Частное и публичное права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Юридические нормы делятся на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме. Частное право представляет собой совокупность юридических норм, которые охраняют и регулируют взаимоотношения частных лиц. А публичное право организуют нормы, которые закрепляют последовательность деятельности органов государственной власти и управления.
Публичное право формируют нормы, которые регламентируют порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон зарождающихся отношений является государство, которое с помощью властных велений подчиняет других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

Содержание

Введение………………….………………………………….…………………3

Глава 1. Понятие и история становления и развития частного и публичного права………………………………………………………………………….…5

Глава 2. Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права…………………………………………………………………………….12

Глава 3. Взаимодействие и классификация частного и публичного права……………………………………………………………….……………17

Заключение…………………………………………………………………..22

Список использованной литературы……………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

плагиат курсов. частное и публичное право.docx

— 61.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Взаимодействие и классификация частного и публичного права

 

Частное и публичное право - это части единой юридической  системы, которые при регулировании  тех или иных отношений действуют  в комплексе. Частное право не может существовать без публичного, т.к. публичное право призвано охранять и защищать частное. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны.

Идея разделения права  на публичное и частное, зародившись  в Древнем Риме, стала очевидна для юристов стран романо-германской правовой семьи. Суть ее заключается  в том, что отношения между  правящими и управляемыми выдвигают  свои свойственные им проблемы и требуют  иной регламентации, нежели отношения  между частными лицами. Иными словами, отношения в сферах частного и  публичного права различны по своей  природе и сущности, и это не может не оказывать влияния на их правовое опосредование.19

В тоже время в теории права нет единого мнения по поводу критерия разделения права на частное  и публичное. Споры по поводу оснований  деления права приводят к противоречивым результатам: от полного отрицания  самой возможности существования  частного права (такая точка зрения господствовала среди теоретиков советского права) до возведения в абсолют роли частноправовой сферы вплоть до установления контролирующих функций права над  государством.

Разделение публичного и  частного права не является ошибочным, при таком делении наиболее ярко проявляется соотношение роли государства, права и отдельных индивидуумов в возникновении и реализации общественных отношений. В нормальном государстве политическая форма  организации общества не должна противостоять  членам этого общества.

Государство нужно для  того, чтобы выполнять объективные  общие потребности своих подданных, а не для того, чтобы бороться с ними. Следовательно, публичное  и частное право как части  одного целого не должны противопоставляться.

Естественным основанием для деления права на частное  и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными  структурами общества. Те права, где  индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, - это права частные. Если же субъект  выступает как часть социального  целого, ему подчиненная, - это права  публичные. 20

В современной юридической  науке выработаны определенные критерии для разграничения публичного и  частного права. Формальные критерии между  границами этих двух правовых сфер - в практической юриспруденции оказываются  весьма зыбкими, подвижными, стертыми реальной жизнью, законодательством  и юридической практикой - обрисованы одной из отраслей юридических знаний - аналитической юриспруденцией - довольно основательно и убедительно.21

Из таких критериев  наиболее существенное значение имеют  следующие два:

1. для публичного права  характерны отношения «власть  - подчинение», для частного права-  отношения юридического равенства  субъектов.

2. публичное право построено  на принципе субординации, частное  право - на принципе координации  воли и интересов участников  отношений.

В частном праве, в отличие  от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом  равенстве субъектов, координации  их воли и интересов. Преимущественное положение в нем занимают юридические  дозволения. А юридические нормы  во многих случаях имеют диспозитивный  характер, т. е. действуют по принципу «если иное не установлено договором».

Для публичного права характерен определенный юридический порядок, который построен в «вертикальной» плоскости, плоскости - «власти - подчинения», в соответствии с которой лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц (подвластных), и вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения  обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а все  другие лица должны им подчиняться. Отсюда вытекают и все другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность положения и разный объем властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей, «ведомственной» юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом.

Частное и публичное право  представляют собой части единой юридической системы страны и  действуют в единстве, во взаимодействии и в комплексе, при регулировании  тех или иных отношений. В гражданских  законах есть элементы, нормы и  институты, относящиеся во многом к  публичному праву. Законы публично-правового  характера (такие, как налоговые, уголовный  кодекс) сопровождают гражданские законы и влияют на их результативность. А  частное право в свою очередь, всегда остается правом - социальным институтом официальной, государственной жизни, где необходимые в обществе порядок  и дисциплина, должны реализовываться  требованиями строгой законности.

Обращаясь к структуре  развитых нормативно-законодательных  систем, сложившихся при посредстве активной кодификационной работы компетентных правотворческих органов, следует  выделить среди разноуровневых структурных  подразделении отрасли права.

Отрасли права – наиболее крупные, центральные звенья структуры  советского права. Они охватывают основные, качественно особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому  содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования. В соответствии с этим для отраслей права характерно то, что они обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования.

 Под юридическим режимом  следует понимать особую, целостную  систему регулятивного воздействия,  которая характеризуется специфическими  приемами регулирования – особым  порядком возникновения и формирования  содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой  санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов,  общих положений, распространяющихся  на данную совокупность норм. Хотя степень специфики отраслевых  режимов может быть различной,  каждая отрасль права с юридической  стороны выделяется в правовой  системе именно таким режимом  регулирования. 

Отраслевой режим в  рамках соответствующего участка правовой действительности пронизывает все  частицы правовой ткани, весь комплекс свойственного данной общности норм юридического инструментария. При этом отраслевой режим отличается известной  замкнутостью, своего рода суверенностью  и подмеченным в литературе фактом неприменимости к отношениям, регулируемым данной отраслью норм, лежащих за ее пределами.

Отраслевой режим –  явление сложное по своему строению. Наиболее существенные его черты  могут быть охарактеризованы при  помощи двух основных компонентов, соответствующих  сторонам интеллектуально-волевого содержания права:

 а) особых приемов  регулирования, специфики регулятивных  свойств данного образования  с волевой стороны его содержания;

 б) особенностей принципов,  общих положений, пронизывающих  содержание данной отрасли с  интеллектуальной стороны.

Отличительные особенности  профилирующих (фундаментальных) отраслей, раскрывающие их значение в качестве ядра правовой системы, заключаются  в том, что они охватывают такие  виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют качественно своеобразного, исходного по специфике правового регулирования и потому предопределяют основные, типовые особенности юридического инструментария. В связи с этим фундаментальные отрасли:

1) исчерпывающе концентрируют  генеральные юридические режимы, групповые методы правового регулирования;

2) отличаются юридической  "чистотой", яркой контрастностью, юридической несовместимостью и  тем самым исключают возможность  взаимного субсидиарного применения  входящих в данные отрасли  норм;

3) юридически первичны, т.е.  содержат исходный правовой материал, который затем так или иначе  используется при формировании  правовых режимов других отраслей, и вследствие этого выступают  в качестве заглавных подразделений  целых групп, семей отраслей  права, например, гражданское право  – заглавной частью семьи отраслей цивилистического профиля;

4) в своей совокупности, как и положено ядру целостной  системы, имеют стройную, законченную  архитектонику, спаяны четкими  закономерными зависимостями, иерархическими  связями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в ходе исследования проблемы частного и публичного права, я пришла к следующим выводам.

Структурирование права  по типу "частное - публичное" направлено на ограничение государственной власти, гарантирует "область свободы" субъектов права от проявлений всевластия государства. Такое деление права объективно по своему характеру, отражает бытие двух относительно

самостоятельных сфер - гражданского общества и государства. Для этих сфер характерны различные меры дозволенного и запрещенного; одни задачи решаются в рамках публичного права, другие - частного. Вместе с тем право едино  в обоих своих проявлениях - частном  и публичном - и лишь в совокупности может обеспечить сочетание интересов  общества, государства и личности.

 Публичное право — система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

 Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой

метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

 В основу разграничения  права на частное и публичное  должен быть положен формальный  критерий, т.е. различие следует  проводить в зависимости от  способа построения и регулирования  юридических отношений, присущего  частному и публичному праву. 

Наиболее приемлемым среди  формальных критериев разграничения  является положение субъекта в правоотношении и признак централизации или  децентрализации правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Асланян Н.П. Основные начала российского частного права. Иркутск. Изд-во ИГЭА, 2001.
  2. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.
  3. Большой юридический словарь. - 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М. - (Б-ка в словаре «ИНФРА-М»), 2007.
  4. Большой юридический энциклопедический словарь. А.Б. Барихин. М.,2008.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2009 г.
  6. Всеобщая история государства и права: В 2 т. Т. 1: Древний мир. Средние века. М., 2002.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть вторая, принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. М.: НЦПИ, 2007.
  8. Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
  9. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009.
  10. Иоффе О. С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Л., 2009.
  11. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2003.
  12. Кудряшов И.В. Римское право. Конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2004.
  13. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2008.
  14. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 2005.
  15. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. M.: Юристъ, 2002.
  16. Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000.
  17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
  18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2003.
  19. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права // Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., 2004.
  20. Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 2003
  21. Суханов Е.А. Система частного права // Вестник МГУ. Серия II: Право. 2009. - №4.
  22. Теория государства и права: Основы марксистско-ленинского учения о государстве и праве / Под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова. М., 2002.
  23. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 2005.
  24. Тихомирова П.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М.,2002г.
  25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для ВУЗов \ Под ред. профессора Стрекозова В.Г. - М.: Дабахов, Ткачев, Демидов, 2005.
  26. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. - М.: Де-юре, 2004.
  27. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 2002.
  28. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 4-П по делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации.
  29. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008.

Информация о работе Частное и публичное права