Статус и функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Права человека принадлежат всем людям независимо от социального положения и являются неотъемлемой составной частью их отношений с государством.
Принятие Международно-правовых актов о правах человека, образование международных организаций, осуществляющих контроль за выполнением государствами взятых на себя в этой области обязательств, развитие национальных систем защиты прав и свобод человека и гражданина явились одним из величайших завоеваний двадцатого столетия. Формирование в России правового государства и гражданского общества предполагает последовательное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, участником которых является наша страна.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека………………………………………………………….7
1.1.Понятие и место института Уполномоченного в системе государственной власти…………………………………………………7
1.2. Становление института Омбудсмена в Российской Федерации…8
Глава 2. Правовое положение Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации…………………………………………………13
2.1. Статус и функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации………………………………………………….13
2.2. Порядок назначения и отставки Уполномоченного в Российской Федерации……………………………………………………………….16
2.3. Анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ на основе докладов за 2010-2011 годы…………………………………18
Заключение………………………………………………………………24
Список источников и литературы………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа У по п ч.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

Таким образом, российский вариант  ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко.

 Поэтому, по мнению  специалистов, российский омбудсмен представляет собой довольно уникальное явление и по характеру

12

возложенных на него функций  больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и  столь же малыми полномочиями по их реализации.[10 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Глава 2.Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

2.1 Статус и  функции Уполномоченного по правам  человека в Российской Федерации

Должность учреждена «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. [ 2 ]

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение  всего срока полномочий и не может  быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц  и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные.

 

14

Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций  независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания. [14  ]

 

Функции уполномоченного по правам человека в РФ:

В соответствии с действующим  законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур. [ 17 ]

Основными функциями Уполномоченного  по правам человека в РФ являются рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению, анализ законодательства РФ в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.[ 9 ]

 

15

Уполномоченный по правам человека подготавливает  ежегодный  доклад о деятельности и направление его Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. Выступает с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан.[ 2 ]

Направляет  в Государственную Думу специальные  доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ, также обращается в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях и другие функции.[ 16 ]

Помимо прямо предусмотренных  Федеральным конституционным законом  основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.

Уполномоченный информирует  государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе специальных

 

16

соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп и так далее.[ 9 ]

Важное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты,

которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

Подготовка ежегодных  докладов о деятельности, а также  специальных докладов доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране,так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение.

 [  3 ]

Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.[  14 ]

 

 

2.2 Порядок назначения и отставки Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный назначается  на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд. На должность уполномоченного назначается  гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий  познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут  вноситься в

17

Думу Президентом, Советом  Федерации, депутатами Государственной  Думы и депутатскими объединениями  в течение месяца до окончания  полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в  список для тайного голосования  двумя третями голосов.[ 16 ]

 Уполномоченный назначается  не позднее 30 дней со дня  истечения полномочий его предшественника и вступает в должность с момента принесения присяги в Государственной Думе и прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным.

Уполномоченный  по правам человека в РФ не может являться депутатом Государственной  думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

 Он не вправе заниматься  политической деятельностью, быть  членом партии или иного объединения,  преследующего политические цели. Если он не прекращает такую  деятельность в течение 14 дней  со дня вступления в должность,  его полномочия прекращаются, и ГД РФ назначает нового Уполномоченного. [15]

Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой в случае нарушения им статьи закона о

деятельности несовместимой с его статусом, в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении и ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам, а также в случае подачи им заявления о сложении полномочий. При этом новый уполномоченный должен быть

18

назначен в течение  двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.

