Судебная власть в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основе теоретических работ и законодательства исследовать понятие и порядок организации судебной власти в России.
Данная цель достигается решением следующих задач:
1. Рассмотреть историю развития судебной власти в России; раскрыть понятие и признаки судебной власти в России.
2. Рассмотреть порядок организации судебной власти России.
3. Охарактеризовать перспективы развития судебной власти в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и место судебной власти в системе государственной власти России 6
1.1. История становления и развития судебной власти в России 6
1.2. Понятие и признаки судебной власти 9
1.3. Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации 15
2. Организация судебной власти в России 18
2.1. Суды конституционной юрисдикции 18
2.2. Суды общей юрисдикции 22
2.3. Суды арбитражной юрисдикции 25
Заключение 29
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая провоохр.органы.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и права

Кафедра права

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

« Правоохранительные органы »

 

на тему « Судебная власть в Российской Федерации »

 

 

 

    

Студент  

Группа Вт-211 ПВД

Курс 2

Преподаватель ______________

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Содержание.

Введение            3

Глава 1. Понятие и место судебной власти в системе государственной власти России            6

   1.1. История становления и развития судебной власти в России   6

   1.2. Понятие и признаки судебной власти      9

   1.3. Место судебной власти в системе органов государственной  власти Российской Федерации           15

2. Организация судебной власти в России       18

   2.1. Суды конституционной юрисдикции      18

   2.2. Суды общей юрисдикции        22

   2.3. Суды арбитражной юрисдикции        25

 Заключение           29

Список литературы          32 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Проводимую в настоящее время судебную реформу в России сопоставляют зачастую с судебными реформами второй половины XIX века дореволюционной России. Именно поэтому накопленный в ту пору опыт требует изучения, с тем, чтобы использовать его в реализации современной судебной реформы. Так, например, А.Ф. Кони, характеризуя состояние судебной системы России до судебных реформ, отмечал: «Суды общие находились в сильной зависимости от административной власти, вмешательство которой в приговоры и решения не сопровождалось ни служебной, ни нравственной ответственностью и приучало общество не питать уважения к незыблемости закона и утешать себя уверенностью, что «на милость суда нет»: Судебная реформа призвана была нанести удар худшему из видов произвола, произволу судебному, прикрывающемуся маской формальной справедливости. Она имела своим последствием оживление в обществе умственных интересов и научных трудов[1].

В настоящее время проводимая судебная реформа приобретает особую повышенную актуальность и несомненную практическую значимость.

Конституция РФ и Закон  о судебной системе[2] определяют, какие судебные органы в России вправе реализовывать указанные в Конституции РФ виды судопроизводства и осуществлять правосудие как основную форму судебной деятельности.

           Судебной властью наделяются только государственные органы, учрежденные в соответствии с порядком, установленным Конституцией РФ, и названные в федеральном конституционном законе. Таким образом, соблюдение установленного законом порядка образования судебного органа выступает в качестве первого условия его легитимности.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что построение правового государства в нашей стране немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия. 

       Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Актуальность и значение рассматриваемой темы предопределяются тем обстоятельством, что согласно Конституции РФ судебные органы являются единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Целью осуществления правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.

Объект исследования – нормы российского законодательства. регулирующие организацию судебной власти.

Предмет исследования – судебная власть в России.

Цель курсовой работы - на основе теоретических работ и законодательства исследовать понятие и порядок организации судебной власти в России. 

Данная цель достигается  решением следующих задач:

1.   Рассмотреть историю развития судебной власти в России; раскрыть понятие и признаки судебной власти в России.

2.   Рассмотреть порядок организации судебной власти России.

3.   Охарактеризовать перспективы развития судебной власти в России.

В основу исследования положены: историко-правовой,  сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный методы научного познания.

       Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»; Федеральные законы «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», «О мировых судьях в Российской Федерации» и др., а также иные законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты.

      Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения трудов следующих авторов Абова Т.Е., Батонова С.А., Боботов С.В., Воронов А.Ф., Жуйков В.М., Клеандров М.И., Козак Д., Лазарев Л.В., Немытина М.В., Смыкалин А., Шичанин А.В., Эбзеев Б.С., Яковлев В.Ф. и других. В работе использованы материалы публицистических изданий, а также монографии и авторефераты.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка литературы, что обусловлено поставленной целью и задачами работы.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и место судебной власти в системе государственной власти России

1.1. История  становления и развития судебной  власти в России 

 

    Судебная власть прошла долгий исторический путь становления и развития.

    Рассмотрим основные этапы этого процесса:

а) Судебная власть в России в X-XI веках. Древнейшей формой судебной власти был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями тяни в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому, процесс в Древней Руси называют состязательным (реже - обвинительным). Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик.

б) Развитие судебной власти в  XVII-XVIII веках. В это время появляется Соборное уложение 1649г. В нем  содержалось предписание о том, что правосудие должно  осуществляться справедливо. Однако  в условиях феодального государства такое предписание в большей мере являлось пустой декларацией.  

