Адвокатура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, провозглашение создания основ правового государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности всех правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование российской адвокатуры - института, который как никакой другой, теснейшим образом связан с отправлением правосудия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВНУТРЕНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТУРЫ 5
1.1 Сущность и принципы адвокатской деятельности 5
1.2 Опыт развития российской адвокатуры до 1917г. 10
1.3 Организация адвокатуры в Российской Федерации на современном этапе 14
1.4 Развитие законодательства об адвокатуре в Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Вложенные файлы: 1 файл

АДВОКАТУРА.docx

— 51.56 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 ВНУТРЕНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  АДВОКАТУРЫ

5

1.1 Сущность и принципы  адвокатской деятельности

5

1.2 Опыт развития российской  адвокатуры до 1917г.

10

1.3 Организация адвокатуры  в Российской Федерации на  современном этапе

 

14

1.4 Развитие законодательства  об адвокатуре в Российской  Федерации

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕД ЕНИЕ

Происходящая в России демократизация политической и экономической  системы,   провозглашение создания основ правового государства  вызывает необходимость коренной реорганизации  форм и методов деятельности всех правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой  прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование российской адвокатуры - института, который как  никакой другой, теснейшим образом  связан с отправлением правосудия.

В последние годы в нашей  стране активно формируется рынок  предоставления квалифицированной  правовой помощи. Адвокаты ежегодно оказывают  помощь 7 миллионам граждан и 19 тысячам  организаций, принимают участие  в рассмотрении 90% уголовных дел  и более 10% гражданских дел. За 2012 г. по ходатайству адвокатов в стадии предварительного следствия были полностью прекращены дела в отношении 5,5 тысяч человек, а в отношении 23 тысяч обвиняемых изменено содержание обвинения. Однако того количества профессиональных юристов, которое действует сегодня на территории Российской Федерации, явно недостаточно для обеспечения граждан и организаций юридической помощью. Так, если в России на 160 млн. населения имеется 17 тыс. 200 адвокатов., то в ФРГ на 91 млн. - более 60 тыс. адвокатов, в Англии - на 60 млн. населения 67,5 тыс., а в США на 252 млн. человек приходится 400 тыс. адвокатов и юрисконсультов.

Сама организация адвокатуры, принципы ее деятельности также во многом устарели и не отвечают современным требованиям.

В представленной работе дается общая характеристика организации  российской адвокатуры, рассматриваются  законодательные основы ее деятельности и перспективы дальнейшей эволюции этого института. В последнем  разделе работы представлены два  проекта законов об адвокатуре в  Российской федерации, которые показывают, в каком направлении развивается законотворчество в этой области. Там же буду рассмотрены взгляды отечественных юристов на те или иные вопросы  организации правозащитной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВНУТРЕНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  АДВОКАТУРЫ

 

1.1 Сущность и принципы  адвокатской деятельности

 

Под адвокатурой в Российской Федерации принято понимать добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской  деятельностью. Организационной формой адвокатуры традиционно является коллегия адвокатов, образуемая по заявлению  группы учредителей - лиц, имеющих высшее юридическое образование или  же по инициативе органов исполнительной власти. Как писал еще а конце  прошлого века выдающийся российский юрист А.Ф.Кони1, профессиональные объединения адвокатов, "присяжных поверенных" - это тот высший идеал, который нужен для России.

Для определения самого понятия "член коллегии адвокатов" можно воспользоваться формулировкой санкт-петербургской объединенной коллегии адвокатов, которая гласит: "Адвокатом... коллегии адвокатов признается лицо, отвечающее требованиям, установленным законодательством об адвокатуре, получившее в установленном уставом порядке допуск к адвокатской деятельности, наделенный в силу закона и членства в коллегии независимым правовым и социальным статусом и призванное на основе полномочий к защите прав и свобод личности, осуществлению правового представительства интересов граждан и организаций."

Смыслом и целью существования  адвокатуры как института профессиональной защиты и представительства является оказание юридической помощи всем, кто в таковой нуждается. "Адвокаты, - как писал русский дореволюционный историк права Д.Н. Бородин2, - это специалисты, правоведы, защищающие на суде права индивидуальных лиц во имя и в интересах общественного блага."

 В России гарантии  на получение квалифицированной  юридической помощи, в том числе  - в предусмотренных законом случаях  -   бесплатной,   предоставляются   действующей Конституцией РФ3 (ст. 48).

