Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:47, курсовая работа
Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, провозглашение создания основ правового государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности всех правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование российской адвокатуры - института, который как никакой другой, теснейшим образом связан с отправлением правосудия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВНУТРЕНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТУРЫ 5
1.1 Сущность и принципы адвокатской деятельности 5
1.2 Опыт развития российской адвокатуры до 1917г. 10
1.3 Организация адвокатуры в Российской Федерации на современном этапе 14
1.4 Развитие законодательства об адвокатуре в Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Автономность, относительная
независимость от государственных
властей, выборность и подотчетность
советов присяжных поверенных перед
членами адвокатской
При составлении "Положения о присяжных поверенных" был учтен опыт западноевропейских стран. Так, отчасти был воспринят немецко-австрийский тип адвокатуры, особенность которого состояла в соединении в одних руках функций правозаступничества и судебного представительства. Однако профессор Е.В.Васьковский10, который считал необходимым разделение этих двух функций адвокатской деятельности, писал, что при таком положении "адвокат из ученого эксперта и судебного оратора, каким он был в качестве чистого правозаступника, становится практическим дельцом, маклером по юридической части, имеющим тем больше успеха в публике, чем больше сметливости, юркости и даже неразборчивости в средствах он проявит при устройстве материальных интересов своих клиентов".
Организационное же устройство
российской адвокатуры во многом напоминало
французское - внутреннее самоуправление,
система дисциплинарных взысканий
и порядок дисциплинарного
Однако в практике организации деятельности адвокатуры было воплощено далеко не все из предусмотренного Судебным уставом. Присяжная адвокатура, например, не имела надлежащих гарантий свободы слова, серьезно ограничивались ее процессуальные права. Участие защитника в предварительном следствии не допускалось, поэтому ознакомиться с делом адвокат имел возможность лишь перед началом судебного разбирательства - уже после составления обвинительного акта.
Таким образом, присяжная адвокатура в России в момент ее возникновения представляла собой корпорацию лиц свободной профессии - сословие так называемых присяжных поверенных, объединенных на основе внутреннего самоуправления в виде выборных органов - советов присяжных поверенных - и находящихся под внешним надзором высших судебных органов. Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда) и представительства сторон в гражданском процессе, на адвокатуру налагалась обязанность оказания юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.
Однако судебная реформа
одной из первых была подвергнута
коренному пересмотру. К концу 80-х
годов прошлого века из Судебных уставов
1864 г. были исключены многие демократические
институты, изменено судопроизводство
по государственным преступлениям,
резко сокращен круг дел, подлежащих
рассмотрению судом присяжных. Устройство
адвокатуры также потерпело большие
изменения и ограничения со стороны
властей. Так, например, было приостановлено
образование новых советов
В 1890 г. начала действовать правительственная Комиссия "для пересмотра существующих о поверенных по судебным делам узаконений", что фактически означало шаг в сторону проведения контрреформ. Адвокатура потеряла ряд своих демократических привилегий, а также - своих лучших представителей.
Таким образом, начало российской адвокатуре, ее традициям и принципам было положено еще в 1864 г., более 130 лет назад. Анализ законодательства дореволюционной России в этой области позволяет отметить многие прогрессивные стороны Судебного устава, выделить то рациональное зерно, которое может и должно быть использовано при разработке нового закона о российской адвокатуре. Можно констатировать, что принципы, заложенные в основу организации адвокатуры конца XIX века, не потеряли своей актуальности и представляют значительный интерес для решения задач современного общества.
1.3 Организация адвокатуры в Российской Федерации на современном этапе
Сегодня организация и
порядок деятельности адвокатуры в
Российской Федерации регулируются
в основном законодательными актами,
принятыми более пятнадцати лет
назад - Законом об адвокатуре в СССР
(1979 г.) и Положением об адвокатуре РСФСР
(1980 г.). Для своего времени, по мнению
российских юристов, это были достаточно
прогрессивные нормативные
Кроме того в настоящее время постепенно реализуется концепция судебной реформы, выдвинутая Президентом РФ в конце 1991 г. В вопросах оказания правозащитной помощи концепция исходит из того, что коллегии адвокатов11 - это самоуправляемые организации, призванные оказывать квалифицированную юридическую помощь. Следовательно, коллегии сегодня - это объединения адвокатов, занимающиеся профессиональной адвокатской деятельностью.
В соответствии со ст. 1 Положения об адвокатуре в РСФСР, основными задачами адвокатуры является оказание помощи гражданам и организациям. Она содействует "охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности..." Коллегия адвокатов в Положении определяется как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью (ст. 3).
