Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Уже не один век специалисты ведут дискуссии, должно ли каждое юридическое лицо в отдельности получать свое "начало" от государственной власти или же достаточно установить общие нормативные условия для возникновения юридических лиц таким образом, чтобы каждая подпадающая под эти правила организация получала права юридического лица без специального акта государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Порядок создания юридического лица…………………………….…..4
1.1. Порядок регистрации юридического лица………………………………….4
1.2.Проблемы регистрации юридических лиц в РФ…………………………..11
Глава 2. Проблемы законодательного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц……………………………..……….…………..15
2.1.Прекращение юридического лица путем реорганизации…………….…..15
2.2.Ликвидация юридических лиц…………………………...………………...24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы ……………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

юрлица.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

              С другой стороны, при открытии счета в банке или обращении организации для получения лицензии на осуществление какой-либо деятельности требуется предоставить нотариально заверенные копии учредительных документов.

Позиция арбитражных  судов также основана на том, что  государственная регистрация является неотъемлемым признаком юридического лица. Так, в решении Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-29952/00-8-287 от 24 октября 2000 г. подтверждением статуса юридического лица Управления Северо-Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации называют наличие государственной регистрации. Аналогична позиция и Арбитражного суда Архангельской области, высказанная в определении по делу N А05-4528/00-247/17 от 19 сентября 2000 г.9

Таким образом, регистрация  юридического лица представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц в соответствии с законодательством. Так же хочется отметить, что описанная процедура регистрации имеет  практические проблемы, о которых будет рассказано в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

1.2.Проблемы регистрации юридических  лиц в РФ.

Многие проблемы, существующие сейчас в экономической сфере, обусловлены отсутствием федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. До вступления в силу ФЗ « О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » регистрацию юридических лиц производили Министерство юстиции Российской Федерации (в отношении общественных и религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации или за ее пределами); органы юстиции субъектов Российской Федерации (в отношении общественных и религиозных объединений, действующих на территории одного или нескольких  субъектов Российской Федерации); Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (в отношении средств массовой информации); Центральный банк Российской Федерации (в отношении кредитных организаций); Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации; регистрационные палаты, созданные администрациями субъектов Российской Федерации, или специальные подразделения в администрациях субъектов Российской Федерации (в отношении всех остальных юридических лиц, находящихся в субъектах Российской Федерации).10

               В результате даже Правительство Российской Федерации не располагает достоверными данными о количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории России или в отдельных ее регионах, а сведения о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и вовсе отсутствуют. А поскольку нет единой информационной базы, очень трудно получить исчерпывающие данные о конкретном юридическом лице. Много серьезных проблем (вплоть до судебных разбирательств) вызывает регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями.

Действовавший порядок регистрации юридических лиц был определен в ГК РФ, ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Указе Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".

Порядок регистрации  индивидуальных предпринимателей установлен двумя нормативными актами: Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-I "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным упомянутым Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482.

Допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате нередко десятки, а иногда и сотни организаций "проживают" в одной квартире. Выборочный анализ базы данных Государственного реестра Московской области помог выявить интересные факты. Так, два физических лица учредили по 50 предприятий, причем все 100 имеют одинаковые юридические адреса.11

       Часто регистрация производилась с нарушениями действующего законодательства. Так, в соответствии с п. 3 ст.59 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредительные документы названных обществ, созданных до введения в действие этого закона, должны быть приведены в соответствие с принятым актом. Согласно п. 4 этой же статьи, "общества с ограниченной ответственностью, указанные в пункте 3 настоящей статьи, освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с настоящим Федеральным законом". В соответствии со ст. 51 ГК РФ "государственной регистрации в органах юстиции подлежат только юридические лица". Филиалы юридических лиц, согласно ст. 55 ГК РФ, являются не юридическими лицами, а лишь "обособленными подразделениями юридических лиц, расположенными вне места их нахождения". Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством государственной регистрации подлежат сами юридические лица, а не их филиалы. Многие же регистрационные структуры продолжают регистрировать и филиалы.