 В развитии судебной  власти  для первой половины XVII в. характерно сосуществование состязательного (обвинительного) и розыскного (следственного) процессов при явном  преобладании  второго над первым.  Рост классовой борьбы и усиление абсолютистских черт монархии выдвигали на первый план розыскной инквизиционный процесс, как наиболее эффективное средство подавления народных выступлений и  укрепления  правопорядка и интересах  господствующего класса. Вместе с тем существовало известное различие сфер применения того и другого процессов. Розыскной явно господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве, а состязательный имел преобладание в делах гражданских.  

 Другая важная  особенность судопроизводства того времени — отсутствие отделения суда от административных органов.   

 Государственные судебные  органы состояли из трех инстанций: 1) губные, земские учреждения, воеводы  на местах, 2) приказы и 3) суд  Боярской  думы и царя.

в) Судебная реформа 1864г.  изменила подход к судебной власти. 

Основная идея реформы  – “суд равный, скорый, правый”.

Основные идеи: отделения  суда, как ветви власти, гласность, несменяемость судей, устранение самостоятельности  мировой юстиции для маловажных дел, отмена формальных доказательств, учреждение кассационного суда, устройство прокурорского надзора и появление присяжных заседателей, адвокатуры, нотариата, судебных следователей и т.д.

Судебная система имела 2 уровня: Общие суды. Все изменения  произошли в общих судах. Общие суды освободили от решения мелких дел, решали споры о недвижимости.  Мировая юстиция. Они могли наложить штраф, телесные наказания, но не более[3].

г) Судебная реформа 1917г. Особенности слома прежней судебной системы и создание нового суда состояли в том, что население в ряде мест страны, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Эти суды носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественной совести и т.д. Обобщая опыт судебного правительства, решая задачу укрепления советского судебного аппарата, его унификации, укрепления правопорядка в государстве, СНК принимает декрет «О суде», названный впоследствии декретом о суде    № 1. Он был опубликован 24 ноября 1917г.  

 Создавалась новая  судебная система: местные суды, которые действовали в составе  постоянного судьи и двух очередных  заседателей.  

7 марта 1918 г. появился декрет «О суде» (№ 2), вводивший окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда. Созданы они были не везде и работали плохо. Решения по гражданским делам окружные суды выносили в составе трех постоянных членов суда и четырех народных заседателей, приговоры же по уголовным делам – в составе 12 заседателей и председательствующего постоянного члена суда. Предполагалось создание Кассационного суда. В судах всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках. Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность местного суда, производили следственные комиссии из трех человек, избираемых Советами. При Советах создавалась коллегия правозаступников, осуществлявших как общественное обвинение, так и защиту.

     В мае 1918 г. был создан при ВЦИК Революционный трибунал для разбирательства дел, имевших общегосударственное значение. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривавший кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов, исправляя их ошибки и обеспечивая единую уголовную политику трибуналов РСФСР. С созданием местных судов трибуналы в соответствии с декретом СНК «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г. разгружались от многих уголовных дел и должны были сосредоточить свое внимание на борьбе с контрреволюционными преступлениями. Резко сокращалась сеть трибуналов. Они сохранялись лишь в крупных центрах: в столицах, губернских городах, крупных узловых  станциях и промышленных центрах. При каждом трибунале учреждалась коллегия обвинителей в составе не менее трех лиц, избиравшихся Советами. 

    Начиная с декрета «О суде» №1 в стране были созданы и действовали две системы судов: система общих судов и система революционных трибуналов, на общих принципиальных основах. Их отличала лишь подсудность.

      Следует отметить весьма характерную закономерность в строительстве судебных органов в первые месяцы Советской власти. Процесс строительства революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. За период с ноября 1917 г. по май 1918 г. вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. Там, где была Советская власть, они были созданы почти во всех  областных и губернских городах, почти во всех уездах  и даже в ряде волостей и поселков РСФСР.

     Вторая закономерность определялась первой. В результате того, что трибуналы были созданы на большей части территории республики раньше местных судов, им пришлось рассматривать дела не только своей подсудности, но и все уголовные и подчас даже гражданские дела. В результате все трибуналы нарушали нормы декрета «О суде» № 1 о подсудности трибуналов и местных судов.

       В 90-е годы произошла значительная демократизация судебной системы. В декабре 1996 г. был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в 1997 г, — федеральные законы об исполнительном производстве, о судебных приставах, о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, в 1998 г. — Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», в 1999 г. - федеральные законы «О финансировании судов Российской Федерации», «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». Необходимо существенное обновление Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Судебная реформа при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж: судебной власти, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм.

 

1.2. Понятие  и признаки судебной власти

      Судебная власть - одна из разновидностей государственной власти. Судебная власть осуществляется только судом в лице судей, а также привлекаемых в установленном порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия и судебной власти. Судебная власть осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

     Понятие «суд» является одним из центральных в теории и законодательной практике судоустройства. Несмотря на многообразие его значений в бытовой лексике и в различных отраслях права, в законе «О судебной системе в Российской Федерации» подлежат рассмотрению лишь основные признаки и функциональное содержание названной категории законодательства о судоустройстве.

Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации