Юридическая ответственность за нарушение дисциплины цен. Нормативные правовые акты, устанавливающие юридическую ответственность за на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

В любой рыночной стране государство тем или иным образом вмешивается в процесс формирования цен. Государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

Содержание

33. Юридическая ответственность за нарушение дисциплины цен. Нормативные правовые акты, устанавливающие юридическую ответственность за нарушение дисциплины цен. Административная ответственность. Уголовная ответственность
68. Договор контрактации, его отличительные особенности.
Задача № 13.
Не имея возможности оплатить полную стоимость купленной квартиры, Воробьёв договорился с её продавцом Прокофьевым об отсрочке платежа на 6 месяцев. Соглашаясь на отсрочку, Прокофьев потребовал от Воробьёва, чтобы за него поручилась его родственница Тихонова, которую Прокофьев знал, как честного и исполнительного человека. Тихонова согласилась на поручительство, но подписывая договор, оговорила, что ручается за возврат половины долга, а за оставшуюся часть долга она посоветовала Воробьёву обратиться с просьбой о поручительстве к Тунеевой, которая на это согласилась. Поскольку в обусловленный срок Воробьёв долга не погасил, Прокофьев обратился с иском к Тихоновой о взыскании с неё всей суммы долга. Возражая против иска, Тихонова указала, что поручилась она за исполнение только части обязательства т что на момент дачи поручительства, у неё была возможность уплатить за Воробьёва, но сейчас она не работает и такой возможности у неё нет.
Решите спор.

Вложенные файлы: 1 файл

правовое обеспечение - А.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

33. Юридическая ответственность  за нарушение дисциплины цен. Нормативные правовые акты, устанавливающие  юридическую ответственность за  нарушение дисциплины цен. Административная  ответственность. Уголовная ответственность

68. Договор контрактации, его отличительные особенности.

Задача № 13.

   Не имея возможности  оплатить полную стоимость купленной квартиры, Воробьёв договорился с её продавцом Прокофьевым об отсрочке платежа на 6 месяцев. Соглашаясь на отсрочку,  Прокофьев потребовал от  Воробьёва, чтобы за него поручилась его родственница Тихонова, которую Прокофьев знал, как честного и исполнительного человека. Тихонова согласилась на поручительство, но подписывая договор, оговорила, что ручается за возврат половины долга, а за оставшуюся часть долга она посоветовала Воробьёву обратиться с просьбой о поручительстве к Тунеевой,  которая на это согласилась. Поскольку в обусловленный срок Воробьёв долга не погасил, Прокофьев обратился с иском к Тихоновой о взыскании с неё всей суммы долга. Возражая против иска, Тихонова указала, что поручилась она  за исполнение только части  обязательства т что на момент дачи поручительства, у неё была возможность уплатить за Воробьёва, но сейчас она не работает и такой возможности у неё нет.

Решите спор.

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Юридическая ответственность  за нарушение дисциплины цен. Нормативные правовые акты, устанавливающие  юридическую ответственность за  нарушение дисциплины цен. Административная  ответственность. Уголовная ответственность

 

 

 Ценообразование является одной из самых нестабильных сфер правового регулирования в Республике Беларусь, однако, несмотря на свою динамичность, представляет интерес не только с экономической точки зрения, но и с правовой, поскольку с определенной долей условности можно выделить определенные принципы и направления правового регулирования.

  Меры экономической и административной ответственности за нарушение законодательства о ценообразовании предусмотрены рядом законодательных и нормативных актов Республики Беларусь:

- Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З  « О ценообразовании.»

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 123  «Об утверждении Положения о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка.»

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь.»

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 1999 г. № 405 « О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций.»

- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов).»

- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 121 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.                             Закон Республики Беларусь о ценообразовании устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования.

В любой рыночной стране государство тем или иным образом вмешивается в процесс формирования цен. Государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

Государственное регулирование цен и тарифов представляет собой один из способов осуществления регулирования и контроля за ценовой политикой, осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности, со стороны органов государственной власти и управления. Под регулированием ценообразования понимается воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.

Следует иметь в виду, что санкции, применяемые за нарушение законодательства о ценообразовании, достаточно суровы, а потому их уплата может привести к серьезным финансовым последствиям для отдельных субъектов хозяйствования.                                                                                       Согласно законодательству Республики Беларусь о ценообразовании юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность за следующие правонарушения:                                           - завышение или занижение установленных государственными органами уровней регулируемых цен и тарифов на товары (работы, услуги) – фиксированных или предельных цен, предельных уровней рентабельности или коэффициентов повышения цен и тарифов;                                           - применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование;                                                                                                      - завышение отпускных цен на продукцию организаций-монополистов, зарегистрированных в соответствующих органах ценообразования;       - несоблюдение установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) без их регистрации в установленном порядке;                                                                                        - нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов);    - включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, предусмотренных их стоимостью; - несоблюдение порядка купли-продажи товаров в посреднической деятельности;                                                                                                         - применение завышенных оптовых и розничных торговых надбавок (скидок) при ограничении их уровня;                                                                 - отсутствие экономического обоснования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и др.