 

2.3 Анализ деятельности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации на основе докладов за 2010 и 2011 г

Подводя итоги своей  годовой  работы Уполномоченный по правам человека РФ в соответствии с п. п. 1,2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляет Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации  доклад.[2 ]

Уполномоченный в докладе даёт общую  оценку  положению дел с соблюдением конституционных прав и свобод человека в России, анализируются наиболее острые проблемы в этой сфере.  Приводится информация о деятельности Уполномоченного, включающей рассмотрение как индивидуальных, так и коллективных обращений граждан, о мерах, предпринятых Уполномоченным для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, а также для совершенствования законодательства, правоприменительной практики и административных процедур.[ 5]

В докладе содержится информация о взаимодействии Уполномоченного с государственными органами и органами

19

местного самоуправления, в том числе о реакции государственных  органов, органов местного самоуправления и должностных лиц на его рекомендации и предложения, а также статистические данные о количестве и тематике обращений  граждан.[14 ]

Доклад  Уполномоченного по правам человека РФ  составляется  на основе анализа информации, полученной из индивидуальных и коллективных обращений граждан, бесед с гражданами в ходе их личного приема Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата, материалов, собранных по результатам инспекций мест принудительного содержания, воинских частей, закрытых территориальных образований, детских домов, психиатрических больниц и других учреждений, переписки Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления, материалов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации,  специальных исследований и материалов научно-практических конференций и семинаров, сообщений неправительственных правозащитных организаций,  публикаций средств массовой информации.[ 17]

В 2010 году к Уполномоченному  поступило около 57 тыс. единиц входящей корреспонденции, содержавшей индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения  прав конкретных лиц, информационные сообщения  и обращения, касающиеся правозащитной  тематики, предложения об участии  в проектах правозащитной направленности, а также о сотрудничестве с  политическими и общественными  организациями.[ 3 ]

 

20

Среди других внушающих осторожный оптимизм итогов отчетного 2010 года - заметное сокращение количества поступивших  к Уполномоченному жалоб на нарушение  трудовых прав. Объясняется ли этот феномен стечением обстоятельств  или отражает реальную стабилизацию экономики страны, ставшую возможной  благодаря энергичной работе Правительства  Российской Федерации, оценивать преждевременно. В любом случае Уполномоченный не готов согласиться с теми, кто  утверждает, что жалоб этой категории  стало меньше просто потому, что  люди устали их писать.[5 ]

Впервые за все годы своей  работы Уполномоченный оказался не в  силах помочь ни одному из граждан  Российской Федерации, обратившихся к  нему в связи с нарушением их прав на территории стран СНГ. Констатируя  этот прискорбный факт, Уполномоченный не склонен предъявлять особые претензии консульским учреждениям Российской Федерации, которые ему случалось не раз критиковать в прошлые годы. Работники этих учреждений, как правило, в курсе злоключений наших соотечественников, поддерживают с ними связь и в целом делают все, что могут. Не их вина в том, что проблема защиты прав граждан Российской Федерации в странах СНГ вышла, похоже, на более высокий, системный и политический уровень. И, видимо, нуждается в рассмотрении политическим руководством нашей страны.[ 3 ]

В докладе за 2011 год Уполномоченный пишет, что   жалобы  поступившие за отчётный период касающиеся  соблюдения  прав человека в России  вполне может считаться среднестатистическим. Общее количество жалоб осталось на уровне последних лет.

21

Существенно не изменилось и их распределение по тематике: как и прежде, больше всего жалоб  оказалось подано в связи с  нарушениями права на судебную защиту. Чуть меньше - на нарушения социальных прав.

Таким образом, по формальным показателям правозащитная ситуация выглядела в целом устойчивой. При этом, однако, в стране и особенно в ее мегаполисах продолжали подспудно накапливаться

предпосылки к активизации  гражданского общества в вопросах соблюдения конституционных прав и свобод человека.[ 4 ]

Как повлияют обозначившиеся в конце отчетного года перемены в общественных настроениях на приоритеты, содержание и формы работы государственного правозащитного института Уполномоченного  по правам человека, покажет практика наступившего 2012 года. Впрочем, уже  сейчас можно предположить, что логика и динамика общественной жизни, а  также обнародованные руководством страны планы политических преобразований потребуют от Уполномоченного уделить  повышенное внимание вопросам реализации основных конституционных прав - на равенство перед законом и  судом, на достоинство и неприкосновенность частной жизни, на свободу совести, мысли и слова, на объединения  и собрания, в конечном счете на участие в управлении делами государства.[6 ]

Информация о работе Статус и функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации