Система источников авторского права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

"Слово не воробей - вылетит, не поймаешь", - гласит русская пословица. Ну, а если это "слово" на самом деле - научная идея, ключ к завоеванию рынка или вообще любая концепция?
Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы, независимо, была ли эта собственность материализована.
Научно-техническая революция заставила обратить внимание на "невидимую руку"прогресса человечества. Интеллект превращается в материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Становление системы источников авторского права………4

1.1. Историческое развитие системы источников авторского права…….4

1.2. Современное состояние авторского права……………………………7

Глава 2.Система источников авторского права………………………15

2.1. Характеристика источников авторского права……………………....15

2.2 Международно-правовые и иные источники авторского права……..23

Заключение…………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая система источников авторского права.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

В отношении произведений изобразительного искусства ст. 1291 ГК РФ устанавливает, что даже в том случае, если автор при передаче оригинала такого произведения не предполагал передавать его приобретателю какие-либо авторские права, такой приобретатель все равно может уже без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Согласно ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение, т.е. произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, принадлежит работодателю. Правда, при этом вводятся особые нормы относительно возникновения прав у работника в тех случаях, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Кроме того, работник вправе при использовании его служебного произведения претендовать на получение вознаграждения за такое использование, порядок исчисления которого в проекте, как и в действующем законодательстве, не установлен.

Стоит отметить также особое правовое регулирование, предусмотренное ст. 1240 ГК РФ для случаев "использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта". К числу таких объектов отнесены, в частности, кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения, телевизионные передачи, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, единые технологии и другие подобные объекты, требующие использования различных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Разработчики ГК РФ заботились о том, чтобы отдельные авторы не могли парализовать использование таких сложных объектов. Так, согласно упомянутой ст. 1240 ГК РФ, при участии в создании таких проектов презюмируется переход исключительных прав от авторов, если иное не будет специально предусмотрено соглашением сторон, и даже в случае заключения лицензионного договора вместо договора отчуждения прав предполагается, что такой договор заключен на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права. В ст. 1263 ГК РФ специально указывается на применимость данных положений в отношении "изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего изготовление такого произведения (продюсера).

Исходя из имеющихся формулировок и наличия у авторов, в частности, "права на неприкосновенность произведения", на практике возможна неопределенность относительно принадлежности прав. Как представляется, в частности, издательства, заинтересованные в использовании произведений, вошедших в аудиовизуальные произведения, теперь будут вынуждены весьма непростым образом строить свои отношения как с производителями таких аудиовизуальных произведений, так и с авторами вошедших в них произведений, причем кинопродюсеры и иные лица, обладающие правами на сложные объекты, могут считать себя вправе без согласия автора осуществлять и разрешать любое использование любых вошедших в такие сложные объекты произведений, в том числе их использование отдельно от фильма или иного аудиовизуального произведения, например при выпуске литературной версии кинематографического произведения и т.д., однако реализация соответствующих проектов может быть парализована, если не решены вопросы с авторами соответствующих произведений, в частности, в силу наличия у них права на неприкосновенность созданных ими произведений.

В части IV ГК РФ основные нормы, относящиеся к защите авторских и смежных прав, размещены в главе 69 "Общие положения" и касаются защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в целом. В статьях 1251 и 1252 перечислены способы защиты с их распределением по основаниям применения: способы, предназначенные для защиты личных неимущественных авторских и смежных прав, с одной стороны, и предназначенные для защиты исключительных прав - с другой. Содержание указанных оснований применения способов защиты не раскрывается. Данные способы являются общими для защиты абсолютных авторских и смежных прав. Они образуют самостоятельный блок, отличный от круга способов защиты относительных прав, принадлежащих авторам и субъектам смежных прав[18].

К числу нововведений, заслуживающих, на наш взгляд, особого упоминания, относятся, во-первых, возможность предъявления требования о публикации решения суда о допущенном нарушении прав, причем даже при отсутствии вины нарушителя (ст. 1250 ГК РФ), а во-вторых, возможность ликвидации юридического лица по требованию прокурора при неоднократном или грубом нарушении исключительных прав (ст. 1253 ГК РФ). Ужесточение ответственности в виде возможности ликвидации по требованию прокурора в судебном порядке юридических лиц, неоднократно или грубо нарушивших исключительные права (ст. 1253 ГК РФ), может создать новые условия в работе российских пользователей, осуществляющих массовое использование авторских произведений и других объектов интеллектуальных прав.