В числе принципов, которые  выдвигаются российским юристами в  качестве основных правовых и этических  ориентиров адвокатской деятельности, можно выделить следующие:

а) законность;

б) самоуправление;

в) коллегиальность в руководстве;

г) независимость адвокатуры;

д) соблюдение адвокатской этики.

Под соблюдением адвокатской  этики, прежде всего, понимается умение хранить профессиональные тайны, в  том числе - содержание бесед с  подзащитными, а также - соблюдение интересов доверившихся адвокату людей. Никакого другого интереса у адвоката быть не может. Адвокат обязан всегда и полностью разделять позицию  доверившегося ему человека. Корректировка  позиции адвоката допустима лишь в интересах доверителя или подзащитного. После того, как линия поведения  совместно с доверившимся человеком  выработана, адвокат не может ее принципиально изменить, потому что  это было бы изменой, предательством по отношению к клиенту.

В то же время, как справедливо  замечал выдающийся российский адвокат  А.Ф.Кони4, адвокат не должен быть слугою своего клиента, его пособником уйти от заслуженной кары правосудия. Уголовный защитник представлялся ему как человек, "...вооруженный знанием и глубокой честностью, умеренный в приемах, бескорыстный в материальном отношении, независимый в убеждениях ...". 

Вопрос о предоставлении адвокатуре полной независимости от государственных органов имеет  двойственную оценку. С одной стороны, отказ от регламентации адвокатской  деятельности и невмешательство  государства в процесс осуществления  профессиональных целей адвокатуры может обеспечить ей наиболее эффективное  выполнение возложенных на нее задач, избавить от попыток воздействовать на ход событий. С другой стороны - по своей сути адвокатская деятельность является правозащитной, а защита прав и свобод человека и гражданина - в соответствии со ст.2 Конституции Российской федерации5 - обязанность государства. Закрепив за собой эту обязанность конституционно, государство не может полностью делегировать свои правозащитные функции объединению адвокатов и оставить ее без контроля со своей стороны.

Кроме основных принципов  следует выделить три основных направления  адвокатской деятельности. Два из них - традиционные и одно - относительно новое. Условно их можно обозначить следующим образом6:

1) адвокатура для малообеспеченных;

2) традиционное представительство  на следствии и в судах; 

3) адвокатура для предпринимателей, действующая на коммерческой  основе.

В настоящее время все  три вида адвокатской практики действуют  параллельно, но существует определенная тенденция к профессиональной специализации.    

Адвокатура не является общественной организацией, хотя ее зачастую так  называют. Отличие адвокатуры от общественной организации заключается, прежде всего  в том, что лица, объединяющиеся в  общественные организации, сами ставят перед собой цели, задачи, то есть -   вырабатывают свои общие интересы. В адвокатуру же цели и задачи привносятся извне. Схожесть адвокатуры с общественными организациями состоит только в том, что и те  и другие являются добровольными объединениями, однако изначальные статусы объединяющихся различны.

Цели и задачи, стоящие  перед адвокатами и их объединениями  определяются объективной необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприобретенных прав граждан  и юридических лиц. Поэтому можно  сказать, что цели и задачи перед  адвокатурой ставят не сами адвокаты (а также и не государство), а  общество. Адвокатура, удовлетворяя запросы  общества, обеспечивает его дальнейшее поступательное развитие. Следовательно, можно утверждать, что развитие самого гражданского общества невозможно без  самостоятельной и независимой  адвокатуры. Как писал еще в  конце XIX века  российский юрист Е.В.Васьковский7, "и в уголовном и в гражданском процессе правозаступник действует в качестве уполномоченного общества и в его интересах... Только признание адвокатов уполномоченными представителями общества, а не наемными пособниками частных лиц, дает адвокатуре право на существование, и только с этой точки зрения может быть доказана ее необходимость".

Однако из всего вышесказанного не следует, что цели адвокатуры и  государства противоположны. Судебное производство и, в особенности, уголовный  процесс невозможны без участия  адвокатов: они как бы стоят между  государством, от имени которого осуществляется обвинение или иные требования, и  обвиняемым. К тому же следует вспомнить  ст.48 Конституции РФ, в которой говорится о том, что "каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиненный в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката". Таким образом государство непосредственно заинтересовано в профессиональной деятельности адвокатов. Следовательно, адвокатура, будучи отстраненной от государства, все же выполняет  значимые с точки зрения общества и государства  функции.

