Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:37, реферат
Понятие свободы во все времена имело множество трактовок и употреблялось во множестве значений. Мы можем говорить о свободе слова, о свободе вероисповедания, о свободе выбора. Свободу можно связать со всеми человеческими ценностями, будь-то экономическая независимость, самоопределение национальности или выбор трудовой деятельности. Именно столь частое употребление слов “свобода”, “независимость” заставило теоретика-политолога Бернарда Крика сказать: “Концепция свободы имеет столь большое значение, что мы с трудом можем ее сколь-либо точно сформулировать, пытаясь привязать к ней все общечеловеческие ценности”.
отца, напр.) и предельно большим, таким, как государственная власть
и выходящим
за рамки государственно-
напр., В. идеологий, религий, политических явлений и т.д. Обобщенная
картина В. в обществе и за его пределами представляется
системой пространств ("полей") В. разного содержания, разных масштабов
и форм, типов и видов. Совокупность всех проявлений В., ее
универсальный, всепроникающий характер позволяют рассматривать ее как
такое же всеобщее начало жизни общества и человека, как и политика, как
автономную (но обусловленную обществом, историей, культурой, т.е.
относительно самостоятельную) общественную сущность, организующую
общество со всеми его согласованными и конфликтными отношениями.
Присутствующая в обществе как целостное начало, способное выступать
во множестве проявлений с единой функцией - служить
организационным
и регулятивно-контрольным
существования политики, В. наделена и единым принципом
деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение,
приказание, убеждение и т.п.). Общественное бытие В. определяется
этим инструментальным, функциональным ее назначением, ее свойством
служить средством осуществления замысла, намерения, плана, быть
отношением между субъектами политики, связывать их. Выраженная в
законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и
эмоциональных воздействиях, В. существует в двух формах -
потенциальной и реальной. Потенциальная, непроявившаяся В. не менее
существенна, чем актуальная, реализованная. Сознание наличной, хотя и не
проявившейся В. оказывает на ее потенциальные объекты (человек, группа,
общество) сильное дисциплинирующее и организующее воздействие, в
некотором отношении не менее сильное, чем реально действующая В. В
потенциале В. уже заложен ответ на вопрос, осуществляется ли она и в
каком приближении к общественно необходимым целям, принятым
нормам, избранным человеком и обществом идеалам. Она обладает
авторитетом, в ней заложен желаемый результат политики. Общие
организационные, регулятивные и контрольные функции В.
конкретизируются в политике во множестве видов политической
деятельности: управлении, принятии решений, выборе целей, определении
задач исполнителей, их подборе ("подбор и расстановка кадров"),
ориентация в политических и неполитических ситуациях, создание
собственной
структурной организации и мн.
система функций
из моделирования собственной
политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
определения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и
пресечения (репрессивная функция) отклоняющегося от норм поведения;
присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и
духовными - волевыми, интеллектуальными, солидарностью и поддержкой
сторонников и т.д.); распределения ресурсов политики - мер
доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами
и вознаграждениями и т.д.; преобразования политического и
общественного (социального, экономического, правового, культурного,
морального) окружения В. в ее интересах и в интересах ее политики. В.
существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и
на трех уровнях его социальной структуры: общественном,
охватывающем наиболее сложные социальные и политические
отношения; публичном или ассоциативном, объединяющим коллективы, и
отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и
иные коллективы) и личном (частном, приватном), в малых группах и т.п.
На всех этих уровнях В. институционализируется, оформляется в
специализированных учреждениях (аппаратах В.) и должностях, в
иерархиях правящих сил и лиц (лидеров, работников управления,
органов В.). Все эти уровни могут (в зависимости от типа общества,
государственного строя и т.д.) разделяться на две формы:
легальные, официальные, формализованные структуры и нелегализованные,
неформальные, неофициальные (напр., влиятельные лица и группы,
приближенные властвующей особы, группы давления, лидеры кланов и
т.п.). Эта форма может стать и теневой, подпольной, принимать
мафиозный, противоправный характер. Чем более выражен процесс
институционализации
В., тем более развиты
внешнего материализованного выражения: учреждения, организации,
устная и печатная продукция В. - документы, законы, инструкции, нормы,
правила, приказы и т.п. Совокупность всех этих уровней и форм В.
образует общую структуру В., которая получает пирамидальное строение.