В то же время в ГК РФ устранена предоставленная авторам в 2004 г. возможность взыскания компенсации морального вреда при нарушении не только личных неимущественных, но также и любых имущественных прав авторов. Согласно ст. 1251 ГК РФ авторы вправе настаивать на компенсации морального вреда только при нарушении их личных неимущественных прав, следовательно, при нарушении исключительных прав или иных имущественных прав автора автор уже не сможет требовать выплаты подобной компенсации.

 

2.2 Международно-правовые  и иные источники авторского  права

 

Особое место в регулировании авторского права занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Конституция РФ закрепляет принцип приоритета международных договоров по отношению к российскому законодательству. В числе важнейших международных договоров в области авторского права, участником которых в настоящее время является Россия, необходимо выделить следующие: Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г., Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г., Брюссельскую конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.[19]

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. является правовой основой Бернского союза, созданного для охраны прав авторов. Административно-секретариатские функции Союза возложены на ВОИС. В Союзе участвует около 130 государств. В рамках Бернского союза создано, по существу, общее правовое поле защиты авторских прав на литературные и художественные произведения. Граждане стран-членов Союза пользуются на условиях взаимности как в своей стране, так и в других странах-членах правами охраны своих опубликованных в стране Союза (а с 1971 г. и не в стране Союза), а также неопубликованных произведений в соответствии с национальным законодательством стран-членов, обеспечивающим охрану (включая судебную защиту) для собственных граждан, плюс защитой в соответствии с дополнительными правами, предоставляемыми авторам в силу Бернской конвенции. Охрана предоставляется и гражданам стран - нечленов Союза в отношении произведений, опубликованных впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране Союза и в стране - нечлене Союза. Таким образом, на пространстве Союза применяется территориальный принцип в сочетании с национальным правовым режимом.

Российская Федерация является также участником ряда двухсторонних межправительственных соглашений, затрагивающих различные аспекты интеллектуальной собственности, (например, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и др.)[20]. В рамках Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. и Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (сокращенное наименование - ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS)[21].

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории РФ для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным[22]. Как указывает Э.П. Гаврилов, иностранным владельцам прав по международному договору может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (и тогда говорится о предоставлении «национального режима»), либо только некоторые из этих прав. Иностранным владельцам прав на основе международного договора в некоторых случаях может быть предоставлен более льготный режим, чем тот, который предоставляется российским владельцам, охраняемым по российскому национальному законодательству[23].

Значительную роль в регулировании авторского права и смежных прав играет судебная практика по соответствующим вопросам.

С точки зрения правоприменения наиболее важными являются постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку содержащиеся в них положения являются обязательными для нижестоящих судов. Тем не менее, указанными высшими органами судебной власти до настоящего времени не принято специальных постановлений пленумов по вопросам обобщения судебной практики по делам, вытекающим из авторских правоотношений, хотя в настоящее время определенная работа в данном направлении ведется. В этой связи суды общей юрисдикции продолжают применять в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений»[24].

Широкое использование результатов творческой деятельности в силу различных причин сопровождается негативными последствиями, представляющими серьезную угрозу для общества в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов[25]. В связи с этим возникла объективная потребность в обобщении судебной практики и подготовке руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по этим вопросам. В первом полугодии 2004 г. Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения гражданских дел в сфере защиты интеллектуальной собственности[26].

Арбитражные суды, в свою очередь, до сих пор руководствуются информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»[27].

Кроме того, следует назвать и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знак»[28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности». Авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений (иных правообладателей.

Понятие интеллектуальной собственности включает в себя как личные неимущественные права, неотделимые от автора, так и имущественные права на использование результата интеллектуальной деятельности.

Вновь принятое законодательство более детально регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В отношении данных объектов признаются интеллектуальные права, которые включают: исключительное право, являющееся имущественным правом; личные неимущественные права в случаях, предусмотренных ГК РФ; иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии со ст. 1255 части четвертой ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. К ним относятся: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, автору могут принадлежать и другие права, в том числе на вознаграждение за использование служебного произведения, на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Смежные права (neighboring rights, droit voisins) - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Согласно ст. 1304 ГК (п. 1) объектами смежных прав являются:

1) исполнения  артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков  спектаклей (исполнения), если эти  исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение  и распространение с помощью  технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения  передач организаций эфирного  или кабельного вещания, в том  числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных  в части их охраны от несанкционированного  извлечения и повторного использования  составляющих их содержание материалов;

5) произведения  науки, литературы и искусства, обнародованные  после их перехода в общественное  достояние, в части охраны прав  публикаторов таких произведений.

Информация о работе Система источников авторского права РФ