Фирменное наименование и порядок реализации права на него

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в выявлении сущности фирменного наименования и порядка реализации права на него.
Задачами исследования данной темы являются:
– рассмотреть содержание понятия "фирменное наименование", его функциональное назначение, структурный состав;
– определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
– исследовать оптимальность законодательного регулирования отношений по поводу фирменных наименований, а именно: основные положения процедуры регистрации фирменного наименования, а также содержание права на фирменное наименование и его прекращение.

Содержание

Введение
4-6
1 Фирменное наименование как гражданско-правовая категория.
1.1 Понятие и признаки фирменного наименования.
1.2 Структура фирменного наименования.
2 Фирменное наименование и порядок реализации права на него.
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования.
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования.
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по гражданскому праву-4.docx

— 71.56 Кб (Скачать файл)

Так, фирма  государственного предприятия должна была содержать указание на: предмет  его деятельности; тот государственный  орган, в непосредственном ведении  которого предприятие находится; вид  предприятия (трест, синдикат, торг и  т.п.). Фирма предприятия, принадлежащего кооперативной организации, должна была содержать указание на предмет  его деятельности и вид кооперативной  организации (потребительской, промысловой, сельскохозяйственной и т.п.). Фирма  предприятия, принадлежащего акционерному обществу (паевому товариществу) или  товариществу с ограниченной ответственностью, должна была содержать указание на предмет деятельности предприятия  и вид товарищества (акционерное  общество, паевое товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью полностью  или сокращенно и т.п.).

Действующее российское законодательство определяет правила построения фирменных наименований для отдельных видов коммерческих организаций также без деления  их структуры на корпус и добавления.

Так, согласно п. 1 ст. 5 Закона о производственных кооперативах фирменное наименование кооператива должно содержать его  наименование и слова "производственный кооператив" или "артель". В  соответствии со ст. 4 Закона об ООО  общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное  наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных  языках.

Полное  фирменное наименование общества с  ограниченной ответственностью на русском  языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное  фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру "ООО". Аналогичные правила построения фирменного наименования определены для акционерных обществ в ст. 4 Закона об АО [11].

Согласно  указанной статье полное фирменное  наименование акционерного общества на русском языке должно содержать  полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное  наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру ЗАО или ОАО. При этом фирменное  наименование акционерного общества на русском языке не может содержать  иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено  федеральными законами и иными правовыми  актами РФ.

Свою  специфику имеют требования законодателя к фирменным наименованиям хозяйственных  товариществ. Согласно п. 3 ст. 69 ГК РФ фирменное  наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с  добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". В соответствии с п. 4 ст. 82 ГК РФ фирменное  наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем  одного товарища с добавлением слов "и компания" и слов "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество".

Особенности структуры фирменных наименований государственных и муниципальных  предприятий установлены в ст. 4 Закона об унитарных предприятиях. Согласно правилам указанной статьи унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - РФ, субъекта РФ или муниципальное образование. Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - РФ, субъекта РФ или муниципальное образование. При этом фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные термины, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Требования  к содержанию фирменного наименования сельскохозяйственных и рыболовецких артелей сформулированы в п. 3 ст. 3 Закона о сельхозкооперации [12]. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова "сельскохозяйственная артель" или "колхоз" либо слова "рыболовецкая артель" или "рыболовецкий колхоз".

Требования  к содержанию фирменного наименования кредитной организации отражены в ст. 7 Закона о банках [13]. В соответствии с названной статьей кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация", а также указание на его организационно-правовую форму. При этом использование в наименовании кредитной организации слов "Россия", "Российская Федерация", "государственный", "федеральный" и "центральный", производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами РФ.

Требования  к содержанию фирменного наименования субъектов страхового дела - юридических  лиц определены в п. 3 ст. 4.1 Закона о страховом деле. Наименование (фирменное  наименование) субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать:

- указание  на организационно-правовую форму  субъекта страхового дела;

- указание  на вид деятельности субъекта  страхового дела с использованием  слов "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также  производных от таких слов  и словосочетаний;

- обозначение,  индивидуализирующее субъект страхового  дела.

При этом субъект страхового дела - юридическое  лицо не вправе использовать полностью  обозначение, индивидуализирующее  другой субъект страхового дела. Указанное  положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.

В связи  с тем, что многие организации  своими наименованиями претендуют на общероссийский статус, независимо от реальных масштабов своей деятельности, и произвольно используют элементы государственной символики, Правительством РФ 7 апреля 1996 г. принято Постановление N 1463 "Об использовании в названиях  организаций наименований "Россия", "Российская Федерация". Пунктом 1 указанного постановления установлено, что в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования "Россия", "Российская Федерация", слово "федеральный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента РФ и Правительства РФ.

Помимо  ограничений на использование некоторых  слов и словосочетаний в составе  названий организаций действующее  законодательство РФ содержит запреты  на употребление ряда слов и словосочетаний в наименованиях юридических  лиц.

Так, согласно ст. 7 Закона РФ о банках ни одно юридическое  лицо в РФ, за исключением получившего  от Банка России лицензию на осуществление  банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или  иным образом указывать на то, что  данное юридическое лицо имеет право  на осуществление банковских операций. Аналогичный запрет налагается нормами  п. 8 ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" – (утратил силу) в отношении использования в наименовании любого юридического лица, кроме центральной компании финансово-промышленной группы, слов "финансово-промышленная", ст. 5 Закона о товарных биржах в отношении использования в названиях организаций, не отвечающих требованиям, предъявляемым к товарным биржам, слов "биржа" или "товарная биржа", ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" в отношении использования иными юридическими лицами в своих наименованиях слов "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, ст. 2 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" в отношении использования другими организациями в своих названиях словосочетаний "торгово-промышленная палата", "торговая палата" или "промышленная палата".

