Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:34, курсовая работа
Юридические нормы делятся на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме. Частное право представляет собой совокупность юридических норм, которые охраняют и регулируют взаимоотношения частных лиц. А публичное право организуют нормы, которые закрепляют последовательность деятельности органов государственной власти и управления.
Публичное право формируют нормы, которые регламентируют порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон зарождающихся отношений является государство, которое с помощью властных велений подчиняет других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.
Введение………………….………………………………….…………………3
Глава 1. Понятие и история становления и развития частного и публичного права………………………………………………………………………….…5
Глава 2. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права…………………………………………………………………………….12
Глава 3. Взаимодействие и классификация частного и публичного права……………………………………………………………….……………17
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………..24
Глава 3. Взаимодействие и классификация частного и публичного права
Частное и публичное право - это части единой юридической системы, которые при регулировании тех или иных отношений действуют в комплексе. Частное право не может существовать без публичного, т.к. публичное право призвано охранять и защищать частное. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны.
Идея разделения права
на публичное и частное, зародившись
в Древнем Риме, стала очевидна
для юристов стран романо-
В тоже время в теории
права нет единого мнения по поводу
критерия разделения права на частное
и публичное. Споры по поводу оснований
деления права приводят к противоречивым
результатам: от полного отрицания
самой возможности
Разделение публичного и частного права не является ошибочным, при таком делении наиболее ярко проявляется соотношение роли государства, права и отдельных индивидуумов в возникновении и реализации общественных отношений. В нормальном государстве политическая форма организации общества не должна противостоять членам этого общества.
Государство нужно для
того, чтобы выполнять объективные
общие потребности своих
Естественным основанием
для деления права на частное
и публичное является характер правовых
взаимоотношений между
В современной юридической науке выработаны определенные критерии для разграничения публичного и частного права. Формальные критерии между границами этих двух правовых сфер - в практической юриспруденции оказываются весьма зыбкими, подвижными, стертыми реальной жизнью, законодательством и юридической практикой - обрисованы одной из отраслей юридических знаний - аналитической юриспруденцией - довольно основательно и убедительно.21
Из таких критериев наиболее существенное значение имеют следующие два:
1. для публичного права
характерны отношения «власть
- подчинение», для частного
2. публичное право построено на принципе субординации, частное право - на принципе координации воли и интересов участников отношений.
В частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нем занимают юридические дозволения. А юридические нормы во многих случаях имеют диспозитивный характер, т. е. действуют по принципу «если иное не установлено договором».
Для публичного права характерен
определенный юридический порядок,
который построен в «вертикальной»
плоскости, плоскости - «власти - подчинения»,
в соответствии с которой лица,
обладающие властью, вправе односторонне
и непосредственно, без каких-либо
дополнительных решений иных инстанций,
определять поведение других лиц (подвластных),
и вся система властно-
Частное и публичное право представляют собой части единой юридической системы страны и действуют в единстве, во взаимодействии и в комплексе, при регулировании тех или иных отношений. В гражданских законах есть элементы, нормы и институты, относящиеся во многом к публичному праву. Законы публично-правового характера (такие, как налоговые, уголовный кодекс) сопровождают гражданские законы и влияют на их результативность. А частное право в свою очередь, всегда остается правом - социальным институтом официальной, государственной жизни, где необходимые в обществе порядок и дисциплина, должны реализовываться требованиями строгой законности.
Обращаясь к структуре развитых нормативно-законодательных систем, сложившихся при посредстве активной кодификационной работы компетентных правотворческих органов, следует выделить среди разноуровневых структурных подразделении отрасли права.
Отрасли права – наиболее крупные, центральные звенья структуры советского права. Они охватывают основные, качественно особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования. В соответствии с этим для отраслей права характерно то, что они обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования.
Под юридическим режимом
следует понимать особую, целостную
систему регулятивного
Отраслевой режим в рамках соответствующего участка правовой действительности пронизывает все частицы правовой ткани, весь комплекс свойственного данной общности норм юридического инструментария. При этом отраслевой режим отличается известной замкнутостью, своего рода суверенностью и подмеченным в литературе фактом неприменимости к отношениям, регулируемым данной отраслью норм, лежащих за ее пределами.
Отраслевой режим – явление сложное по своему строению. Наиболее существенные его черты могут быть охарактеризованы при помощи двух основных компонентов, соответствующих сторонам интеллектуально-волевого содержания права:
а) особых приемов
регулирования, специфики
б) особенностей принципов,
общих положений,
Отличительные особенности профилирующих (фундаментальных) отраслей, раскрывающие их значение в качестве ядра правовой системы, заключаются в том, что они охватывают такие виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют качественно своеобразного, исходного по специфике правового регулирования и потому предопределяют основные, типовые особенности юридического инструментария. В связи с этим фундаментальные отрасли:
1) исчерпывающе концентрируют
генеральные юридические
2) отличаются юридической
"чистотой", яркой контрастностью,
юридической несовместимостью
3) юридически первичны, т.е.
содержат исходный правовой
4) в своей совокупности,
как и положено ядру целостной
системы, имеют стройную, законченную
архитектонику, спаяны четкими
закономерными зависимостями,
Заключение
Таким образом, в ходе исследования проблемы частного и публичного права, я пришла к следующим выводам.
Структурирование права по типу "частное - публичное" направлено на ограничение государственной власти, гарантирует "область свободы" субъектов права от проявлений всевластия государства. Такое деление права объективно по своему характеру, отражает бытие двух относительно
самостоятельных сфер - гражданского общества и государства. Для этих сфер характерны различные меры дозволенного и запрещенного; одни задачи решаются в рамках публичного права, другие - частного. Вместе с тем право едино в обоих своих проявлениях - частном и публичном - и лишь в совокупности может обеспечить сочетание интересов общества, государства и личности.
Публичное право — система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.
Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.
В основу разграничения
права на частное и публичное
должен быть положен
Наиболее приемлемым среди
формальных критериев разграничения
является положение субъекта в правоотношении
и признак централизации или
децентрализации правового
Список использованной литературы: