Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:14, курсовая работа
В последнее десятилетие в нашей стране произошли огромные сдвиги в общественной сфере. Общество все больше становится гражданским, основанным не на идеологии, а на рыночных взаимоотношениях частных и юридических лиц. Все большую роль играют гражданское и гражданское процессуальное право. Специфика метода гражданского права заключается, в частности, в том, что стороны гражданских правоотношений:
юридически равны;
юридически независимы;
имеют возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
Введение
В последнее десятилетие
в нашей стране произошли огромные
сдвиги в общественной сфере. Общество
все больше становится гражданским,
основанным не на идеологии, а на рыночных
взаимоотношениях частных и юридических
лиц. Все большую роль играют гражданское
и гражданское процессуальное право.
Специфика метода гражданского права
заключается, в частности, в том,
что стороны гражданских
В этих условиях, в свете новых взглядов на роль и значение гражданского права и судебной власти в обществе, становится необходимостью изучение основ гражданского права, вопросов надлежащей защиты нарушенных прав граждан, а также юридических лиц.
Правоотношением называют идеологические надстроечные отношения, являющиеся особым видом социальных связей субъектов, возникающих и существующих на основе правовых норм.
Всякое право,
в том числе и любое
Актуальность изучения осуществления и способов защиты, гражданских прав обусловлена тем обстоятельством, что правовая культура российского общества, при всех изменениях к лучшему, до сих пор не достигла уровня, соответствующего уровню правового государства. Достаточно остро ощущается как нехватка уважения к правам других граждан, так и неумение защищать собственные гражданские права, незнание мер и способов осуществления такого рода защиты прав.
Цель работы – рассмотреть понятия и виды мер государственного принуждения применяемые к нарушителям гражданских прав.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- определить понятие и изложить содержание права на защиту;
- охарактеризовать
меры оперативного воздействия
на нарушителя гражданских
- обрисовать
меры правоохранительного
– как меры
предупредительного характера,
Предмет исследования – осуществление и способы защиты гражданских прав.
Объект исследования – правоотношения, складывающиеся между лицами, защищающими свои гражданские права, и нарушителями этих прав, в ходе защиты указанных прав.
1 Понятие и содержание права на защиту
Осуществление гражданского оборота предполагает не только признание за субъектами определенных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой охраны. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятием «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В него включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. При этом к собственно правовым мерам охраны относятся все меры, с помощью которых обеспечивается как развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии, например, закрепление гражданской право-, дееспособности субъектов, установление обязанностей и т.п., так и восстановление нарушенных или оспоренных прав и интересов1.
Понятие защиты гражданских прав является общим для гражданского права и гражданского процесса (ст. 11–16, 151–152, гл. 20 ГК, ст. 2, 3, гл. 1 ГПК). В материально-правовом смысле оно связано с содержанием субъективного гражданского права.
В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его, нарушенного или оспариваемого права. Или, в несколько отличной формулировке: субъективное право на защиту – это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право2.
Способом защиты гражданского права называется сама закрепленная или санкционированная законом правоохранительная мера, посредством которой производится устранение нарушения права и воздействие на правонарушителя3.
Перечень способов защиты гражданских прав содержится, как правило, в общей части гражданского законодательства.
Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты – юрисдикционную неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т.д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам.
Таким образом, право
на защиту – предоставленная
2 Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав
2.1. Понятие и общие
черты мер оперативного
Под мерами оперативного воздействия понимаются такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, без обращения за защитой права к компетентным государственным органам4.
Первая особенность мер оперативного воздействия состоит в том, что все они имеют своей задачей охрану прав и интересов управомоченного лица и поэтому с полным основанием могут быть названы правоохранительными мерами. Правоохранительный характер этих мер находит свое выражение в том, что они применяются управомоченным лицом лишь в случае, когда обязанная сторона допустила те или иные нарушения.
