Статус адвоката, права и обязанности адвоката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать историю образования и развития адвокатуры, современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации, раскрыть понятие адвокатской деятельности и рассмотреть права и обязанности адвоката. Исходя из поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю развития адвокатуры и организацию адвокатуры
на современном этапе;
исследовать понятие адвокатской деятельности;
изучить права и обязанности адвоката;
в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...2-3
Глава 1. История образования и развития адвокатуры……………………..4-10
Глава 2. Организация адвокатуры на современном этапе………………....11-12
Глава 3. Статус адвоката, права и обязанности адвоката……………….…….15
3.1 Приобретение статуса адвоката…………………………………..16-19
3.2 Права и обязанности адвоката…………………………………...19-22
3.3 Меры поощрения адвоката и дисциплинарные взыскания…….22-23
Заключение…………………………………………………………………...24-25
Список используемой литературы………………………………………….26-27

Вложенные файлы: 1 файл

адвокатура.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….…...2-3

Глава 1. История образования  и развития адвокатуры……………………..4-10

Глава 2. Организация адвокатуры на современном этапе………………....11-12

Глава 3. Статус адвоката, права и обязанности адвоката……………….…….15

          3.1 Приобретение статуса адвоката…………………………………..16-19

          3.2  Права и обязанности адвоката…………………………………...19-22

          3.3  Меры поощрения адвоката  и дисциплинарные взыскания…….22-23

Заключение…………………………………………………………………...24-25

Список используемой литературы………………………………………….26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Современное Российское государство находится на этапе правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом демократического развития общества в целом.

           Адвокатура известна Российскому праву чуть более века. Ее история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования.

            В соответствии с Конституцией Российской Федерации в демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан входят в обязанность государства. На страже законности и правопорядка стоят суд, правоохранительные органы государства и различные общественные организации. В числе их в Конституции РФ названа и адвокатура. В Конституции РФ закреплено положение о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, помощь оказывается бесплатно.

             Актуальность исследования моей работы обусловлена рядом обстоятельств: 26 апреля 2002 года был принят Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Принятию закона предшествовали бурные дискуссии и споры о его содержании.

              Цель данной работы - исследовать историю образования и развития адвокатуры, современное правовое положение адвокатуры в Российской Федерации, раскрыть понятие адвокатской деятельности и рассмотреть права и обязанности адвоката.   Исходя из поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть историю развития адвокатуры и организацию адвокатуры

на современном этапе;

  1. исследовать понятие адвокатской деятельности;
  2. изучить права и обязанности адвоката;
  3. в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию

обозначить  современную проблематику адвокатуры, предложить варианты решения накопившихся проблем, а также осветить дальнейшие тенденции развития адвокатуры в  РФ.

            Таким образом, в работе необходимо проанализировать всю современную периодику об адвокатуре, монографии и исследования советского периода, действующее и ранее действующее законодательство, в данной работе в большей мере будут использованы труды отечественных адвокатов практиков, ученных: Ф.Багаутдинова, А.Галоганова, К.Ф.Гуценко, М.А. Ковалева, М.Кануковой, М.Гофштейн, С.Полякова, Г.Резника, В.Смирнова, Р.К. Теунаева, Л.А.Окунькова, Г. Мирзоева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История образования и развития адвокатуры.

             В силу специфики функций, возложенных на адвокатуру, ее альтернативности органам государственной власти, отношение к ней менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этого института в нашей стране. Путь становления российской адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации адвокатуры.

При самодержавии развитие адвокатской деятельности тормозилось  нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских объединений. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца. В течение всего дореформенного периода правовые представители были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения, организации и названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.

Судебная реформа 1864 года заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Сформировалась адвокатская профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.1

Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных - корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов - и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления являлся законченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.

В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством Юстиции. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.

Кроме случаев ведения  дел по назначению суда, вознаграждение за которые выплачивалось из общего фонда, оплата труда адвоката производилась по договоренности с клиентом. Хотя Министерство Юстиции и установило размеры оплаты услуг, они были необязательны и применялись лишь в случаях разногласий между адвокатом и клиентом.

3 марта 1890 года был  принят закон, ограничивающий допуск в адвокатуру евреев. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий.

Сразу после падения старого режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон, позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.2

Смена политической власти в России привела к изменению  направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.

Каково же было отношение  большевиков к адвокатуре? Многие выдающиеся революционеры досконально  знали тонкости адвокатской профессии, т.к. практиковала в качестве адвокатов  при старом режиме. П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский, да и сам Ленин, были до революции членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в 1891 году в возрасте 21 года без особого энтузиазма проработал в течение полутора лет помощником адвоката в провинциальном городе Самаре. Будучи под началом присяжного поверенного Хардина, он провел всего 10 дел о незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены.

Придя к власти, большевики поняли, что тактика работы в зале суда, оказавшая большую помощь в разоблачении и ослаблении системы царизма, может быть использована и против нового режима.

22 ноября 1917 года был  принят Декрет «О суде» №1, который упразднял адвокатуру, прокуратуру,  отделы уголовных расследований  и практически всю судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, не опороченному гражданину.

Издание  Декрета «О суде» №1 не привело к немедленной  замене старой адвокатуры коллегиями правозащитников. Декрет «О суде» №1 предписывал создание при местных  советах коллегий правозащитников, но он не оговаривал того, какими они должны быть и не обязывал местные советы исполнять его положения.

На первом Всероссийском  съезде комиссаров юстиции в Москве в апреле 1917 года было принято решение  об установлении для правозащитников  государственных окладов, разорвавшая таким образом связь материального свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.

Распад старой правовой системы привел к массовому уходу  из адвокатской корпорации.

30 ноября 1918 года ВЦИК  принял Положение "О народном  суде", которое заменило существовавшие  законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозащитников заменялись  коллегиями с еще более неудовлетворительным названием - коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными советами, причем размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.

Закон запрещал гражданам  обращаться за юридической помощью  к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.

            С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету «О суде» №1 присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению "О народном суде" 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.

29 июня 1920 года третий  всероссийский съезд работников  юстиции утвердил план привлечения  адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии обвинителей  и защитников была введена  система, в соответствии с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это означало ликвидацию адвокатской корпорации.

Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах юстиции, не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распространению подпольной адвокатской практики.

Новый закон об адвокатуре, вышедший к середине лета 1922 года, предусматривал возрождения института защитника  в каждой губернии. Но об организации общероссийской коллегии адвокатов в законе не говорилось. Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до революции, делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.

Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.

Партия начала вводить  в состав коллегий коммунистов, пытаясь  установить, таким образом, контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.

Юридические факультеты сразу после революции были ликвидированы. Юридическое образование, пришедшее  в упадок в период революции, было восстановлено весной 1935 года с созданием Всесоюзной правовой академии. Но адвокатуре было отведено периферийное место в схеме восстановления правового образования. Ведущие юридические факультеты готовили студентов для работы в прокуратуре, судах и других государственных учреждениях. И предназначенных для работы в государственном секторе студентов не обучали вопросам правовой защиты. Те же, кто хотел поступить в адвокатуру, проходили подготовку в других, менее престижных институтах.

Юридическая пресса стала  не только менее обстоятельной в  освещении правовых вопросов, начиная с 1930 года, но и многие журналы, публиковавшие такую информацию, исчезли. После 1927 года перестали публиковаться ежегодные отчеты коллегии защитников.

Информация о работе Статус адвоката, права и обязанности адвоката