Положение предусматривает,
что в Федерации могут
Членами коллегии адвокатов могут быть "граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет"; лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, но не имеющие достаточного стажа работы по специальности, могут быть приняты в коллегию адвокатов после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года (ст. 11). Члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено только для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, объем адвокатской работы в которых является недостаточным.
Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумы коллегий адвокатов создают в городах и других населенных пунктах юридические консультации, которыми руководят заведующие, назначаемые президиумом (ст. 18).
Положение об адвокатуре в РСФСР предусматривает следующие виды юридической помощи (ст. 19): адвокаты, оказывая юридическую помощь:
- дают консультации и
разъяснения по юридическим
- составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;
- осуществляют
- участвуют на предварительном
следствии и в суде по
Адвокаты могут также
оказывать гражданам и
Статья 22 Положения об адвокатуре12 предусматривает бесплатное оказание гражданам юридической помощи в следующих случаях:
- истцам в судах первой
инстанции при ведении дел
о взыскании алиментов и
- членам товарищеских
судов и добровольных народных
дружин по охране
Юридическая помощь
оказывается бесплатно и в
других случаях,
В Положении также указывается,
что общее руководство
- контролирует соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР "Об адвокатуре в СССР14" и других законодательных актов;
- устанавливает порядок оплаты юридической помощи и условия оплаты труда адвокатов;
- издает инструкции и
методические рекомендации по
вопросам деятельности
-устанавливает особенности
порядка организации и
Таким образом, создатели Закона об адвокатуре в СССР 1979 г. и Положения об адвокатуре РСФСР предусматривали, что контроль и общее руководство адвокатурой осуществляют органы государственной власти в лице Министерства юстиции и что заниматься адвокатской деятельностью можно только будучи членом коллегии адвокатов. Однако в Законе не оговаривалось, что число коллегий на территории одного субъекта СССР ограничено.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует три Союза адвокатов:
1) Международный союз (ассоциация),
в который наряду с некоторыми
коллегиями адвокатов РФ
2) Союз адвокатов Российской Федерации;
3) Ассоциация адвокатов России.
Помимо этого в настоящее время в России действуют альтернативные коллегии адвокатов, юридические центры, правовые кооперативы, юридические консультации, а также лица, оказывающие правовые услуги в частном порядке. Всего по данным на 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось 106 коллегий адвокатов и более двух с половиной тысяч юридических консультаций. В том числе широкопрофильных - так называемых альтернативных - коллегий - 49, объединяет их Гильдия российских адвокатов - "первое независимое некоммерческое профессиональное объединение правозащитников".
Частично деятельность адвокатуры регулируется также отдельными положениями Уголовно-процессуального15 и Гражданско-процессуального кодексов РСФСР. Так, например, в соответствии со ст.44 действующего ГПК РСФСР, представительствовать в суде могут не только адвокаты, но и: работники государственных учреждений и иных организаций; уполномоченные профессиональных союзов по делам рабочих и служащих, состоящих в этих союзах; уполномоченные организаций, которым по закону предоставлено право защищать права и интересы других лиц; один из соучастников по поручению других соучастников; лица, допущенные судом, ведущим дело, к представительству по данному делу.
В соответствии с действующими
статьями Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР, в качестве защитников
к делу допускаются: адвокат по предъявлению
им ордера юридической консультации;
представитель
Участие защитника в судебном разбирательстве обязательно по делам16:
1) в которых участвует
государственный или
2) несовершеннолетние;
3) немых, глухих, слепых
и других лиц, которые в силу
своих физических или
4) лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;
5) лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь;
6) лиц, между интересами которых имеются противоречия, если хотя бы одно из них имеет защитника (ст. 49 УПК17).
Процессуальные кодексы регулируют также и некоторые другие стороны адвокатской практики.
Не смотря на позитивное
действие законодательства об адвокатуре
в прошлом, не вызывает сомнения тот
факт, что в настоящее время - в
связи с принятием новой
1.4 Развитие законодательства об адвокатуре в Российской Федерации
Перед российскими законодателями сегодня стоит проблема разработки и принятия такого закона об адвокатуре, который обеспечил бы гражданам Российской Федерации гарантированное право на получение квалифицированной юридической помощи во исполнение декларации ст. 48 Конституции РФ18. В последние годы - после принятия Концепции судебной реформы в Российской Федерации - появилось более десятка различных проектов закона об адвокатуре Российской Федерации, наиболее известные из которых - проект Рабочей комиссии Министерства юстиции 1994 г., подготовленный под руководством проф. Скетсовского, и проект, подготовленный депутатом Государственной думы А.М.Трасповым (1995 г.).