Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть современное состояние управления системой образования в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. рассмотрение понятие управления системой образования;
2. изучение организационной структуры управления системой образования в России;
3. характеристика уровней управления системой образования;
4. рассмотрение процесса модификации управления системой образования в России.
Введение ......................................................................................3
1. Понятие, правовая основа и общая структура управления системой образования в России ..............................................................4
2. Федеральный уровень управления системой образования ...............10
3. Региональный уровень управления системой образования ..............12
4. Муниципальный уровень управления системой образования ...........14
5. Система управления образованием в условиях модернизации ..........16
Заключение .................................................................................20
Список использованных источников и литературы ................................21
Курсовая работа
тема: «Управление системой образования
в Российской Федерации. Понятие и характеристика»
Челябинск, 2004
Содержание:
Введение ..............................
1. Понятие, правовая основа и общая структура
управления системой образования в России
..............................
2. Федеральный уровень управления системой
образования ...............10
3. Региональный уровень управления системой
образования ..............12
4. Муниципальный уровень управления системой
образования ...........14
5. Система управления образованием в условиях
модернизации ..........16
Заключение ..............................
Список использованных источников и литературы
..............................
Введение
Тема работы актуальна, т.к. управление
системой образования в современной России
находится сегодня в процессе модификации.
Под образованием в понимается целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством
образовательных уровней (образовательных
цензов). От правильно организованной системы
образования в государстве зависит интеллектуальный
и научный потенциал государства.
Объект исследования: правовые отношения,
возникающие в процессе управления системой
образования.
Цель работы: рассмотреть современное
состояние управления системой образования
в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало
решения следующих задач:
1. рассмотрение понятие управления системой
образования;
2. изучение организационной структуры
управления системой образования в России;
3. характеристика уровней управления
системой образования;
4. рассмотрение процесса модификации
управления системой образования в России.
Раскрытие темы предполагает изучение
ряда нормативных актов, в частности, Конституции
Российской Федерации, Федерального закона
«Об образовании», Постановление Правительства
РФ от 15 июня 2004 г. № 280 «Об утверждении Положения
о Министерстве образования и науки Российской
Федерации», других актов различной юридической
силы, практики их применения, а также научной
литературы, монографий, методических
разработок, пособий и материалов периодических
изданий.
1.Понятие, правовая основа
и общая структура управления системой
образования в России
Управление системой образования — это
правовое регулирование деятельности
образовательных учреждения и образовательного
процесса на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях в России.
Правовую основу управления системой
образования в Российской Федерации составляют
Конституция РФ, Закон «Об образовании»,
Положение о Министерстве образования
и науки Российской Федерации и иные нижестоящие
правовые акты, принимаемые как на федеральном,
так и на региональном и муниципальном уровнях.
В регулировании системы образования роль
государства заключается в выполнении
трех основных функций:
— регулирующего органа власти для всей
системы образования в целом;
— учредителя или владельца различных
уровней и составных частей образовательной
системы;
— совокупности территориальных образований,
ответственных за целостность местных
образовательных систем.
При исполнении каждой из этих функций
государство опирается на развитую правовую
базу в области образования. К 1999 году была
в основном создана правовая база функционирования
системы образования — федеральный пакет
законодательных и нормативных актов,
регулирующий вопросы образования. Этот
пакет состоял из 462 документов. Одновременно
практически все субъекты федерации также
приняли соответствующие документы, определяющие
отношения в системе на уровне региона.
Основополагающим стал Закон «Об образовании»,
который на федеральном уровне разграничил
компетенцию и ответственность в области
образования между центральными, региональными
и местными (муниципальными) органами управления.
Принципиально новым инструментом управления
в сфере образования для России явилась
серия договоров между Министерством
образования и субъектами федерации. Главным
недостатком первого опыта было отсутствие
фиксации ответственности по финансированию
образования, обеспечивающего нормальное
функционирование системы. Делегирование
полномочий и ответственности на региональный
уровень предполагает четкое разделение
обязанностей между различными уровнями
власти и установление реального соответствия
между возлагаемой на определенный орган
управления ответственностью и теми материально-финансовыми
ресурсами, которыми он располагает. Отрадно,
что в последние годы наблюдается четкая
тенденция роста региональной составляющей
финансирования образования. Однако порой
Министерство образования все еще сталкивается
с разного рода противодействиями и смешением
функций между основными действующими
лицами: федерацией, субъектами федерации,
местными органами и учебными заведениями.