Анализ  приведенных выше требований к содержанию фирменных наименований коммерческих организаций показывает, что эти  требования весьма бессистемны. Законодатель оперирует целым рядом понятий, не придерживаясь каких-либо общих правил построения фирменного наименования. Нормативное звучание обрели понятия "полное наименование юридического лица", "сокращенное наименование", "сокращенное фирменное наименование", "полное фирменное наименование на языках народов РФ", "сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ", "полное фирменное наименование на иностранных языках", "сокращенное фирменное наименование на иностранных языках", "наименование на иностранном языке", "название организации". Такой подход к средству индивидуализации участников гражданского оборота, по мнению О.А.Городова, запутывает последних, создает дополнительные трудности и, в конечном итоге, препятствует цивилизованному развитию рыночных отношений [14].

 

2 Фирменное наименование и порядок реализации права на него.

2.1 Субъекты прав на фирменные наименования.

Действующее законодательство, опираясь на господствующую точку зрения о принадлежности фирменных  наименований к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, очерчивает круг возможных обладателей прав на фирменное наименование, исходя из характера осуществляемой ими  деятельности. Согласно п.4 ст.54 ГК РФ юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Из приведенной формулы не следует, как это утверждает В.В. Орлова, что "только юридическое лицо может  иметь фирменное наименование. Причем не всякое, а только коммерческая организация"[15, с.345]. Используемое законодателем словосочетание "должно иметь" не является семантически созвучным словосочетанию "может иметь". Первое из них носит обязывающий характер, а второе - дозволительный.

На наш  взгляд, правило п.4 ст.54 ГК РФ не закрывает  возможности для индивидуализации как с помощью "своего", так  и "чужого" фирменного наименования гражданина-предпринимателя, осуществляющего  самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг. Такая возможность предоставлена  правилами гл.54 ГК РФ, регулирующими  отношения, складывающиеся в связи  с использованием в предпринимательской  деятельности комплекса исключительных прав.

Так, согласно п.3 ст.1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку право на фирменное  наименование является неотъемлемым и  обязательным элементом комплекса  исключительных прав, предоставляемых  пользователю, последний, обладая статусом индивидуального предпринимателя, становится, чаще всего на время, владельцем "чужой" фирмы. При этом не происходит, как это может иметь место в случаях уступки патента или уступки товарного знака, отчуждения права на фирму. Указанное право предоставляется пользователю с возложением на правообладателя обязательства не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории (абз.1 п.1 ст.1033 ГК РФ). На не закрепленной за пользователем территории аналогичный комплекс исключительных прав, включая право на использование того же фирменного наименования, может быть предоставлен другому пользователю, либо правообладатель сам может осуществлять предпринимательскую деятельность под "своей" фирмой. Таким образом, законодатель признает, что право на фирму может быть делимым между различными субъектами в зависимости от территориальных зон их предпринимательской деятельности.

Возможность для индивидуального предпринимателя  выступать в качестве обладателя права на "свое" фирменное наименование косвенно подтверждается нормой, закрепленной в абз.1 п.2 ст.1028 ГК РФ, согласно которой  договор коммерческой концессии  регистрируется органом, осуществившим  регистрацию юридического лица или  индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.

Нормы п.3 ст.1027 и п.2 ст.1028 ГК РФ, допускающие  возможность для индивидуального  предпринимателя быть носителем  исключительного права на фирму, вызывают, как правило, негативную оценку со стороны специалистов. Так, А.П. Сергеев  считает их ошибочными [10, с.126], а В.В. Орлова - противоречащими ст.54 ГК РФ [16, с.23].

На наш  взгляд, позицию законодателя нельзя считать ни ошибочной, ни противоречивой. Она нечетко сформулирована, что  характерно для современной практики нормотворчества.

Как было отмечено выше, индивидуальный предприниматель может использовать не только "чужое", но и "свое" фирменное наименование. В последнем  случае право на индивидуализацию предпринимателя  как участника гражданских правоотношений возникает в силу п.3 ст.23 ГК РФ, согласно которому к предпринимательской  деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила  ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими  организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или  существа правоотношения.

Что касается существа правоотношения, то оно, прежде всего, должно характеризоваться  как предпринимательское. А на предпринимателей и отношения с их участием распространяется особый правовой режим.

Особого правового режима требует и индивидуализация гражданина, осуществляющего предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, поскольку указанный гражданин  является особым субъектом гражданского права, что, по справедливому замечанию  В.Ф. Попондопуло, "определяет необходимость  предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя" [17, с.97]. Традиционный режим индивидуализации, обеспечивающий возможность выступления в гражданском обороте под собственным именем (п.1 ст. 19 ГК РФ), хотя и пригоден для целей занятия предпринимательством, однако не способен придать личности гражданина должную степень индивидуализации, свидетельствующую о том, что данный гражданин является предпринимателем. П.П. Цитович утверждал: "Фирма - имя и торговца и его торговли"[18, с.95]. Исходя из этой формулы, являющейся, на наш взгляд, наиболее точным определением существа фирменного наименования, собственное имя гражданина, включающее фамилию, имя, а также отчество, ни в малейшей степени не характеризует сферу его возможных предпринимательских усилий, его бизнес. Поэтому трудно согласиться с А.П. Сергеевым, полагающим, что "в самом деле, предоставление индивидуальному предпринимателю права на пользование особым фирменным наименованием было бы излишней мерой, так как его индивидуализация в гражданском обороте вполне обеспечивается тем, что он выступает в нем под своим собственным именем"[10, с.126].

Информация о работе Фирменное наименование и порядок реализации права на него