Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:44, курсовая работа
Целью работы является сделать общий обзор конституционного регулирования прав и свобод человека в современной Российской Федерации, делая, по возможности, сопоставление с зарубежным и предшествующим отечественным опытом. В основу исследования будет положен анализ конкретных положений действующей Конституции.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 5
1.1 Историко-правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина 5
1.2 Основы правового статуса человека и гражданина 7
1.3 Понятие гражданства 14
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 26
2.1 Права и свободы 30
2.1 Конституционные гарантии прав и свобод человека 39
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЯ 59
а) существование его в гражданском обществе, когда он выступает носителем естественных прав и свобод. При этом под «гражданским обществом» понимается «совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, национальных и т.п.»
б) существование в обществе, рассматриваемом с политической стороны, т.е. положение гражданина в государстве. С последним тесно связано существование правового государства, под которым обычно понимается демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом. Правовое государство обеспечивает соблюдение и охрану прав и свобод человека»44.
Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции и законах его страны. Впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства. Законодательство любого государства определяет правовое положение, объем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание правового статуса человека и гражданина, сущность и пределы основных свобод личности. С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема правового статуса человека и гражданина и в нашем государстве. Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства – главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Федерация провозглашается правовым государством. В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше. В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Все права и свободы человека и гражданина объявляются непосредственно действующими45, т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их. Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан. Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин «права человека» понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей. В нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан.
Закрепление правового статуса человека и гражданина и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита правового статуса человека и гражданина – это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества.
В одном из своих выступлений Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали говорит о том, что «полное уважение достоинства человека означает не только избавление от пыток, но и избавление от голодной смерти. Оно означает свободу участия в голосовании так же, как и право на образование. Оно означает свободу убеждений так же, как и право на здоровье. Оно означает право пользоваться всеми правами без дискриминации. И для этого подлинного развития необходимы прочная база демократии и участие населения». Реализации этих целей должна способствовать упорная и кропотливая работа ООН, направленная на развитие демократии, ориентированная на защиту интересов народов. Надо отметить в этой связи, что в последнее время значительно возросла роль неправительственных организаций (МНПО), так или иначе занимающихся проблемами правового статуса человека и гражданина. Деятельность МНПО в области правового статуса человека и гражданина различна. Они контролируют соблюдение международных соглашений, оказывают помощь (финансовую, медицинскую, продовольственную) жертвам репрессий и их семьям, мобилизуют мировое общественное мнение в пользу повсеместного уважения прав человека, проводят семинары и конференции по правам человека. В последние годы особенно значительную роль МНПО играют в распространении информации о правах человека. Наиболее известными из них являются Международная Амнистия, Международная организация труда, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца и другие. Несомненно, вызывает оптимизм тот факт, что во многих странах в том числе и в Российской Федерации, предприняты серьезные усилия для создания более представительных политических систем, что средства массовой информации все в большей степени приобретают глобальный характер, увеличивая тем самым повсеместную осведомленность населения в вопросах правового статуса человека и гражданина. Все это открывает широкие перспективы и возможности для распространения идеи правового статуса человека и гражданина и в сфере воспитания на всех уровнях образовательных учреждений. Одной из отличительных черт послевоенной эпохи явилась противоположная позиция стран Восточной Европы социалистической ориентации и Западных капиталистических государств. В 1980 году советский юрист С.Зивс был в вправе написать, что проблема правового статуса человека и гражданина играет значительную роль в борьбе двух идеологий: коммунистической и буржуазной. В то время как Запад рассматривал проблему правового статуса человека и гражданина как основополагающую и ей отводилось первостепенная роль в политике, восточно-европейские государства концентрировали внимание на общих проблемах мира, разоружения и стабильности. К тому же в рамках дискуссий по проблеме правового статуса человека и гражданина бывшие социалистические государства были склонны рассматривать права человека как благо, гарантированное государством, а не как индивидуальные права, которые в случае необходимости можно предъявить государству. Предполагалось, что интересы социалистического государства и отдельной личности находятся в определенной гармонии и основной акцент делался на обязанности отдельной личности по отношению к социалистическому государству. «Среди прочих категорий правового статуса человека и гражданина эти страны часто делали акцент на экономические, социальные и культурные права, в противовес политическим и гражданским, а также особо подчеркивались коллективные права и устремления, такие как право людей на самоопределение, развитие и мир. Наиболее ясно между этими двумя политическими системами прослеживались три группы противоречий:
- противопоставление
экономических и социальных
- взаимоотношения
между правами человека и
- международный мониторинг и контроль за соблюдением национальных правового статуса человека и гражданина»46.
Изменения, происходящие в странах Восточной Европы и в нашей стране, несомненно связаны с началом перестройки, осуществлением политических и экономических реформ. Первым шагом которых стало утверждение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредственно классовым интересам и что они будут лежать в основе прогресса. Постепенно основной акцент переместился на политический плюрализм, правовое государство, утверждение гражданских и политических прав. Признание верховенства общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными потребовало от отечественного обществознания, в том числе, конечно, философии, правоведения и педагогики очень серьезного переосмысления, а в ряде случаев прямого пересмотра позиций, мотивировок и суждений в части, например, наших представлений о международном праве, его примате при установлении целого ряда внутригосударственных правовых норм, а также об информированности населения о них. Права человека, как право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории важнейших общечеловеческих ценностей. В специальный философский лексикон понятие ценности (именно понятие, а не просто случайно употребляемое, модное слово) вводится лишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Так определил понятие ценностей немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881). Правда, его соотечественник Герман Коген позднее оспаривал этот приоритет. Сложность и многозначность категории «ценность» проявилась в том, что имеется по подсчетам одного из наших современников, философа А.А.Ручки, более ста ее различных трактовок в научной литературе.
История показывает, что во всякой культуре существует некое согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать моральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации, данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его среда.
Основные принципы, которые заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности мы находим в Главе 1 «Основы конституционного строя». В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека47, а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации48. В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека49, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека50, равноправия (равенства перед законом и судом)51. Чтобы понять подлинный смысл и значение закрепления в новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой государственного права, как основанные на «буржуазных» теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека «дарованных» ему прав, если это потребуют интересы того же государства.
Нужно сказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающим этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. «Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов»52.
Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще53, потом гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т. д.)54. В этой же части говориться о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.
Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: напр., обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляются за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.
«Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации»55.
Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка – права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье – социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности56. Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как «буржуазной» ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.
Заметно изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. «На место демагогии советских конституций, говоривших о «материальных гарантиях» прав в виде «неуклонного роста производительных сил» и т. п., пришли четкие, юридически взвешенные формулировки»57.
Завершая анализ прав и свобод человека в Конституции РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, то есть в условиях перехода от тоталитаризма к демократическому правовому государству, является лишь планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению абстрактных, рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Потребуются еще годы, что бы привести ныне действующее законодательство и безбрежное море подзаконных актов в соответствии с новой Конституцией. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуются десятилетия, чтобы судебная практика «достроила» тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.
Информация о работе Сущность правового статуса человека и гражданина