К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допустившим нарушения законодательства о ценообразовании, применяются меры экономического и административного воздействия:

- выручка, необоснованно полученная в результате нарушения регулируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, – в судебном порядке. При повторном аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере;

- при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования независимо от формы собственности органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования, а также обращаться в хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собственности и о прекращении предпринимательской деятельности лицами, занимающимися ею;

- в случае неправильного или ненадлежащего оформления платежных документов, что может привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить как на продавца, так и на покупателя продукции штраф в размере до 10 % ее стоимости;

- превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен в установленном порядке влечет за собой взыскание дохода, полученного в результате превышения цен, и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода;

- если товары реализуются с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономического обоснования применяемых цен, на предприятие может быть наложен штраф в размере до 30 % стоимости продукции;

- отсутствие экономического обоснования товарообменной операции или использование в нем недостоверных сведений влечет за собой наложение штрафа в размере до 10 % стоимости фактически исполненной товарообменной операции;

- при нарушении пределов продажных цен в посреднической деятельности изымается разница в размере этого превышения, а также налагается штраф в двукратном размере этой разницы;

- за нарушение порядка представления информации об уровне цен на производимые и ввозимые на территорию республики товары предусмотрен штраф в размере до 10 % стоимости реализованных товаров по ценам, по которым не соблюден установленный порядок.

Во всех случаях нарушения государственной дисциплины цен на виновных в нарушениях должностных лиц составляется протокол об административном правонарушении – нарушении дисциплины цен.

Кроме административной ответственности установлена также и уголовная (на основании Уголовного кодекса Республики Беларусь:

- за установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке - штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до 3 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 245 УК)

- за установление или поддержание монопольных цен, сопряженные с принуждением или применением насилия в отношении конкурентов - ограничение свободы на срок от 3 до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ч. 2 ст. 245 УК)

 

Руководители юридического лица и другие должностные лица, предприниматели несут и иную ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании в соответствии с действующим законодательством.

Функции осуществления контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании возложены на Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь. На местном уровне (в пределах своей территории) те же функции выполняют управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Проверкой правильности установления и применения цен занимается также Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы на местах. В своей работе органы контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании взаимодействуют с министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием.

 

 

 

 

 

 

68. Договор контрактации, его отличительные особенности.

Договор контрактации относится к сложившимся гражданско-правовым договорам.

В ст. 505 Гражданского Кодекса Республики Беларусь дается следующее понятие договора контрактации : это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю для переработки или продажи.  
Рассматривая положения о договоре контрактации , можно сделать предположение , что существует два вида данного договора :  
- договор, который заключается между государством и юридическими лицами ;  
- договор, заключаемый между любыми юридическими лицами, гражданами.  
   Но все же реально договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Следовательно , можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности . Договоры же , заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки . Более того, в самом тексте ГК (ч. 2 ст. 505) указана возможность применения правил о договоре поставки. Из вышеуказанного следует вывод , что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов.

  Договором контрактации оформляются закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в основном же действуют договоры поставки или купли - продажи , которые более соответствуют духу времени и общим правовым принципам.

  Стороны в договоре — производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель. Обе стороны, как правило, предприниматели, за исключением случаев, когда стороной в договоре является государственный орган. Производителями сельскохозяйственной продукции могут выступать юридические лица — коммерческие организации, сфера деятельности которых — сельское хозяйство (птицефабрики, животноводческие комплексы, колхозы и др.), крестьянские (фермерские) хозяйства и другие землевладельцы и землепользователи, являющиеся предпринимателями в сфере сельскохозяйственного производства (независимо от формы собственности). Заготовителями могут быть как коммерческие организации, так и физические лица — предприниматели, осуществляющие последующую продажу или переработку сельскохозяйственной продукции (маслозаводы, молококомбинаты, сахарные заводы, прядильные и ткацкие фабрики, торговые организации и т.п.), а также государственные органы.

    Права и обязанности несут обе стороны.  
Производитель сельскохозяйственной продукции обязан:  
1) передать контрактанту обусловленное договором количество продукции в установленном ассортименте и определенного качества.  
Количество, качество и ассортимент сельскохозяйственной продукции определяется сторонами в договорах. Контрагенты вправе по взаимному соглашению изменять в процессе исполнения договора ассортимент закупаемой продукции. Качество продуктов должно соответствовать стандартам, техническим условиям или установленным кондициям. Лишь в исключительных случаях по выдаваемым в установленном порядке разрешениям допускается сдача продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий и т.п.;  
2) сдать продукцию в установленные договором сроки. Если стороны согласовали график доставки, продукция должна быть сдана в соответствии с графиком. По согласованию с заготовителем производитель вправе сдать продукцию досрочно.  
Вывоз сельскохозяйственной продукции возлагается на контрактанта, если иное не предусмотрено договором контрактации;  
3) представить заготовителю по его требованию отчет об использовании полученных финансовых и материальных средств.  
Заготовитель (контрактант) обязан:  
1) предоставить производителю сельскохозяйственной продукции в соответствии с достигнутой договоренностью финансовые и материальные средства, оказать техническое содействие для осуществления производства сельскохозяйственной продукции;  
2)принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения производителя сельскохозяйственной продукции и обеспечить ее вывоз, если договором не предусмотрено иное. Стороны могут договориться о приемке заготовителем (контрактантом) на установленных в договоре условиях всей сельскохозяйственной продукции, произведенной производителем  
Для принятия сельскохозяйственной продукции установлены предельные сроки приемки;  
3) оплатить принятую сельскохозяйственную продукцию. Оплата осуществляется в зависимости от достигнутой договоренности.  
Кроме того, стороны могут договориться о том, что заготовитель, осуществляющий переработку сельскохозяйственной продукции, обязан возвращать ее производителю отходы от переработки этой продукции с оплатой по цене, определенной договором контрактации.  
Говоря о характерных чертах договора контрактации , следует указать , что он является:  
- формальным , то есть заключается в письменной форме;  
- срочным (в настоящее время он заключается как правило сроком на один год);  
- возмездным;  
- двусторонним;  
- консенсуальным (считается заключенным с момента соглашения сторон).

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение дисциплины цен. Нормативные правовые акты, устанавливающие юридическую ответственность за на