Сущность и особенности конституционного права граждан на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение конституционного права граждан на образование.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить историю права на образование;
- изучить нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в Российской Федерации;
- изучить сущность и значение конституционных прав граждан на образование

Содержание

Введение ………………………………………………………………….………..3
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование ...…...5
1.1. История права на образование ……………………………………………….5
1.2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ …………………….......……………………….……...…………...….10
1.3. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование ………………………………………………………………………………………….....14
ІІ. Законодательное регулирование и обеспечение конституционных прав граждан на образование ………………………………..…………….…………………………...18
2.1. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права .……………….………..……...………………...18
2.2. Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование ………………………………………………………………………………………….....22
2.3. Современный этап развития конституционных прав граждан на образование …….………………………………………………...…………………...…27
Заключение …..….……………………………………………………………….30
Глоссарий …..…………………………………………..…………..………….…32
Список использованных источников ...……………..………………………. 34
Приложения………….…………………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

0248737_17504_konstitucionnoe_pravo_grazhdan_na_obrazovanie - копия.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

- академическую мобильность обучающихся (возможность выбора и смены  образовательных учреждений);

- устранение перегрузок обучающихся (ограничение объемов учебных  нагрузок обучающихся и предъявляемых к ним академических требований) и сохранение их физического и психического здоровья;

- право граждан на получение  полной и достоверной информации  о государственных требованиях к содержанию общего образования и к результатам

обучения;

- преемственность уровней образования (возможность беспрепятственного продолжения образования на всех уровнях общего образования, возможность продолжения образования на различных уровнях профессионального образования);

- основу объективной оценки  уровня подготовки выпускников общеобразовательных учреждений;

- основу объективной оценки  деятельности общеобразовательных  учреждений;

- основу для разработки и  оценки учебных программ и  учебников;

- основу для расчета нормативов  бюджетного финансирования общего  образования граждан, общеобразовательных учреждений и образовательной системы в целом.

Государственный образовательный стандарт в части, определяющей базовое содержание образования и требования к уровню подготовки выпускников состоит из федерального, регионального (национально-регионального) и школьного компонентов. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта задает единое для всех субъектов федерации базовое содержание образования (в отношении содержания общего образования, требований, предъявляемых к выпускникам его различных ступеней и к образовательным учреждениям). На ступени полного общего (среднего) образования федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается на двух уровнях - базовом и профильном.9

Базовое содержание общего образования включает в себя систему педагогически адаптированных основ и элементов культуры (в ее социальном, познавательном, технологическом, эстетическом, этическом, творческом аспектах), определяемую общественными и государственными требованиями к результатам общего образования. Базовое содержание общего образования должно обеспечивать полноценное образование, личностное развитие и социализацию обучающихся с учетом традиций отечественной и мировой школы, состояния общества и тенденций его развития. Образовательное учреждение обязано  обеспечить  для обучающихся

возможность освоить базовое содержание общего образования.

Базовое содержание общего образования структурируется по образовательным областям (учебным предметам) и реализуется в образовательном процессе набором учебных предметов либо интегрированными курсами.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта задает базовое содержание общего образования по следующим образовательным областям:

- русский язык и литература;

- обществознание (включая историю, введение в экономику и право);

- математика (включая алгебру, геометрию);

- естествознание (включая физику, химию, географию, биологию, астрономию);

- иностранный язык;

- искусство (включая изобразительное  искусство, музыку, основы мировой художественной культуры);

- технологии (материальные и информационные);

- физическая культура.

Профильное содержание общего образования на ступени полного общего (среднего) образования включается в федеральный компонент государственного образовательного стандарта.

Для освоения государственного образовательного стандарта отводится не менее 11 000 учебных часов. Для освоения федерального компонента государственного образовательного стандарта отводится не менее 75% от общего количества учебных часов, выделенных на освоение государственного образовательного стандарта, в том числе для освоения профильного содержания общего образования на ступени полного общего (среднего) образования - не менее 500 учебных часов.

Для освоения регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта отводится не менее 10 процентов от общего количества учебных часов, предусмотренных на освоение государственного образовательного стандарта.

Для освоения школьного компонента государственного образовательного стандарта отводится не менее 10 процентов общего количества учебных часов, предусмотренных на освоение государственного образовательного стандарта. При этом занятия, составляющие школьный компонент, в каждом общеобразовательном учреждении организуются по выбору и заявлению обучающихся (их законных представителей), с учетом возможностей общеобразовательного учреждения. Порядок использования школьного компонента определяется администрацией общеобразовательного учреждения по согласованию с органами самоуправления общеобразовательного учреждения.

Продолжительность обучения по программам общего образования устанавливается настоящим федеральным законом. Общее образование, получаемое в очной форме, осуществляется в течение одиннадцати лет в классах с первого по одиннадцатый. При этом начальное общее образование ведется в 1-4 классах, основное общее - в 5-9 классах, среднее (полное) общее образование - в 10-11 классах. Для отдельных категорий учащихся, а также временно в порядке эксперимента Правительством Российской Федерации может устанавливаться иная нормативная продолжительность осуществления общего образования.

Продолжительность учебного года может составлять от 34 до 37 учебных недель. Фактическая продолжительность учебного года определяется исполнительным органом государственной власти субъекта федерации (для общеобразовательных учреждений, расположенных на его территории).

