Защита прав и интересов физических лиц в суде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:17, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить, обобщить, систематизировать социально-правовые документы и нормы, регулирующие права и интересы граждан России.
Задачи исследования:
1.Изучить юридическую литературу по данной теме.
2.Проанализировать нормативно-правовую базу по защите прав и интересов физических лиц в РФ.
3.Раскрыть способы правовой защиты прав и законных интересов граждан в РФ.
4.Выявить особенности судебных форм защиты в РФ.
5.Проанализировать статистические данные и судебную практику на примере ООО «Профессионал».
6.Сформулировать предложения и разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав и законных интересов физических лиц.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Основы защиты прав человека и гражданина
1.1. Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 6
1.2. Механизмы и гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ 19
Глава 2. Анализ защиты прав и интересов физических лиц (на примере ООО «Профессионал»)
2.1. Анализ состояния предприятия и его статистические показатели 33
2.2. Анализ судебной практики 40
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А. 58
Приложение Б. 60
Приложение В. 64
Приложение Г. 66

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом!!!.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Существует проблема соотношения общего и особенного конституционного регулирования. Иногда говорят, что Конституция не должна опускаться до регулирования конкретных отношений. Очевидно, что вопрос надо ставить иначе: насколько важно конкретное положение, чтобы о нем говорить в Конституции? Ценность конституционного регулирования в том, что оно в концентрированном виде может создать базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. 16 раз указывается на гарантированность прав и свобод личности. Во второй главе прямо декларируются гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина, в других — опосредованно: гарантии условий их реализации, например гарантии единства экономического пространства, свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции), местного самоуправления (ст. 12 Конституции), прав малочисленных коренных народов (ст. 69 Конституции). Кроме того, даются гарантии защиты уже гарантированных прямо или опосредованно прав и свобод человека и гражданина и помощи в ней (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ст. 133 Конституции)[17].

Современные  представления  о  Правах  человека  впитывают интеллектуальный  и  политический  опыт  человечества, связанный  с преодолением фашизма  и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации.  Они изложены  во Всеобщей Декларации  прав человека, принятой  Генеральной Ассамблеей ООН  10 декабря  1948 г[6]. Декларация  подчеркивает, что "все люди рождаются  свободными и равными в своем  достоинстве" (ст. 1),  что "каждый  человек должен обладать  всеми правами и всеми  свободами, провозглашенными Декларацией, без  какого бы то ни было  различия" (ст.2). Всеобщая Декларация прав человека является первым разделом Международного  билля  о правах  человека,  который  включает также два основополагающих   пакта - Пакт  о  гражданских   и  политических   правах человека и Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека, принятые в 1966 г[23,24].

Юридическая сила указанных документов различна. С одной стороны, Всеобщая декларация прав человека содержит рекомендательные нормы, нормы-призывы, а с другой стороны, Пакты, как международные договоры, устанавливают обязательные нормы поведения для государств-участников.

Пакт о гражданских и политических правах обязывает каждое государство-участника уважать и обеспечивать права, признаваемые Пактом за всеми лицами, находящимися в пределах его территории. Пакт не допускает дискриминации в наделении и пользовании правами по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Согласно Конституции Российской Федерации защите подлежат не просто права и свободы человека и гражданина, а весь процесс их признания, соблюдения и обеспечения.

Под конституционной защитой прав и свобод человека и гражданина можно понимать процесс реализации конституционных гарантий их признания, соблюдения и обеспечения[14]. Это стадии конституционной защиты прав человека и гражданина (признания, соблюдения, обеспечения).

Признание прав и свобод человека и гражданина — первая стадия их конституционной защиты. На этой стадии осуществляется нормотворческая деятельность соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления:

    • принятие нормативных правовых актов, в которых закрепляются права и свободы человека и гражданина;
    • исполнение норм международного права;
    • ратификация международных договоров;
    • признание решений Европейского Суда по правам человека.

Вторая стадия процесса защиты — соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Достигается это в результате деятельности всех субъектов власти, а также физических и юридических лиц в соответствии с принципами невмешательства, лояльности (толерантности), согласия и уважения.

