Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:45, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Введение
4-6
1 Фирменное наименование как гражданско-правовая категория.
1.1 Понятие и признаки фирменного наименования.
1.2 Структура фирменного наименования.
2 Фирменное наименование и порядок реализации права на него.
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования.
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования.
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение |
4-6 |
1 Фирменное наименование как гражданско-правовая категория. 1.1 Понятие и признаки фирменного наименования. 1.2 Структура фирменного наименования. 2 Фирменное наименование и порядок реализации права на него. 2.1 Субъекты прав на фирменные наименования. 2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования. 2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение. Заключение Список литературы |
7-10 11-17
18-22 23-28
29-41
42-44 |
Введение
Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентуры предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Фирменное наименование используется
коммерческими организациями, чтобы
индивидуализировать свою деятельность,
привлечь и закрепить потребителей
и не допустить смешения своего бизнеса
в глазах потребителей с деятельностью
конкурентов. Таким образом, в использовании
института фирменного наименования
заинтересованы все субъекты, которые
осуществляют предпринимательскую
деятельность, а именно - коммерческие
организации, предприниматели без
образования юридического лица, а
также некоммерческие организации,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность в пределах, установленных
законом. Согласно статье 54 ГК РФ коммерческие
организации имеют право
Кроме того, интересы предпринимателей
без образования юридического лица
и некоммерческих организаций, занимающихся
предпринимательской
Актуальность исследования фирменного
наименования обусловлена также
тем, что в науке нет единого
мнения по поводу содержания понятия "фирменное
наименование". Кроме того, действующее
законодательство, регулирующее отношения
по поводу фирменных наименований,
характеризуется
Необходимость всестороннего теоретического
изучения данной проблемы обусловлена
разработкой проекта
В то же время, проблема охраны доброго имени в отношении юридических лиц является не менее насущной по сравнению с защитой доброго имени физическими лицами.
Изложенные обстоятельства, свидетельствующие об актуальности научной разработки вопросов, связанных с использованием фирменных наименований, наименований и коммерческих обозначений, и обусловили выбор данной проблемы в качестве темы исследования.
Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Предметом исследования является фирменное наименование и порядок реализации права на него.
Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения, складывающиеся по поводу наименований юридических лиц, фирменных наименований коммерческих организаций.
Работа структурирована, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Основой данного исследования являются действующее законодательство, правоприменительная практика судов общей юрисдикции, а также теоретические научные разработки отечественных ученых.
Методологическую основу исследования
составили формально-
В основу работы положены труды учёных в области гражданского права, и в меньшей степени, исследования, непосредственно касающиеся понятия фирменное наименование, а именно В.Ф. Попондопуло, А.И. Каминки, А.П.Сергеева, Трахтенгерц Л.А., П.П.Цитовича, Г.Ф.Шершеневича, В.В.Розенберга и др.
1 Право на фирменное
наименование как гражданско-
1.1 Понятие и признаки фирменного наименования.
Одним из
средств индивидуализации юридических
лиц является фирменное наименование,
которое представляет собой название
юридического лица, определенное в
его учредительном документе
и занесенное в Единый государственный
реестр юридических лиц и
Понятие «фирма» (фирменное наименование) давали многие ученые.
Например, Цитович П.П. определял фирменное наименование как имя, под которым ведется торговля данного лица [1, с.95]. В свою очередь, Шершеневич Г.Ф. отождествлял «фирму» с названием торгового предприятия, как обособленного частного хозяйства [2, с.75]. Каминка А.И., анализируя два определения торговой фирмы, а именно фирменное наименование как название торгового предприятия и как обозначение собственника торгового предприятия, пришел к выводу о том, что не имеет смысла признавать фирму предприятием, так как такое признание с необходимостью привело бы нас к запрету переносить фирму на другое предприятие того же лица или вести под одной и той же фирмой несколько различных предприятий [3, 183-184].
