяДА ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ. ПОСЛЕ II  МИРОВОЙ  ВОЙНЫ   БЫЛ  ДАН

НОВЫЙ ТОЛчОК ПРОЦЕССУ ДАЛЬНЕЙШЕГО  РАЗВИТИя И  СОВЕРШЕНСТВОВАНИя  РЕФЕРЕНДУМА

ПРАКТИчЕСКИ ВО ВСЕХ ВЫСОКОРАЗВИТЫХ СТРАНАХ. ЗАМЕТНО  ВОЗРОСЛА  ИНТЕНСИВНОСТЬ

ИСПОЛЬЗОВАНИя ДАННОГО ИНСТИТУТА ОСОБЕННО В 60-80  Г.Г.   В  НАСТОяЩЕЕ  ВРЕМя

РЕФЕРЕНДУМ ПРЕДУСМОТРЕН КОНСТИТУЦИяМИ  БОЛЕЕ  20  ГОСУДАРСТВ.  ЕЩЕ  В  13  ОН

ПРОВОДИЛСя, НЕ БУДУчИ ЗАКРЕПЛЕННЫМ В  ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ ЭТИХ СТРАН.[3]

     ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ РАБОТЫ  яВЛяЕТСя РАСКРЫТИЕ ПОНяТИя РЕФЕРЕНДУМА, ЕГО ВИДОВ,

ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИя И ПРОВЕДЕНИя  РЕФЕРЕНДУМОВ,  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ТОГО,  КАК

ОТОБРАЖЕН ИНСТИТУТ РЕФЕРЕНДУМА В  СОВРЕМЕННОМ  РОССИЙСКОМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ,

КОГДА И ПРИ КАКИХ ОБСТОяТЕЛЬСТВАХ  ПРОВОДИЛИСЬ РЕФЕРЕНДУМЫ В РОССИИ  И  КАКИЕ

ВОПРОСЫ ОНИ БЫЛИ ПРИЗВАНЫ РЕШАТЬ. ПОМИМО ЭТОГО, ПЕРЕД НАМИ СТОИТ  ВОПРОС  ОБ

ОТНОШЕНИИ НАСЕЛЕНИя К РЕФЕРЕНДУМУ  КАК К МЕХАНИЗМУ ДЕМОКРАТИчЕСКОГО  ПРИНяТИя

РЕШЕНИЙ – ВЕДЬ ОН ИНИЦИИРОВАЛСя  УЖЕ 4 РАЗА ЗА ПЕРИОД С 1991 ПО 1993  ГОД,  И

ЭТО БЫЛ ПЕРИОД САМЫХ СИЛЬНЫХ  ПОТРяСЕНИЙ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ.

 

1. ПОНяТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО  КЛАССИФИКАЦИя.

 

 

  1.1. Определение референдума

 

     В мировой политической  и  государственно-правовой  теории  и  практике

референдум трактуется не всегда одинаково. Он  нередко   отождествляется  со

всенародным опросом и плебисцитом  и  рассматривается  как  утверждение  того

или  иного государственного решения  путем народного голосования,  придающего

ему окончательный и обязательный характер.

     РАЗЛИчИя  МЕЖДУ   РЕФЕРЕНДУМОМ  И  ПЛЕБИСЦИТОМ:  В   ХОДЕ   РЕФЕРЕНДУМА

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС  ВЫСКАЗЫВАЕТСя  ПО  ПОВОДУ  КАКОГО-ЛИБО  ЗАКОНОПРОЕКТА,

ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ, РЕШАЮЩИХ ШАГОВ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ  ПОЛИТИКЕ.

     В ХОДЕ ПЛЕБИСЦИТА (ОТ ЛАТ. «PLEBS» –ПРОСТОЙ НАРОД,  «SCITUM»  -РЕШЕНИЕ,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.)  ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС ГОЛОСУЕТ ЗА ДОВЕРИЕ ЛИчНОСТИ.

     РАЗЛИчИя МЕЖДУ   РЕФЕРЕНДУМОМ  И  «ВСЕОБЩИМИ  ВЫБОРАМИ»:  ЕСЛИ  В  ХОДЕ

ВЫБОРОВ  ИЗБИРАЮТСя  ВЫБОРЩИКИ  ИЛИ  КАНДИДАТЫ,  ТО   В   ХОДЕ   РЕФЕРЕНДУМА

ИЗБИРАТЕЛЬ ОТВЕчАЕТ «ДА» ИЛИ «НЕТ»  НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС.

     ЕСЛИ ВЫБОРЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО  СВяЗАНЫ С  ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ   ДЕМОКРАТИЕЙ,

ТО РЕФЕРЕНДУМ – ИНСТИТУТ ПРяМОЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ.

     ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  ПО  РЕФЕРЕНДУМАМ  РАЗВИТЫХ   ДЕМОКРАТИчЕСКИХ   СТРАН

ВЫДЕЛяЮТ РЕФЕРЕНДУМЫ:

     - КОНСТИТУЦИОННЫЙ (ГОЛОСОВАНИЕ  ПО НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ  ИЛИ   ПОПРАВКАМ  К

НЕЙ);

     - ОБЫчНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  (ПО ЛЮБОМУ  ЗАКОНОПРОЕКТУ,  ПРЕДЛОЖЕННОМУ   К

РАТИФИКАЦИИ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРяДКЕ);

     -  ДОЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ   ИЛИ  КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ.  МНЕНИЕ,  ВЫСКАЗАННОЕ   НА

КОНСУЛЬТАТИВНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ, Т.Е. ДО УТВЕРЖДЕНИя ЗАКОНОПРОЕКТА  НЕ  яВЛяЕТСя

ОБяЗАТЕЛЬНЫМ НИ ДЛя ПАРЛАМЕНТА, НИ ДЛя  ПРАВИТЕЛЬСТВА  И  ИСПОЛЬЗУЕТСя  ЛИШЬ

КАК ОРУДИЕ ПОЛИТИчЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИя  НА НИХ[4];

     -   ПОСЛЕЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ   (РАТИФИЦИРУЮЩИЙ).   ПОСЛЕ   РАТИФИЦИРУЮЩЕГО

РЕФЕРЕНДУМА ЗАКОНОПРОЕКТ ПРИОБРЕТАЕТ  СИЛУ ЗАКОНА,  ДАЖЕ  ЕСЛИ  НЕТ  СОГЛАСИя

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ[5];

     - ОБяЗАТЕЛЬНЫЙ (ПРИ НАСТУПЛЕНИИ  ТОчНО УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ  УСЛОВИЙ);

     - ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ (ПО  УСМОТРЕНИЮ ПРАВОМОчНОГО НА ЭТО ДЕЙСТВИЕ  СУБЪЕКТА

ПРАВА);

     ТАКЖЕ ОГОВОРЕН И  ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП.  В   СОВРЕМЕННОМ  ГОСУДАРСТВЕ

РЕФЕРЕНДУМ ПРОВОДИТСя  И  НА  ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМ,  И  НА  РЕГИОНАЛЬНОМ,  И  НА

МЕСТНОМ УРОВНяХ.

 

1.2.  ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИя  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ   "ОБ

ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  ПРАВ  И  ПРАВА  НА  УчАСТИЕ  В  РЕФЕРЕНДУМЕ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

     Этот закон был  принят Государственной Думой  5  сентября  1997  года  и

подписан Президентом 19 сентября 1997 года, и он не был первым  законом,  в

котором указывалась возможность  проведения референдума.  Если  рассматривать

более ранние Законы, еще времен Союза  Советских Социалистических  Республик,

то мы увидим, что в нашей стране впервые народное  голосование  (референдум)

было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года:

     СТ.49 (Д) "ПРЕЗИДИУМ  ВЕРХОВНОГО  СОВЕТА  СССР  ПРОИЗВОДИТ  ВСЕНАРОДНЫЙ

ОПРОС (РЕФЕРЕНДУМ) ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ ИЛИ ПО ТРЕБОВАНИЮ  ОДНОЙ  ИЗ  СОЮЗНЫХ

РЕСПУБЛИК", Т.Е. РЕФЕРЕНДУМ ХАРАКТЕРИЗОВАЛСя ЛИШЬ КАК ВСЕНАРОДНЫЙ ОПРОС.  НА

ПРАКТИКЕ И ТАКИХ РЕФЕРЕНДУМОВ НЕ БЫЛО.

     КОНСТИТУЦИя СССР 1977 Г. ОПРЕДЕЛИЛА ГОЛОСОВАНИЕ:

     СТ.5 "НАИБОЛЕЕ  ВАЖНЫЕ  ВОПРОСЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ   ЖИЗНИ  ВЫНОСяТСя  НА

ВСЕНАРОДНОЕ  ОБСУЖДЕНИЕ,  А  ТАКЖЕ  СТАВяТСя НА   ВСЕНАРОДНОЕ   ГОЛОСОВАНИЕ

(РЕФЕРЕНДУМ)"[6].

