Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:39, реферат
С незапамятных времен известна творческая деятельность артистов-исполнителей. Но результат этой деятельности до XX столетия не имел адекватной правовой охраны. Объясняется это отсутствием ранее соответствующих технических средств, делающих результаты творческой деятельности исполнителей доступными широкой публике. Артист-исполнитель долгое время сам определял и успешно контролировал свою аудиторию, в связи с чем ни в какой специальной охране он не нуждался. В наши дни ситуация существенно изменилась. Развитие технических средств сделало возможным использование уже существовавших видов творческой деятельности в совершенно новой сфере, например - сфере бизнеса (предпринимательства). И если при прежнем использовании нужды в охране результатов этой деятельности не существовало, то правовая охрана того же результата в новой сфере стала объективно необходимой. Иными словами, появился новый объект охраны.
ВВЕДЕНИЕ ……….3
1. ПОНЯТИЕ «СМЕЖНЫЕ ПРАВА» 5
2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ 6
3. КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СМЕЖНЫХ
ПРАВ 7
4. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 7
5. ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ 8
6. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ВЕЩАНИЯ 9
7. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ФОНОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВЕЩАНИЯ 9
8. ОХРАНА СМЕЖНЫХ ПРАВ 9
8.1 Охрана смежных прав на международном уровне 9
8.2 Охрана смежных прав в Украине 10
8.3 Срок охраны смежных прав 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра Менеджмент организации
по
дисциплине «Интеллектуальная
на тему: СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Выполнили: студ. гр.ФК-51д
Гатауллина К.Ю.
« » _____________ 2013г.
Проверил
Доц. Кокодей Т.А.
2013
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ ……….3
1. ПОНЯТИЕ «СМЕЖНЫЕ ПРАВА» 5
2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ 6
3. КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СМЕЖНЫХ
ПРАВ 7
4. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 7
5. ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
6. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ВЕЩАНИЯ 9
7. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ФОНОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЙ ВЕЩАНИЯ 9
8. ОХРАНА СМЕЖНЫХ ПРАВ 9
8.1 Охрана смежных прав на международном уровне 9
8.2 Охрана смежных прав в Украине 10
8.3 Срок охраны смежных прав 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13
ВВЕДЕНИЕ
С незапамятных времен известна творческая
деятельность артистов-исполнителей.
Но результат этой деятельности до
XX столетия не имел адекватной правовой
охраны. Объясняется это отсутствием
ранее соответствующих
Появление радио и особенно телевидения
вывело определенные аудитории пользователей
из-под непосредственного
В то же время система охраны результатов
исполнительской деятельности не может
полностью воспроизвести схему
авторского права. Возникает потребность
в самостоятельной системе
Деятельность артистов-
К ХХ веку сложились национальные законодательства об авторском праве во многих странах, в том числе и была разработана Бернская конвенция. По этой причине законодатели многих стран решили охранять права исполнителей не с помощью инструментов авторского права, а с помощью сходного с ним института смежных прав (т.е. прав, смежных с правами авторов). Но в некоторых странах, и прежде всего в США (представляющих собой самый большой рынок звукозаписи), права исполнителей охраняются авторским правом при более узком определении прав автора произведения. В национальном законодательстве и в международных договорах проводится четкое разделение прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания.
Общие положения о смежных прав даются в законе Украины «Об авторском праве и смежных правах». Выделим несколько определений, связанных с понятием смежных прав, согласно ст. 4 этого закона.
Смежными правами признаются права
на результаты творческой деятельности
артистов-исполнителей, производителей
фонограмм и организаций
Целью смежных прав является охрана
юридических интересов
Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.
Стоит отметить, что звукозаписи могут пользоваться охраной, даже если они не являются произведениями. Звукозапись может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские волны и т. д., а фирма звукозаписи, организовавшая производство содержащих эти звуки аудионосителей, будет иметь охрану против не разрешённого ею использования этой записи.
Существенной особенностью большинства смежных прав является их производностъ и зависимость от прав создателей (авторов) произведений. По общему же правилу, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Поэтому основным принципом возникновения и осуществление сопредельных прав есть безусловное соблюдение прав авторских.
Законодательство Украины
Субъектами смежных прав обычно являются следующие группы лиц:
- исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);
- производители фонограмм (изготовители фонограмм);
- организации эфирного или кабельного вещания;
- изготовители баз данных;
- публикаторы.
Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.
Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.
Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач.
К объектам смежных прав, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения относятся:
- постановки;
- исполнения;
- фонограммы;
- передачи организаций эфирного и кабельного вещания.
Рассмотрим критерии предоставления правовой охраны смежных прав согласно 32 статье закона Украины "Об авторском праве и смежных правах":
1. Права исполнителей охраняются в соответствии с настоящим Законом, если:
1) исполнение впервые имело
2) исполнение зафиксировано на фонограмме, охраняемой согласно настоящей статье;
3) исполнение, не зафиксированное
на фонограмме, включено в передачу
организации вещания,
2. Права производителей
1) производитель является
2) фонограмма впервые
3) первая фиксация фонограммы имела место в Украине.
3. Права организаций вещания
охраняются настоящим Законом,
если они имеют официальное
местонахождение на территории
Украины и осуществляют
4. Смежные права иностранных
юридических и физических лиц
охраняются в соответствии с
международными договорами
Согласно 33 статье закона Украины "Об авторском праве и смежных правах":
1. Исполнителям принадлежит
2. Исключительные права
3. Исполнителям принадлежат
4. В том случае, если исполнение
используется в
5. В случае, если исполнитель
при первой фиксации