В ее основании - общество в целом, ближе к основанию -господствующие
силы (классы, партии и т.п. либо просто группы единомышленников),
определяющие политику и формирующие В. На вершине - реальная или
формальная В. -правительство, президент, парламент (руководство
меньших рангов). В истории В. борьба вокруг нее
сосредоточивалась на проблеме ее политической ориентации. Лишь в
XVII в. политико-философская мысль пришла к идее такой ее
структурной реорганизации, которая должна была ее демократизировать,
подчинить закону и сделать более эффективной, полагаясь более на
объективный
механизм ее организации и
добрую волю правителей. Этой цели служил проект разделения единой
власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые
могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Первый проект
такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.) с делением В. на
законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную,
ведающую международными отношениями, т.е. по функциональному
признаку, а не по соображениям престижа, приоритета какой-либо из
них. Впоследствии Ш.Монтескье уже в XVIII в. создал теорию разделения
властей в ее современном виде: на законодательную (парламент, местные
органы самоуправления), исполнительную (правительство и его учреждения,
исполнительные учреждения на местах - префектуры и т.п.) и судебную
(конституционный и верховный суды, судебная система, органы надзора и
т.п.). В этой схеме недоставало еще одного субъекта высшей В., который
мог бы выступать координатором и арбитром в их конфликтах. Поэтому
схема Монтескье обычно дополняется центральной легитимирующей
фигурой - В. монарха, президента или руководства правящей партии
(особенно в странах с однопартийной системой). Роль их различна - от
чисто номинальной до решающей (при деспотически правящем монархе или
диктаторе, президентском правлении, берущем на себя исполнительные и
законодательные функции). Особая и чрезвычайно важная роль высшего
арбитра в отношениях между В. и обществом отводится конституционному
суду. Он призван определять отношение всех инстанций В., общества и
его членов к праву, закону и его центральному звену - конституции.
Отношения между разделенными В. регулируются соответствующими
законами, положениями конституции (если они сформулированы в ней и
существует
сама конституционная форма
политической культуры общества, но нередко складываются отнюдь
не гармонично.
Число и формы
не ограничивается классической триадой, структура эта открыта для
новых видов В. Демократизация В. и ее разделения связаны с действием
ее социального контроля, критики и поддержки В. обществом, получившего
для этого специальный инструмент - прессу, который в XX в. развился в
т.н. средства массовой информации - "четвертую власть", реально
действующую в условиях свободы слова. Структура институциональной
В. включает три функциональных взаимодействующих уровня: (1)
макрополитическую систему высших инстанций В. (ее внешние органы
-правительство, его центральные учреждения); распространяющуюся на
основные внутренние процессы общества и внешнюю политику
государства; (2) В. среднего или промежуточного уровня (мезовласть),
образованную аппаратами В. среднего звена, бюрократией разных рангов,
вплоть до муниципальных властей. Этот уровень
непосредственно связывает институциональную В. с неинституциональной,
неформальной (общественными организациями, движениями, группировками)
и с населением, политическую В. - с неполитической; (3) микроуровень В.,
охватывающей непосредственное политическое общение людей, малых
групп, самоуправление. На этом уровне формируется в проявляется
политическая культура, складываются убеждения, мнения и т.п.
Микроуровень не является низшим, он структурно и функционально отличен
от других, иерархических уровней тем, что составляет политическую ткань
общества в целом, включая и все другие уровни В. Помимо
классификации сфер и уровней функционирования, может быть
построена содержательная типология В. по различным признакам: по
степени институционализации -правительственная, городская, школьная и
т.п.; по субъекту В. - классовая, партийная, народная, президентская,
парламентская и пр.; по количественному признаку (который имеет весьма
существенные качественные особенности) - единоличная (монократическая),
олигархическая (В. сплоченной группы), полиархическая (множественная В.
ряда институтов или лиц); по социальному типу правления -
монархическая, республиканская; по режиму правления -демократическая,
авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т.п.; по
социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и
т.п.; по применяемым средствам - господство, насилие, авторитет,
убеждение и т.д.; по функциям - наблюдение, контроль, организация,
управление, дисциплинарная В. и др. Особая проблема - психология В.,
ее глубинные,
подсознательные и
традиционно исследовались в политическом, литературном, научном,
философском творчестве лучших умов человечества Запада и Востока. В
наше время, в XX в. такие исследования стали предметом специальных
политических и философских дисциплин, изучающих В. и политику.
Увлечение проблемами политического сознания и поведения привело к
психологизации политических наук и появлению бихевиоризма - учения о
поведении и его психологических мотивах. Действительно, проявление В.
естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и
социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой
жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу
имеет и другая, зеркальная сторона В. - подчинение, добровольное или
вынужденное согласие воспринимать импульсы В. и следовать им.
Командование и исполнение - два равным образом универсальных принципа
В. Они нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности -
склонной властвовать (властной) и подчиняющейся, принимающей В. Оба
типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в форме крупных