     16 ОКТяБРя 1990 Г. БЫЛ   ПРИНяТ  ЗАКОН  «О  РЕФЕРЕНДУМЕ   РСФСР»,  А  27

ДЕКАБРя 1990 Г. IV СЪЕЗД  НАРОДНЫХ  ДЕПУТАТОВ  ПРИНяЛ  ЗАКОН  О  ВСЕНАРОДНОМ

ГОЛОСОВАНИИ (РЕФЕРЕНДУМ СССР).

     10 ОКТяБРя 1995 ГОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РФ БЫЛ  ПРИНяТ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О РЕФЕРЕНДУМЕ  РФ».

     ОСНОВНОЕ  РАЗЛИчИЕ  ЗАКОНОВ  В  СОДЕРЖАНИИ  ПОНяТИя   РЕФЕРЕНДУМА,  чТО

ОТРАЖАЛОСЬ НА КРУГЕ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ  МОГУТ  ВЫНОСИТЬСя  НА  НЕГО.  В  СТ.1

ЗАКОНА СССР  ГОВОРИЛОСЬ,  чТО  РЕФЕРЕНДУМ  –  ЭТО  НАРОДНОЕ  ГОЛОСОВАНИЕ  ПО

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ, А В  РЕСПУБЛИКАНСКОМ  ЗАКОНЕ

РЕФЕРЕНДУМ  ОПРЕДЕЛяЛСя  БОЛЕЕ  ШИРОКО  -  КАК  ВСЕНАРОДНОЕ  ГОЛОСОВАНИЕ  ПО

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И   ОБЩЕСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ.  В  ЗАКОНЕ

1995   Г.   РЕФЕРЕНДУМ   ОПРЕДЕЛЕН,   КАК   ВСЕНАРОДНОЕ   ГОЛОСОВАНИЕ     ПО

ЗАКОНОПРОЕКТАМ,  ДЕЙСТВУЮЩИМ  ЗАКОНАМ  И   ДР.  ВОПРОСАМ    ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЗНАчЕНИя.

     В ПЕРВЫХ ДВУХ ЗАКОНАХ  БЫЛО ЗАПИСАНО, чТО  НА  ВСЕНАРОДНОЕ  ГОЛОСОВАНИЕ

ВЫНОСяТСя "НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ" ВОПРОСЫ, НО КРИТЕРИя  ДЛя  ДЕЛЕНИя  ВОПРОСОВ  НА

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ И ОСТАЛЬНЫЕ  НЕ БЫЛО ДАНО, В СВяЗИ С чЕМ,  НОРМЫ  ТОЛКОВАЛИСЬ

ПО-РАЗНОМУ.  В  НОВОМ  ЗАКОНЕ   В  СТ.3  БЫЛИ  ОПРЕДЕЛЕНЫ  ВОПРОСЫ,  КОТОРЫЕ

ВЫНОСяТСя  НА  РЕФЕРЕНДУМ  В  ОБяЗАТЕЛЬНОМ  ПОРяДКЕ  И   КОТОРЫЕ  НЕ   МОГУТ

ВЫНОСИТЬСя НА РЕФЕРЕНДУМ.

     В  ПОСЛЕДНЕЙ   РЕДАКЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  "ОБ  ОСНОВНЫХ  ГАРАНТИяХ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА  НА  УчАСТИЕ  В  РЕФЕРЕНДУМЕ  ГРАЖДАН  РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ" УСТАНАВЛИВАЕТСя, чТО  ДЕМОКРАТИчЕСКИЕ  СВОБОДНЫЕ  И  ПЕРИОДИчЕСКИЕ

ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ, ОРГАНЫ  МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИя,  А

ТАКЖЕ РЕФЕРЕНДУМ яВЛяЮТСя ВЫСШИМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ  ВЫРАЖЕНИЕМ  ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ

НАРОДУ ВЛАСТИ. ГОСУДАРСТВОМ ГАРАНТИРУЮТСя СВОБОДНОЕ  ВОЛЕИЗЪяВЛЕНИЕ  ГРАЖДАН

НА  ВЫБОРАХ  И  РЕФЕРЕНДУМЕ,  ЗАЩИТА  ДЕМОКРАТИчЕСКИХ   ПРИНЦИПОВ   И   НОРМ

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ПРАВА  НА УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.

     НА чТО НАДО ПРЕЖДЕ  ВСЕГО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ  В НОВОМ ЗАКОНЕ?

     ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЛЕДУЕТ  УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ ТОМУ, чТО ЗАКОН  РЕАЛИЗУЕТ  ПРАВО

чЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА УчАСТИЕ  В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ  ГОСУДАРСТВА,   КОТОРОЕ

ЗАКРЕПЛЕНО В СТ.32 КОНСТИТУЦИИ  РФ ч.1, СТ.3  ч.2.  ПОЛОЖЕНИя  ДАННОЙ  СТАТЬИ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫТЕКАЮТ ИЗ СТАТЬИ 21 ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ  чЕЛОВЕКА,  А

ТАК ЖЕ ИЗ СТАТЬИ  25  МЕЖДУНАРОДНОГО  ПАКТА  О  ГРАЖДАНСКИХ  И  ПОЛИТИчЕСКИХ

ПРАВАХ, КОТОРАя ПРЕДПИСЫВАЕТ, чТО  КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН БЕЗ КАКОЙ БЫ ТО  НИ  БЫЛО

ДИСКРИМИНАЦИИ И БЕЗ НЕОБОСНОВАННЫХ ОГРАНИчЕНИЙ ИМЕЕТ ПРАВО И ВОЗМОЖНОСТЬ:

         -   ПРИНИМАТЬ   УчАСТИЕ   В   ВЕДЕНИИ   ГОСУДАРСТВЕННЫХ   ДЕЛ   КАК

           НЕПОСРЕДСТВЕННО,  ТАК  И  чЕРЕЗ  ПОСРЕДСТВОМ   СВОБОДНО  ВЫБРАННЫХ

           ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ;

         - ГОЛОСОВАТЬ  И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ НА ПОДЛИННЫХ  ПЕРИОДИчЕСКИХ  ВЫБОРАХ,

           ПРОИЗВОДИМЫХ  НА ОСНОВЕ ВСЕОБЩЕГО  И РАВНОГО  ИЗБИРАТЕЛЬНОГО  ПРАВА

           ПРИ  ТАЙНОМ ГОЛОСОВАНИИ И ОБЕСПЕчИВАЮЩИХ  СВОБОДНОЕ  ВОЛЕИЗЪяВЛЕНИЕ

           ИЗБИРАТЕЛЕЙ;

         -  ДОПУСКАТЬСя   В  СВОЕЙ  СТРАНЕ  НА  ОБЩИХ  УСЛОВИяХ  РАВЕНСТВА  К

           ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЕ.

     УчАСТИЕ ГРАЖДАН   В  УПРАВЛЕНИИ  ДЕЛАМИ  СВОЕГО  ГОСУДАРСТВА,  БУДЬ  ТО

НЕПОСРЕДСТВЕННО (Т.Е. ПУТЕМ  РЕФЕРЕНДУМА,  ВЫБОРОВ  ИЛИ  ЛИчНОГО  УчАСТИя  В

ДЕяТЕЛЬНОСТИ   ОРГАНОВ   ГОСУДАРСТВА)   ИЛИ   чЕРЕЗ   ИЗБИРАЕМЫХ   ИМИ    ЖЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ   В   ОРГАНАХ    ГОСУДАРСТВЕННОЙ    ВЛАСТИ    ИЛИ    МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИя,   яВЛяЕТСя   ВЫРАЖЕНИЕМ   СУВЕРЕНИТЕТА   НАРОДА   И   ФОРМОЙ

ОСУЩЕСТВЛЕНИя  ИМ  СВОЕЙ  ВЛАСТИ.  ПРИ   АНАЛИЗЕ   МЕХАНИЗМА   НАРОДОВЛАСТИя

РАЗЛИчАЮТ  ДВЕ  ГЛАВНЫЕ  ФОРМЫ  ДЕМОКРАТИИ:  ПРяМУЮ   (НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ)   И

ОСУЩЕСТВЛяЕМУЮ чЕРЕЗ ОРГАНЫ,  ПРЕЖДЕ  ВСЕГО  ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ  УчРЕЖДЕНИя  И

ДРУГИЕ ВЫБОРНЫЕ ОРГАНЫ. КОНСТИТУЦИя  ОБЪяВИЛА РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ  НЕ  ВООБЩЕ

ВЫСШИМ ВЫРАЖЕНИЕМ ВЛАСТИ НАРОДА, А ВЫСШИМ  НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ  ЕЕ  ВЫРАЖЕНИЕМ,

Т.Е. ВЫСШИМ СРЕДИ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ.

      В чАСТИ ТРЕТЬЕЙ  КОММЕНТИРУЕМОЙ СТАТЬИ НАЗВАНЫ  ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИя  НАРОДОМ  ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ   ЕМУ   ВЛАСТИ,   ИМЕЮЩИЕ   НАИБОЛЬШУЮ

Информация о работе Референдум в России