Невмешательство — пассивное обеспечение права быть оставленным в покое от наделенных властью субъектов права. Конституция призвана обеспечить невмешательство в сферу, где человек правомочен действовать по собственной воле и усмотрению. Понятие лояльности к человеку, его правам и свободам не находит своего прямого выражения в Конституции Российской Федерации 1993 г. Лояльность должна занимать определенное место в отношениях между религиозными конфессиями. В условиях многоконфессиональных конфликтов вполне обоснованно дополнить ст. 28 Конституции Российской Федерации нормой о терпимости каждого к представителям иных конфессий. Согласие означает доброжелательные, мирные и гармоничные межличностные отношения в обществе. Конституция Российской Федерации, согласно преамбуле, принята, в том числе, исходя из утверждения гражданского мира и согласия. Было бы вполне допустимым, если бы «согласие» перешло в текст Конституции в виде нормативного принципа[31].

По данным Института социологии РАН, «перестрелять всех, из-за кого жизнь в стране такова, какова она есть» сегодня желают 34% российских граждан. В 2008 году их было в два раза меньше (год экономического кризиса). Доля респондентов, которым сегодня «стрелять ни в кого не хотелось», за последние 10 лет снизилась с 54% до 28%. Свыше 60% желают перестрелять «засевших во власти упырей». Высока готовность к насилию по этническому признаку. «За» принудительное выдворение «иностранцев» из своего населенного пункта высказалось 40% русских (в Москве — 60%) и 24% иностранных жителей. Объекты общественного недовольства предельно персонифицировались. Если раньше народ раздражали институты (коррумпированная полиция, несправедливый и зависимый суд), то теперь все изъяны российской действительности приобрели лицо. В каких-то случаях это «лицо кавказской национальности», в каких-то «иностранные агенты» в виде НКО, получающие зарубежное финансирование. Охоту на врагов ведут то овеянные мифами «приморские партизаны», то некие «народные бригады» по отлову педофилов и наркоторговцев [7].

Порядок могут навести только эффективно работающие государственные институты, опирающиеся на нормы Конституции Российской Федерации.

Конституционный принцип социального государства означает устранение неоправданных социальных различий. С учетом принципов правового государства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превращение социального государства в такое, которое берет под свой контроль экономическую систему[27]. Государству при выработке экономической и социальной политики необходим поиск баланса между различными конституционными принципами, находящимися в определенном соотношении.

Конституционные принципы находятся в связи друг с другом, взаимодействуя между собой. При защите прав и свобод человека и гражданина борьба противоречивых интересов диктует необходимость решения вопроса о возможном приоритете реализации того или иного конституционного принципа. В любом случае, признавая приоритет конституционного принципа территориальной целостности, государственной безопасности Российской Федерации, следует исходить из того, что это делается во имя признания жизни человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции).

Анализ действующего гражданского законодательства свидетельствует, что право на защиту по своему материально-правовому содержанию включает в себя:

  • во-первых, возможность управомоченного лица использовать дозволенные законом средства собственного принудительного воздействия на правонарушителя, защищать принадлежащее ему право собственными действиями фактического порядка (самозащита гражданских прав);
  • во-вторых, возможность применения непосредственно самим управомоченным лицом юридических мер оперативного воздействия на правонарушителя, которые в литературе иногда не совсем точно называют оперативными санкциями;
  • в-третьих, возможность управомоченного лица обратиться к компетентным государственным или общественным органам с требованием понуждения обязанного лица к определенному поведению[5].

Уважение прав человека и недопустимость их нарушения закреплены в законодательном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) как фундаментальный принцип международного права. «Уважение» в русском языке означает почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств[13].

Статья 21 Конституции Российской Федерации указывает на обязанность каждого уважать права и свободы человека. В ней говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления…». Термин «уважение» использовался в конституционном законодательстве советского периода. Так, в ст. 67 Конституции РСФСР 1978 г. было записано: «Каждый должен соблюдать Конституцию, уважать права и свободы других лиц…»[20].

Формулировка Конституции Российской Федерации 1993 г. об уважении прав и свобод личности вполне приемлема. Каждый, кто желает, чтобы его права и свободы уважали, в конечном счете, вынужден уважать права других. В этом кроется публичный интерес, который подлежит конституционному регулированию.

