Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа
Цель работы – изучение конституционного права граждан на образование.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить историю права на образование;
- изучить нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в Российской Федерации;
- изучить сущность и значение конституционных прав граждан на образование
Введение ………………………………………………………………….………..3
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование ...…...5
1.1. История права на образование ……………………………………………….5
1.2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ …………………….......……………………….……...…………...….10
1.3. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование ………………………………………………………………………………………….....14
ІІ. Законодательное регулирование и обеспечение конституционных прав граждан на образование ………………………………..…………….…………………………...18
2.1. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права .……………….………..……...………………...18
2.2. Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование ………………………………………………………………………………………….....22
2.3. Современный этап развития конституционных прав граждан на образование …….………………………………………………...…………………...…27
Заключение …..….……………………………………………………………….30
Глоссарий …..…………………………………………..…………..………….…32
Список использованных источников ...……………..………………………. 34
Приложения………….…………………………………………………………...35
Проблема доступа к образованию, особенно высшему, была актуализирована на рубеже XIX–XX вв. в связи с подъемом революционного движения, обострением «женского вопроса» в образовании. Отчасти потребности женщин в высшем образовании пыталась удовлетворить негосударственная, альтернативная школа; но, как известно, ее дипломы в отличие от государственных вузов не давали служебных прав и преимуществ.
Заметим также, что возможность получения высшего (университетского) образования показана в качестве одного из примеров, и лишь ограниченные параметры статьи не позволяют охарактеризовать проблему доступа к другим ступеням и отраслям образования в дореволюционной России.
Начало конституционного закрепления права на образование связано с принятием Конституции РСФСР 1918 года. Соответствующий ее раздел о правах человека – «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в специальных исследованиях оценивается весьма критически; отмечается, что в ней не содержалось даже элементарных прав, минимума гражданских (личных), политических, экономических и культурных прав человека. Статья 17 Конституции РСФСР, тем не менее, в качестве одной из задач государства провозглашала предоставление полного, всестороннего и бесплатного образования рабочим и беднейшим крестьянам «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знаниям».
Советские Конституции 1936 года и 1977 года (ст. 12 и 45 соответственно) гарантировали гражданам СССР право на образование. В современной России оно обеспечено статьей 43 Конституции Российской Федерации 1993 года, положения которой соответствуют международным стандартам в сфере образования. Так, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования (в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях). При этом признается обязательность основного общего образования, получение которого контролируют родители и лица, их заменяющие.
1.2. Нормативное содержание
конституционных прав, свобод и
обязанностей гражданина в Росс
В отличие от советских конституций на первое место в новой Конституции Российской Федерации выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические, социальные и культурные. Сокращен до минимума круг конституционных обязанностей человека и гражданина. Особое внимание в данной главе Конституции Российской Федерации уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Среди них следует отметить судебную защиту индивидуальных и коллективных прав и свобод, право обращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), ряд принципов уголовного и уголовно-процессуального права, охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, право на получение квалифицированной юридической помощи.
В действующей Конституции Российской Федерации личные права и свободы (ст. 20–29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции Российской Федерации).3
Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции Российской Федерации).
Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.
Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.
Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.
В части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в статье 2 Конституции Российской Федерации.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства, (ст. 32 Конституции).
Право, закрепленное в статье 32 Конституции Российской Федерации, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.
Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан.
Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32, Конституции Российской Федерации). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.4
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации). Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.
Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции Российской Федерации). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.
1.3. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование
Право на образование - одно из прав человека «второго поколения» (социально-
экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения).
Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделяются четыре основные характеристики права на образование:
- наличие,
- доступность (недискриминация, физическая и экономическая доступность),
- приемлемость и адаптируемость образования, а также указывает, что «право на образование может осуществляться лишь при наличии у преподавателей и учащихся академической свободы».
Объем права на образование может быть различен для равных ступеней образования - так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает обязательность и бесплатность начального образования, но только постепенное введение бесплатного высшего образования.
Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.
В части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации признается право
каждого человека на образование в соответствии со статьей 13 Всеобщей декларацией прав человека.
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом. В части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона об образовании. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Под системой образования понимается совокупность сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в статье 9 Закона Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации государство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона об образовании).5
Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.
Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем статья 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.
Информация о работе Сущность и особенности конституционного права граждан на образование