Система Государственного управления и её функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3
1. Система государственного управления и её функции…………………………….………………………………………………………….…4
2. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти ………………………………………………………………………………………………….…8
3. Система взаимоотношений и взаимодействие государственного управления и исполнительной власти……………………………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………….…………………………………. 17
Список литературы…………………………………………………………………...………………… 18

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Система государственного управления и её функции….…4
2. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти ….…8
3. Система взаимоотношений и взаимодействие государственного управления и исполнительной власти…13
Заключение………………………………………………….…………………. 17
Список литературы………………………………………………………...… 18

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание (3).doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

- Оптимизация  структур и механизмов федерального  и регионального управления должна  особенно касаться регионального  звена государственного управления  Российской Федерации. Необходимость отхода от предельной концентрации власти и ресурсов вокруг центра, механизмы передачи ресурсов и полномочий сверху вниз освоены лишь "в первом приближении". Трудно идет становление новых управленческих связей по вертикали и горизонтали. Вместо управления процессами децентрализации идет стихийная борьба за захват власти у центра в пользу регионов, субъектов Федерации.

- Массовые настроения  отмечены значительной долей  апатии, отстраненности от политических  институтов и элит. Связи правящих  групп, политических партий с населением развиты слабо. Выражены попытки навязывать обществу умозрительные схемы, манипулировать общественным мнением, что усиливает нигилизм общественности в отношении цинизма структур власти. Доверие населения к политике, к политическим лидерам после опыта последнего года придется зарабатывать в течение длительного времени. В то же время несомненны ожидания в массе, построенные вокруг возможности появления харизматического лидера, способного разом решить проблемы общества.

Учет решения задач государственного управления в контексте общемирового аспекта. Мировой опыт дает не только и не столько знание возможных решений конкретных управленческих задач. Глобальный контекст позволяет выстраивать предлагаемые решения так, чтобы "угадать" прокладывающие себе путь во всем мире тенденции, сохранить российскую самобытность и использовать действительно оптимальные варианты решения проблем государственного управления.

Исторически и  геополитически Россия - это решающий фактор процессов на евразийском континенте. Ее влияние на населяющие этот ареал народы велико и неизбежно. В российском обществе достаточно остро дебатируется вопрос о применимости к России известных в мире моделей развития и устройства. Обвинения в слепом копировании той или иной модели весьма распространены и достаточно обоснованы. Методологически невер¬но считать возможным применение какой-либо конкретной макромодели государственного или социально-экономического устройства к иной стране, кроме той, на почве которой сложилась рассматриваемая модель: каждая из них несет на себе неповторимый отпечаток страны, ее породившей. Очевидно, что и российская модель будущего устройства будет конкретной и оригинальной. В то же время методологически ценно использовать зарубежный опыт для поиска выхода из кризисной ситуации, решения задач, стоявших перед страной.

 

2. Понятие  и административно-правовой статус  органов исполнительной власти 

Органы исполнительной власти, государственного управления, администрация являются в пределах своих полномочий самостоятельными коллективными образованиями, выполняющими определенным штатом людей (государственных служащих) функции целенаправленного воздействия на управляемые объекты.

Исполнительные  органы (органы государственного управления, администрации), являясь одним из видов органов государственной власти, обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления, непосредственное, повседневное оперативное руководство в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.

Органы исполнительной власти, государственного управления образуются в установленном законодательством порядке — путем избрания или назначения.

В структуру  органа, т.е. во внутреннее его построение, входят: руководство (начальник, его  заместители, коллегия, если имеется); подразделения (штабы, аппараты), осуществляющие функции общего управления, отраслевые, функциональные, вспомогательные подразделения и службы. Структура может быть принтерной, типовой и индивидуальной. Она отражается в штатном расписании — перечне структурных подразделений и должностей.

Понятие органа исполнительной власти может быть определено как целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти (органов государственного управления, администрации) определяется Конституцией, конституциями республик в составе  России, федеральными и иными законами, положениями об органах (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Общими чертами  правового положения органа являются:

* — подзаконный характер  деятельности органов исполнительной  власти;

* — наделение их правом  распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

* — подотчетность и  подконтрольность нижестоящих органов  вышестоящим в той или иной  системе управления, обязательность  распоряжений вышестоящих органов  для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управление оборонной, железнодорожным транспортом и др.).

Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным  или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, т.е. направления  деятельности, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности и структуру органа.

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией, конституциями республик в составе  России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации  и иными нормативными актами.

В соответствии с принципом  федерализма действующая система  исполнительной власти состоит из следующих  звеньев:

— федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

К федеральным органам  исполнительной власти относятся:

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. На должность Президента — главы государства — может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок избрания Президента определяется федеральным законом.

Федеральным органом общей компетенции, осуществляющим исполнительную власть в России, является Правительство Российской Федерации. Оно обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной власти и правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.

Правовое положение Правительства, его состав, порядок формирования определяются Конституцией и федеральными законами. В своей деятельности Правительство  руководствуется также указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, которому оно подотчетно. Порядок деятельности Правительства регулируется федеральным конституционным законом.

Правительство Российской Федерации — коллегиальный  орган. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы России. Другие члены Правительства — заместители и федеральные министры — также назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Председатель  Правительства может поставить  перед Государственной Думой вопрос о доверни Правительству. При отказе в доверии Президент принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство  по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

К организационно-правовым формам органов федеральной исполнительной власти относятся:

* — министерство  Российской Федерации; 

* — государственный  комитет Российской Федерации;

* — федеральная  служба России;

* — российское  агентство, федеральный надзор  России и другие федеральные  органы исполнительной власти.

Министерство  Российской Федерации является центральным  органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности; образуется на основании указа Президента Российской Федерации; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство  в своей деятельности руководствуется  Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства Российской Федерации и положением о министерстве, утверждаемом Президентом или Правительством России.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно  с другими федеральными органами исполнительной власти).

Министр имеет  заместителей, назначаемых на должность  и освобождаемых от должности  Правительством Российской Федерации. В министерстве образуется совещательный  орган — коллегия в составе  министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав коллегии утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его  заместители, коллегия), главные управления, управления, департаменты, отделы и  иные подразделения.

Государственный комитет Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим на основе коллегиальности межотраслевые регулирование. Образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом России. Кроме председателя в состав государственного комитета входят заместители председателя и члены комитета. Заместители председателя и члены государственного комитета, соответственно, назначаются, утверждаются и освобождаются Правительством Российской Федерации.

Государственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации и положением о государственном комитете, утверждаемом Президентом или Правительством России.

Функции большинства  государственных комитетов носят  межотраслевой, надведомственный характер. В связи с этим их полномочия отличаются от отраслевых министерств. Государственные комитеты формируют и реализуют единую государственную политику в смежных сферах и отраслях, осуществляют методическое руководство, организацию и координацию при формировании государственной политики; определяют приоритетные направления развития отраслей управления; организуют работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических и иных проблем.

Государственные комитеты в пределах своей компетенции  осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением установленных  правил. Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России и другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации. Руководители указанных органов назначаются Президентом, а их заместители — Правительством Российской Федерации.

Федеральные службы, агентства и другие органы руководствуются  в своей деятельности Конституцией, федеральными законами, указами и  распоряжениями и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, положениями о них, которые утверждаются Президентом или Правительством России.

К территориальным (региональным) федеральным органам  относятся действующие в пределах края, области: Государственная налоговая инспекция, управление статистики, миграционная служба, военкоматы и др. К региональным федеральным органам относятся: командование военного округа, командование пограничного округа, управление железной дороги, региональный орган Госгортехнадзора России и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти.

Информация о работе Система Государственного управления и её функции