Максимальный объем дневной и недельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся в рамках государственного образовательного стандарта (включая занятия по индивидуальному выбору обучающихся) устанавливается федеральным органом управления здравоохранения по согласованию с федеральным органом управления образованием.

Установленная государственным образовательным стандартом структура базового содержания образования и общие нормативы учебной нагрузки обучающихся являются основой для разработки вариативных федеральных и региональных базисных учебных планов, а также для рабочих учебных планов, разрабатываемых общеобразовательными учреждениями.

 

  • 2.3. Современный этап развития конституционных прав граждан на образование

 

Анализ сегодняшнего состояния идеи образовательного права показывает, что она завоевала значительное количество сторонников среди правоведов, для которых уже аксиоматично, что образовательное право обладает всеми необходимыми свойствами самостоятельной отрасли права. В центре проблематики образовательного права наряду с обоснованием предмета и метода правового регулирования, разработкой методологии и методик исследования находится задача принятия Образовательного кодекса Российской Федерации, который упорядочил, стабилизировал бы мощный пласт российского законодательства – об образовании. Тревожная ситуация, складывающаяся в системе образования, заставила переместить в работе Комитета приоритетность работы на законодательную инициативу. За прошедшее время со дня формирования Комитета (1994) был разработан целый ряд законопроектов по вопросам образования.

Кроме того, Комитетом проводится большая работа по анализу всех принимаемых федеральных законов, разработки и внесения поправок к ним с точки зрения защиты интересов системы образования, так как многие законы напрямую или опосредованно касаются вопросов образования. Комитетом в порядке законодательной инициативы было направлено в Государственную Думу большое количество поправок в законопроекты, в первую очередь в законопроекты, регулирующие финансовые (федеральный бюджет) и налоговые вопросы, а также предложений о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и «О государственной поддержке начального профессионального образования».

Сегодня, когда новая редакция Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» принята и вступила в силу, можно утверждать, что данный Федеральный закон обеспечивает всестороннюю поддержку системы образования, расширяет права граждан на образование, исключает устаревшие или не подтвердившие свою жизненность правовые нормы.

Удалось сохранить в новой редакции «старые» правовые нормы, направленные на социальную защиту работников образования.

В последние годы резко ухудшилась ситуация в системе начального профессионального образования.

Фактически система начального профессионального образования сегодня стала общей болью для нашего общества. В такой ситуации перед законодателями стоит задача посредством формирования законодательной базы принципиально изменить отношение государства к системе начального профессионального образования.

Представляется, что на эти вопросы во многом отвечает Федеральный закон «О государственной поддержке начального профессионального образования», который содержит правовые нормы, направленные на стабилизацию ситуации в начальном профессиональном образовании и обеспечение условий реализации права граждан на общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование.10

Принятие этого федерального закона позволит стабилизировать ситуацию в учреждениях начального профессионального образования, создать условия для реализации принципа общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, обеспечить поддержку детей-сирот и детей из социально незащищенных слоев населения в получении ими начального профессионального и среднего (полного) общего образования.

Накопленный опыт в законопроектной деятельности, особенно анализ исполнения законов, позволяет выделить два слабых направления в нынешнем законодательстве. Во-первых, это механизмы реализации правовых норм, их юридическая и профессиональная чистота и, во-вторых, правовые нормы об ответственности за выполнение принятых законов.

Нет никакого секрета, что многие нормы апробированного обществом и государством в течение нескольких лет Закона Российской Федерации «Об образовании» не выполняются. Это объясняется правовым нигилизмом исполнительной власти. Вместе с тем законодатели должны проанализировать и свою работу. А этот анализ дает неутешительные выводы. До настоящего времени в образовательном законодательстве имеются нормы, которые или декларативны, или не имеют механизма реализации, или отдают все на откуп Правительству Российской Федерации. В этих условиях все острее встает вопрос о кодификации нормативно-правовых актов. Представляется, что разработка Образовательного кодекса Российской Федерации позволит не только систематизировать законодательство в области образования, уточнить многие правовые нормы, но и концептуально изменить формирование этой отрасли законодательства.

Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Таким образом, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется достаточно медленно, бессистемно, зачастую решая только оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Комитет готов оказывать консультативную помощь в создании образовательных кодексов субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права. Это, в свою очередь, требует скорейшего отражения в тексте Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Образование является важнейшим социальным институтом общества и государства, опыт деятельности которого накапливается с огромным трудом на протяжении жизни многих поколений. Сфера образования - это очень сложный, тонкий, и во многом инерционный механизм, без которого, однако, не может обойтись ни одно цивилизованное, высокоразвитое и сильное государство.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России возможность получения образования, в том числе высшего профессионального, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничение прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья может быть установлено только законом.

В качестве одного из вариантов разрешения проблемы доступности профессионального образования является развитие системы дистанционного образования, для чего потребуется:

а) разработать в Российской Федерации детальную законодательную основу для получения образования с помощью дистанционных образовательных технологий;

б) создать в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, специальные подразделения, отвечающие за разъяснение военнослужащим порядка участия в программе получения профессионального образования при помощи дистанционных образовательных технологий;

Информация о работе Сущность и особенности конституционного права граждан на образование