Компетенция органов власти субъектов
РФ в области образования функционально
практически идентична компетенции органов
федеральной власти, за исключением того,
что относится она к образовательным учреждениям
регионального подчинения.
Федерация, согласно Закону
«Об образовании», определяет общие правовые
рамки функционирования системы образования
и политику государства в этой сфере.
Субъекты федерации несут ответственность
за практическое воплощение федеральной
политики и за принятие решений, касающихся
региональных особенностей образовательной
системы. Обязанностью муниципальных
органов является осуществление повседневного
текущего управления местной системой
образования.
Субъектам федерации вменено также финансовое
подкрепление государственных гарантий
доступности, бесплатности и обязательности
среднего образования путем выделения
субвенций местным бюджетам. Здесь имеется
в виду право соответствующих органов
устанавливать местные налоги и сборы
на нужды образования и определять дополнительные
к федеральным льготы и нормы материально-технического
обеспечения учащихся и педагогических
работников. Региональный уровень управления
ответственен также за установление национально-региональных
компонентов государственных образовательных
стандартов.
Финансирование образования сосредоточено,
в основном, на федеральном и муниципальном
уровнях, поскольку эти два уровня контролируют
наибольшее число учебных заведений. Муниципальный
уровень финансирует средние общеобразовательные
школы, но при этом он лишен каких бы то ни было
полномочий в выработке государственных
стандартов и минимальных программ. Большая
часть стандартов разрабатывается федерацией,
затем регионами и учебными заведениями.
Поскольку муниципальные органы не являются
органами государственного управления,
то они не имеют права на участие в процeдурах
государственной аттестации или аккредитации
учебных заведений.
Каждый уровень власти ответственен за определенный
уровень образования.
Существенным фактором функционирования
системы образования является ее консервативность.
Следует отметить, что консервативность
системы образования является в первую
очередь позитивной характеристикой системы,
поскольку обеспечивает ее стабильность
и существование, и в силу этого любой механизм
внесения изменений должен предусматривать
специальные меры, направленные на поддержание
стабильности системы и эволюционность
нововведений.
Система образования в «идеальном варианте»
должна обеспечивать:
— отдельной личности — условия самореализации,
при этом как через получение образования,
«заказанного» государством или обществом,
так и через формирование собственной
образовательной траектории (естественно,
результат получения такого — «индивидуального» —
образования не должен накладывать никаких
обязательств на государство и общество;
соответственно, финансирование получения
такого образования является личным делом
каждого, при возможном привлечении образовательного
кредита);
— обществу — возможность формирования
программ подготовки, соответствующих
определенному уровню образования, с фиксацией
этого уровня и условий его достижения
конкретным учащимся, но без финансовых
обязательств со стороны государства (включая
возможность реализации таких программ
в существующих или специально организованных
учебных заведениях);
— государству — возможность подготовки
специалистов определенных квалификаций
в количестве, обеспечивающем потребности
государства для исполнения возложенных
на него обществом обязанностей.
Соответственно, государство должно обеспечивать
условия функционирования системы образования,
в которых она в состоянии выполнить возложенные
на нее функции, включая:
— формирование и совершенствование нормативно-правовой
базы и организационно-экономических механизмов
функционирования системы образования;
— контроль за деятельностью учебных заведений
в рамках существующей нормативно-правовой
базы;
— контроль за расходованием бюджетных
средств, выделяемых системе образования;
— контроль качества подготовки выпускников
по специальностям, подготовка по которым
финансируется государством.