Определению правовой природы  коллегий адвокатов способствует и  уяснению характера взаимоотношений  между ними и государственными органами. Государство должно: обеспечить независимость  деятельности адвокатуры и доступность  юридической помощи для всех желающих; содействовать осуществлению мероприятий  по повышению квалификации адвокатов; принимать меры к защите адвокатов  от преследований, необоснованных ограничений  их профессиональной деятельности; наблюдать  за рациональным расходованием денежных средств, выделяемых государством на оплату труда адвокатов.

Нередко адвокаты сравнивают сущность своей профессии с деятельностью  клерикальных организаций, обязывающих  своих служителей свято хранить  тайну исповеди доверившегося человека. В этом смысле между такими понятиями  как профессиональная адвокатская  этика и обязательства духовника  действительно есть нечто общее.

Следует также упомянуть  о том, что объединения адвокатов  создаются и для защиты их собственных  специфических корпоративных интересов, для формирования компетентного, хорошо подготовленного адвокатского корпуса, а также - для контроля за качеством  оказания юридической помощи.  В  этом смысле адвокатские объединения  отчасти напоминают профессиональные союзы, стремящиеся к выработке своего рода "законов цеха", традиций, определенного консерватизма.

В то же время нельзя утверждать, что адвокатура является коммерческой организацией, поскольку она не ставит перед собой непосредственно  цели получения прибыли. 

 На основании всего  изложенного выше можно заключить,  что адвокатура8 - это особый, не поддающийся четкой классификации общественный институт, соединяющий в себе черты профессиональной, общественной, религиозной, корпоративной и т.п. организации. Его функционирование требует, безусловно, особого нормативного регулирования, учитывающего специфику профессиональной правозащитной деятельности.

 

1.2 Опыт развития российской  адвокатуры до 1917г.

 

Одной из самых значительных и последовательных буржуазных реформ 60-х годов XIX века в России была судебная реформа 1864 г.: провозглашалось отделение  суда от органов законодательной  и административной власти, закрытое  сословное судопроизводство заменялось судом присяжных, основанном на принципах  гласности, Утверждалась независимость  и несменяемость судей; реорганизовывалась прокуратура, впервые в истории  России была учреждена адвокатура. С появлением этого института  в уголовное судопроизводство вводился необходимый для раскрытия истины элемент состязательности.

Профессиональная адвокатура, организованная на основе Судебных уставов 1864 г., явилась абсолютно новым  для России учреждением и по своему содержанию и по форме. К работе были привлечены прогрессивно мыслящие, профессиональные юристы, многие из которых оставили выгодную государственную службу. В  числе выдающихся адвокатов России того периода были имена таких  юристов, как А.Ф.Кони9, В.Д.Спасович, С.А.Андреевский, А.Я.Пассовер, А.А.Герке, А.Л.Боровиковский, А.И.Урусов, П.А.Александров и другие.

Русские адвокаты объединялись в самоуправляющиеся организации, придерживающиеся буквы и духа закона. Для населения были открыты юридические  консультации. Предусматривались также  меры для того, чтобы без защиты не оставались подсудимые и   участвующие в судебных тяжбах граждане, не имеющие средств для оплаты адвокатского гонорара. Адвокаты приобретали статус одновременно правозаступника и поверенного своего клиента.

Адвокаты подразделялись на две категории - присяжных поверенных и частных поверенных. Надзор за деятельностью присяжных поверенных был возложен на избираемый ими совет  присяжных поверенных при судебной палате. Высший надзор за их деятельностью  осуществлялся судебной палатой  и Правительствующим сенатом.

От кандидатов на звание присяжного поверенного, в соответствии с Судебным уставом, требовалось  высшее юридическое образование, возраст  не менее 25 лет, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного  ведомства или помощника присяжного поверенного и вступление в корпорацию адвокатов в установленном  порядке. Порядок вступления в присяжную  адвокатуру состоял из двух этапов: принятия и приписки. Принятие в  адвокатуру зависело от совета, на основании  решения которого кандидат мог быть зачислен в адвокатуру. Приписка носила формальный характер: она осуществлялась судебной палатой на основании определения  совета о принятии данного лица в  число присяжных поверенных. Законодательство регламентировало также права, обязанности  и ответственность присяжных поверенных.

Информация о работе Адвокатура