Вторая особенность правоохранительных мер оперативного воздействия состоит в том, что меры эти имеют характер одностороннего действия управомоченного субъекта гражданского правоотношения. Это такие меры, которые применяются к правонарушителю непосредственно самим управомоченным лицом, но во всех без исключения случаях применение их является правом управомоченной стороны и происходит во внесудебном, внеарбитражном порядке, т.е. без обращения к компетентным государственным или общественным органам. Именно это обстоятельство дает основание определить эти меры как правоохранительные меры оперативного характера. Такой порядок применения этих мер существенно отличает их от гражданско-правовых санкций.
При этом следует
обратить внимание на то, что меры оперативного
воздействия применяются
Третья особенность мер оперативного воздействия заключается в том, что односторонний характер применения управомоченным лицом этих мер определяет собой и специфический характер гарантий их правильного применения. Важное значение в связи с этим приобретают два момента: во-первых, разнообразный и во многом индивидуальный характер мер оперативного воздействия, порожденный спецификой регулируемых отношений, предполагает необходимость точного и императивного определения в законе специфических и также во многом индивидуальных условий и границ их применения; во-вторых, в целях обеспечения их правомерного использования управомоченным лицом закон предоставляет право обязанному лицу в случае необоснованного применения к нему мер оперативного воздействия оспорить правильность их применения в судебном порядке. Иначе говоря:
- меры
оперативного воздействия
- их применение
не устраняет возможности
Четвертая особенность оперативных мер состоит в том, что применение их управомоченным лицом влечет за собой невыгодные последствия для обязанного лица. Это обстоятельство на первый взгляд сближает меры оперативного воздействия с гражданско-правовыми санкциями. В действительности же и с этой стороны между ними имеется существенное различие. Если применение гражданско-правовых санкций влечет за собой непосредственные и неотвратимые невыгодные последствия для правонарушителя, то применение мер оперативного воздействия при необходимой положительной реакции на них со стороны обязанного лица может и не повлечь за собой невыгодных последствий либо значительно уменьшить их размер.
Так, например, взыскание с неисправного контрагента неустойки (пени, штрафа) или убытков непосредственно влечет за собой уменьшение в его имуществе, тогда как, например, задержка пароходством груза до внесения грузополучателем всех причитающихся платежей может и не повлечь за собой невыгодных последствий для последнего, если эти платежи будут внесены в самый кратчайший срок. Из этого следует, что применение мер оперативного характера предполагает наступление невыгодных последствий для обязанного лица, как правило, лишь, в конечном счете.
Пятая особенность мер оперативного воздействия состоит в их особом назначении в гражданском праве. В отличие от санкций меры оперативного воздействия, хотя и связаны, в конечном счете, с невыгодными имущественными последствиями для правонарушителя, тем не менее, они, как правило, не связаны с восстановлением имущественной сферы потерпевшего, и потому возмещение потерь, понесенных управомоченным лицом, не является их функцией. Будучи, как и санкции, мерами правоохранительного порядка, они имеют своим назначением, прежде всего побуждение другой стороны к надлежащему исполнению своих обязанностей. Поэтому обеспечение надлежащего исполнения и есть главная функция мер оперативного воздействия. Очевидно, вместе с тем, что связь оперативных мер с невыгодными имущественными последствиями для правонарушителя придает им характер мер имущественного воздействия. Оперативные меры так же, как и гражданско-правовые санкции, имеют большое воспитательное значение.
Таким образом, отличительные черты мер оперативного воздействия:
1) они применяются непосредственно управомоченным лицом без обращения за защитой права к компетентным государственным органам;
2) они носят юридический, а не фактический характер;
3) являются мерами
правоохранительными и
4) их применение носит односторонний характер.
2.2. Виды мер оперативного воздействия и их особенности
Меры оперативного воздействия многочисленны и многообразны, но они могут быть подразделены на следующие виды.
Меры оперативного воздействия, связанные с исполнением обязательств за счет должника. Общая норма, касающаяся данного вида мер оперативного воздействия, установлена ст. 397 ГК. Согласно данной норме в случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить исполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков. В нормах, касающихся отдельных видов обязательств, содержание и условия применения указанных мер оперативного воздействия конкретизируются.
Меры оперативного воздействия, связанные с обеспечением встречного удовлетворения. Принципиальное положение о них сформулировано в ст. 359 ГК, где закреплено, что кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.