2.Федеральный уровень
управления системой
Согласно ст.28 Закона «Об образовании»,
в области образования ведению Российской
Федерации в лице ее федеральных органов
государственной власти и органов управления
образованием подлежат:
— формирование и осуществление федеральной
политики в области образования;
— правовое регулирование отношений в области
образования в пределах своей компетенции;
— разработка и реализация федеральных
и международных программ развития образования
с учетом социально-экономических, демографических
и других условий и особенностей, в том числе
вопросы содействия организации образования
на языках народов Российской Федерации
в иных государствах;
— формирование федеральных государственных
органов управления образованием, а также
ведомственных органов управления образованием
и руководство ими, назначение руководителей
этих органов и др.
Реализацию государственной политики
и руководство российским образованием
на федеральном уровне осуществляет Министерство
образования и науки РФ. В своей деятельности
оно опирается на российское законодательство
и «Положение о Министерстве образования
и науки Российской Федерации».
Согласно Положению «О Министерстве образования
и науки Российской Федерации», Министерство
образования и науки Российской Федерации
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, научной,
научно-технической и инновационной деятельности,
развития федеральных центров науки и высоких
технологий, государственных научных
центров и наукоградов, интеллектуальной
собственности, а также в сфере молодежной
политики, воспитания, опеки и попечительства,
социальной поддержки и социальной защиты
обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений.
Министерство образования и науки Российской
Федерации осуществляет координацию и контроль
деятельности находящихся в его ведении
Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам,
Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки, Федерального агентства
по науке и инновациям и Федерального агентства
по образованию.
Министерство образования и науки Российской
Федерации руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами
Российской Федерации, а также настоящим
Положением.
Министерство образования и науки Российской
Федерации осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
Министерство образования и науки Российской
Федерации возглавляет Министр, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности
Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Правительства Российской
Федерации.
Министр несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на Министерство
образования и науки Российской Федерации
полномочий и реализацию государственной
политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности
Правительством Российской Федерации.
Структурными подразделениями Министерства
образования и науки Российской Федерации
являются департаменты по основным направлениям
деятельности Министерства. В состав департаментов
включаются отделы.
3.Региональный уровень
управления системой
Согласно ст. 29 Закона «Об образовании»,
в ведении субъектов Российской Федерации
в области образования находятся:
— определение и осуществление политики
в области образования, не противоречащей
политике Российской Федерации в области
образования;
законодательство субъектов Российской
Федерации в области образования;
— определение особенностей порядка создания,
реорганизации, ликвидации и финансирования
образовательных учреждений;
— осуществление федеральной политики
в области образования;
— разработка и реализация республиканских,
региональных программ развития образования,
в том числе международных, с учетом национальных
и региональных социально-экономических,
экологических, культурных, демографических
и других особенностей;
— обеспечение государственных гарантий
прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования
в общеобразовательных учреждениях, находящихся
в ведении государственных органов управления
образованием;
— формирование государственных органов
управления образованием и руководство
ими, назначение руководителей этих органов
(по согласованию с федеральными органами
управления образованием);
— финансовое обеспечение государственных
гарантий прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного общего образования в муниципальных
общеобразовательных учреждениях путем
выделения субвенций местным бюджетам
в размере, необходимом для реализации
государственного стандарта общего образования,
включая оплату труда работников муниципальных
общеобразовательных учреждений, расходов
на приобретение учебных пособий, технических
средств обучения, расходных материалов
и на хозяйственные нужды (за исключением
коммунальных расходов);
— создание, реорганизация и ликвидация
образовательных учреждений соответствующего
подчинения, лицензирование образовательных
учреждений, за исключением лицензирования
на право ведения образовательной деятельности
по программам высшего профессионального
и послевузовского профессионального
образования;
— установление региональных (национально-региональных)
компонентов государственных образовательных
стандартов и т.д.
На региональном уровне принимаются правовые
акты, регламентирующие деятельность
органов субъекта Федерации в области
управления образованием.
Так, согласно Положению «О Министерстве
образования и науки Челябинской области»,
Министерство образования и науки Челябинской
области является органом исполнительной
власти Челябинской области, осуществляющим
государственную политику в сфере образования,
науки, научной, научно-технической деятельности,
а также молодежной политики.
Министерство в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными
законами, другими нормативно-правовыми
актами Российской Федерации, Уставом
(Основным Законом) Челябинской области,
законами Челябинской области и другими
нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Челябинской области, а также
настоящим Положением.