В литературе советского периода встречаются следующие определения: «фирма - это наименование, под которым владелец предприятия, единолично или как юридическое лицо, выступает в торговом обороте»[4, с.21-22]; «фирмой называется то имя, под которым торговое (в том числе и торгово-промышленное) предприятие выступает в обороте и которое индивидуализирует это предприятие в ряду других участников оборота» [5, с.196]; «фирмой называется наименование предприятия» [6, с.72].
Действующее российское законодательство также не дает определения фирменного наименования, а лишь указывает на его реквизиты. В юридической литературе фирмой чаще всего называется то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота [7, с.37].
Таким образом,
главное назначение фирменного наименования
– это индивидуализация участников
гражданского оборота, субъекта предпринимательской
деятельности среди подобных ему
субъектов, т.е. юридических лиц, занимающихся
предпринимательской
Чтобы обеспечить решение данной задачи, - индивидуализировать отдельных участников гражданского оборота, - законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов фирмы.
Прежде всего, наименование предпринимателя должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы. Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, научное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п. Положение о фирме запрещает включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение [8]. Так, владелец частного предприятия не может избрать в качестве фирменного наименования такое обозначение, которое ассоциируется у третьих лиц с государственной принадлежностью предприятия.
Далее, чтобы выполнять функцию индивидуализации участников гражданского оборота, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые бы не допускали смешения одной фирмы с другой. Этим обусловлен принцип исключительности фирмы, в соответствии с которым фирменное наименование; должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. Казалось бы, из него с очевидностью следует, что не допускается использование тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами, с другой стороны. Поэтому, например, если предприятия имеют различную организационно-правовую форму, которая отражена в их фирменном наименовании, они могут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял, в частности. Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответствующее разъяснение в письме от 29 мая 1992 г. №С-13/ОДИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике» [9, с.24].
С другой стороны, по смыслу закона не исключается использование участниками оборота и полностью совпадающих фирменных наименований, если это не приводит к коллизии их интересов и не вводит в заблуждение третьих лиц.
Содержание принципа исключительности
фирмы не ограничивается однако, лишь
сферой используемых фирменных наименований.
Наименование предпринимателя не должно
совпадать также с
Наконец, должная степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирмой тогда, когда она остается неизменной в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Это требование находит отражение в принципе постоянства фирмы.
Таким образом, можно сделать вывод, что юридическое лицо может иметь фирменное наименование, которое:
1) не
было использовано другим
2) не
было включено в единый
1.2 Структура фирменного наименования.
Требования, предъявляемые к фирменному наименованию и именуемые принципами фирмы, предопределяют структуру последней. Модель указанной структуры была предложена В.В. Розенбергом в 1914 г. и до последнего времени не претерпела каких-либо существенных изменений.
В структуре фирменного наименования выделяются две части: основная и необходимая. Основная часть именуется корпусом фирмы, а необходимая - добавлениями.
В литературе встречаются различные точки зрения на состав этих частей. Так, В.В. Розенберг полагал, что содержанием корпуса фирмы является указание на владельца предприятия, а "эти прочие отношения находят свое отражение в добавлениях к корпусу фирмы. К числу таких именно отношений предприятия относятся: 1) юридическая форма владения торгово-промышленным предприятием (единоличное, полное товарищество, коммандита, акционерная компания); 2) указания, служащие для отличия личности владельца или предприятия (например, "преемник", "вдова", "братья", обозначение предмета предприятия и т.п.); 3) рекламные прибавки ("центральный", "единственный", "старейший" и т.п.)" [4, с.57].При этом акционерная компания по общему правилу имеет фирму не именную, а предметную. Название акционерного общества заимствуется или от предмета его деятельности, или представляет специально придуманное наименование [4, с.64].
А.П. Сергеев считает, что корпус фирмы содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Другие добавления, например "универсальный", "специальный" и т.п., в том числе сокращенные наименования фирмы, относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца [10, с.45]. Положением о фирме устанавливалась структура фирменного наименования без деления его на корпус и добавления, но содержались указания на обязательные для включения в фирму элементы.
Информация о работе Фирменное наименование и порядок реализации права на него