 Например, в г. Москве  в соответствии с Положением  о Московской регистрационной  палате, утвержденным постановлением  Правительства Москвы, функция регистрации  филиалов наряду с регистрацией и перерегистрацией юридических лиц отнесена к основным функциям Палаты. Московская областная регистрационная палата ведет не регистрацию филиалов юридических лиц, а лишь их учет, но делается это, естественно, не безвозмездно. Очень часто местные администрации регистрируют предприятия, которые учреждены за пределами подведомственной им территории. По таким прецедентам Высший Арбитражный Суд РФ дал следующее разъяснение: акт местной администрации должен признаваться недействительным, если юридическое лицо учреждено за пределами ее территории. Таким образом, регистрацию следует осуществлять только по месту нахождения юридического лица, указанному в его учредительных документах.

Нужен был нормативный  акт наиболее полно регулировавший данную сферу отношений с учетом современности коим и явился Федеральный закон ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но не смотря на принятия данного закона появились свои проблемы в регистрации .Но  в настоящее время имеются проблемы при регистрации юридических лиц которое образуется путем создания они непосредственно связанные с процедурой регистрации, а конкретнее со сдачей документов, так как при сдаче  пакета документов в регистрирующий орган надо предъявить следующие документы:

  1. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  3. документ об уплате государственной пошлины.
  4. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

И не посредственно проблемы возникают при открытии счетов накопительного и расчетного, подтверждение  о которых необходимо при приеме документов в регистрирующем органе. Сущность проблемы кроется  в том, что расчетный счет в банке может быть открыт только при предъявлении из регистрирующего органа свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выписки из ЕРЮЛ, устава и других документов необходимых для открытия расчетного счета. Для решения изложенной проблемы необходимо внесения изменений в закон или принятия нормативного акта регулирующего открытия расчетного счета для юридических лиц.

 

 

Глава 2. Проблемы законодательного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц.

2.1.Прекращение юридического лица путем реорганизации

Проблема прекращения  деятельности юридических лиц актуальна в силу того, что при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо.

Можно выделить 2 критерия классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное (распорядительное) прекращение деятельности.12

Добровольным основанием является решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п.2 ст. 61, п.1 ст. 68 ГК. К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей , решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда. К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов. Из анализа ст. 113-115, 120, 294 – 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и основанные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований. Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК. С точки зрения последствий прекращения юридических лиц различают реорганизацию – относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию – абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся, обязанными по отношениям, в которые реорганизуемое юридическое лицо. И реорганизация, и ликвидация юридического лица может быть как добровольной, так и принудительной. Реорганизация юридического лица проводится в одной из 5 форм предусмотренных законом (ст. 57 ГК). Это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Обращают на себя две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она в отличие от добровольной реорганизации может быть осуществлена только в формах разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она в отличие от принудительной ликвидации может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов. Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого юридического лица – его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на принятие таких решений учредительными документами.

Слияние – такая форма  реорганизации, при которой права и обязанности двух прекращающих деятельность юридических лиц переходят к новому юридическому лицу. Присоединение – форма реорганизации, при которой в состав юридического лица, не прекращающего свою деятельность, вливается прекращающее деятельность юридическое лицо.

Разделение – форма  реорганизации, при которой права  и обязанности прекращающего  деятельность юридического лица переходят  к двум (либо более) новым юридическим  лицам.

Выделение – форма  реорганизации, при которой образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося юридического лица, деятельность которого не прекращается. Выделение – единственная форма реорганизации, при которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица.

Преобразование – такая форма реорганизации, при которой происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения и  преобразования считается законченной  с момента осуществления государственной регистрации новых юридических лиц.

Реорганизация в форме  присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи опреращении  деятельности присоединенного юридического лица. В некоторых случаях при  реорганизации необходимо предварительное согласие государственных органов.

В процессе реорганизации  необходимо решить все вопросы, связанные  с определением статуса субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна  эта проблема безусловно для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных. При реорганизации составляются разделительный .

Разделительный баланс должен содержать бесспорный ответ на вопрос о судьбе каждого обязательства, т.е. из баланса должно безусловно следовать, к какому именно юридическому лицу перешло то или иное обязательство и передаточный акт, и разделительный баланс должен включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

Один из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации, - вопрос защиты прав контрагентов реорганизующегося юридического лица. Цель правового регулирования – не допустить ущемления прав контрагентов, особенно в тех ситуациях, когда в результате реорганизации одному из вновь образованных юридических лиц передается большинство обязательств, а другому – большая часть имущества. Кроме того, в результате реорганизации может произойти исключение либо уменьшение ответственности определенных лиц, например при преобразовании общества с дополнительной ответственностью в производственный кооператив.

Информация о работе Юридические лица