Министерство осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с Министерством образования
и науки Российской Федерации и другими
федеральными органами исполнительной
власти, их территориальными органами,
органами исполнительной власти Челябинской
области, Законодательным собранием Челябинской
области, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
Основная задача Министерства — реализация
единой государственной политики в сфере
образования, науки, молодежной политики
с учетом областных социально-экономических,
демографических, национальных, экологических,
культурных и других особенностей.
Министерство возглавляет Министр образования
и науки Челябинской области (далее именуется
Министр), назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Губернатором Челябинской
области.
4.Муниципальный уровень
управления системой
Согласно ст. 31 Закона «Об образовании»,
органы местного самоуправления ответственны
за реализацию права граждан на получение
начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования; ежегодную
публикацию среднестатистических показателей
о соответствии федеральным и местным требованиям
условий осуществления образовательного
процесса в образовательных учреждениях,
расположенных на подведомственных им территориях.
К исключительной компетенции в области
образования органов местного самоуправления
относятся:
— планирование, организация, регулирование
и контроль деятельности местных (муниципальных)
органов управления образованием, образовательных
учреждений в целях осуществления государственной
политики в области образования;
— формирование местных бюджетов в части
расходов на образование и соответствующих
фондов развития образования, разработка
и принятие местных нормативов финансирования
системы образования;
— обеспечение гражданам, проживающим
на соответствующих территориях, возможности
выбора общеобразовательного учреждения;
— регулирование в пределах своей компетенции
отношений собственности в системе образования;
— создание, реорганизация и ликвидация
муниципальных образовательных учреждений
и др.
5.Система управления
Для реализации мероприятий по модернизации
образования требуется определенная перестройка
системы управления высшим образованием,
которая в среднесрочной перспективе (возможно,
и в долгосрочной) будет осуществлять свою
деятельность по трем основным направлениям:
— управлять высшим профессиональным
образованием в том виде, как это сложилось
к настоящему времени. Можно предполагать,
что это направление деятельности будет
постепенно преобразовываться по мере
изменения системы высшего образования
и системы управления;
— управлять переходом системы высшего
образования в некоторое новое состояние,
которое описывается принятыми на сегодняшний
день документами (Федеральная программа
развития образования, Национальная доктрина
образования, Основные направления социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации,
Концепция модернизации российского образования);
— управлять формирующейся новой системой
(отдельными новыми составными элементами)
по мере ее формирования.
Отсюда следует, что система управления
образованием должна, наряду с существующей
подсистемой оперативного (текущего) управления,
содержать подсистему управления переходом
к новому состоянию, что требует фиксации
этой подсистемы в качестве постоянного
составного элемента системы управления.
Для реализации предложенного подхода
уже в настоящее время необходимо в планах
выделить три основных блока:
По направлению оперативного (текущего)
управления:
— передача части функций управления
общественным органам (в первую очередь
это относится к содержанию образования
и оценке его качества);
— анализ необходимости и целесообразности
перераспределения функций управления
между федеральным, региональным и отраслевым
уровнями;
— более четкое определение взаимодействия
между вузом и вышестоящим органом. На сегодняшний
день эти отношения определяются кучей
документов, но все равно урегулированы
в недостаточной степени (может ли, например,
министерство приказывать вузу?);
— управление ресурсами — их распределение
и перераспределение (в частности, вопросы
предоставления информации по сметам,
по критериям, по учитываемым параметрам,
и т. п.).
В принципе с этими направлениями работы
вполне может справиться — и справляется —
существующая структура управления, применяя
при этом «обычные» методы управления
и опираясь на существующий кадровый потенциал.
Однако некоторые из указанных направлений
требуют серьезной научной поддержки,
что необходимо инициировать и осуществить
в ближайшие (2-3) годы, поскольку далее можно
ожидать нарастания роли новых факторов,
воздействующих на систему управления,
и порождения на их основе новых проблем,
пока еще мало различимых (более точно —
пока количество проблем не перевалило
за критическую черту, еще не поздно начать
их «разгребать»).
Информация о работе Управление системой образования в Российской Федерации. Понятие и характеристика