Третья стадия процесса конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина — их обеспечение. Обеспечить права и свободы человека означает установить целесообразное и справедливое соотношение материальных и духовно-нравственных потребностей граждан и реальных возможностей их удовлетворения (социальные меры должны быть доступны каждому, должны быть равными стартовые возможности граждан).

Здесь необходимо организационное, юридическое и материальное обеспечение прав и свобод граждан, образующее систему государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ее элементами являются обязанность государства осуществлять активные действия, в том числе и принудительные, в отношении физических и юридических лиц по соблюдению ими прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции), обязанность наполнить материальным содержанием социально-экономические права своих граждан (ст. 7 Конституции) и др.[12].

Конституция не называет в качестве субъекта защиты прав и свобод человека и гражданина суды общей юрисдикции. Указание в ст. 18 Конституции Российской Федерации на то, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, не равнозначно защите их судом. Правосудие — это деятельность судебных органов по выявлению истины и разрешению дела в интересах справедливости. Суд в любом споре обязан защищать права и интересы обеих сторон и не может занять позицию гражданина в споре с государством. Все равны перед судом (ч. 1 ст. 19 Конституции). Защита судом прав и свобод человека и гражданина выражается в справедливом решении или приговоре. Если они справедливы, то защита состоялась. Это опосредованная защита. Функцию непосредственной защиты прав и свобод человека и гражданина законодатель передал Конституционному Суду Российской Федерации, а также прокуратуре и другим органам государственной власти Российской Федерации[14]. Субъектом конституционной защиты следует признать многонациональный народ Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации провозгласила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции).

Введением только пропорциональной системы выборов сложно реализовать ст. 3 Конституции Российской Федерации, т. е. избиратели, не состоящие в политических партиях, не могут в полной мере осуществлять публичную власть через избрание в представительные органы. При мажоритарной или смешанной избирательной системе право быть избранным действует непосредственно, что и предусмотрено ст. 18 Конституции Российской Федерации.

Деятельность субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляется в закрепленных конституционных формах — в форме государственной, судебной, международной, коллективной защиты и в форме самозащиты — методами политическими, социально-экономическими, конституционно-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми, гражданско-правовыми[18].

Распределение компетенции в федеральном государстве связано с государственно-правовым разделением властей по вертикали, что призвано совершенствовать защиту прав граждан.

Основные права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, являются в равной мере обязательными как для федерации в целом, так и для ее субъектов. Они образуют определенный унитаристский момент. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации могут расширить в сфере своего действия защиту этих прав, но ограничить их, понизить меру свободы по сравнению с той, которую определяет Конституция Российской Федерации, не могут в большей степени, чем Основной закон. Они не должны устанавливать ограничения для определенной группы носителей основных прав (ч. 3 ст. 56 Конституции).

Защищать права и свободы человека и гражданина означает достичь состояния гармонии в отношениях между человеком, обществом и государством. Это возможно в случае сбалансированности всех интересов, приведения их к состоянию достаточного совпадения. У человека, общества и государства есть один общий интерес — права и свободы человека и гражданина и их защита[4].

Преодоление противоречий между личностью, обществом и государством — задача, далеко выходящая за рамки юридического способа регулирования этой несогласованности. Она предполагает применение различных средств влияния на общественную жизнь. Но конституционной защите, реально обеспеченной принудительной силой государства, принадлежит главная организующая роль в процессе защиты прав и свобод человека и гражданина[1].

Современный мир оказался перед лицом новых вызовов: международный терроризм, экстремизм, наркобизнес, эпидемии, природные и техногенные катастрофы — это не должно, согласно Конституции Российской Федерации, сопровождаться неоправданными ограничениями прав и свобод человека и гражданина, отказом от них.

Конституция Российской Федерации предусматривает защиту личных прав и свобод граждан независимо от любых чрезвычайных обстоятельств (ч. 1 ст. 56 Конституции).

В своей аргументации при рассмотрении конкретных дел Конституционный Суд Российской Федерации часто обращается к таким конституционным принципам, как справедливость, равенство всех перед законом и судом, всеобщность судебной защиты прав и свобод человека и другим, в том числе в их взаимодействии и дополнении друг друга [19].

Информация о работе Защита прав и интересов физических лиц в суде