Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:17, дипломная работа
Цель исследования – изучить, обобщить, систематизировать социально-правовые документы и нормы, регулирующие права и интересы граждан России.
Задачи исследования:
1.Изучить юридическую литературу по данной теме.
2.Проанализировать нормативно-правовую базу по защите прав и интересов физических лиц в РФ.
3.Раскрыть способы правовой защиты прав и законных интересов граждан в РФ.
4.Выявить особенности судебных форм защиты в РФ.
5.Проанализировать статистические данные и судебную практику на примере ООО «Профессионал».
6.Сформулировать предложения и разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих в области защиты прав и законных интересов физических лиц.
Введение 2
Глава 1.Основы защиты прав человека и гражданина
1.1. Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 6
1.2. Механизмы и гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина в РФ 19
Глава 2. Анализ защиты прав и интересов физических лиц (на примере ООО «Профессионал»)
2.1. Анализ состояния предприятия и его статистические показатели 33
2.2. Анализ судебной практики 40
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А. 58
Приложение Б. 60
Приложение В. 64
Приложение Г. 66
Существует проблема соотношения общего и особенного конституционного регулирования. Иногда говорят, что Конституция не должна опускаться до регулирования конкретных отношений. Очевидно, что вопрос надо ставить иначе: насколько важно конкретное положение, чтобы о нем говорить в Конституции? Ценность конституционного регулирования в том, что оно в концентрированном виде может создать базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. 16 раз указывается на гарантированность прав и свобод личности. Во второй главе прямо декларируются гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина, в других — опосредованно: гарантии условий их реализации, например гарантии единства экономического пространства, свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции), местного самоуправления (ст. 12 Конституции), прав малочисленных коренных народов (ст. 69 Конституции). Кроме того, даются гарантии защиты уже гарантированных прямо или опосредованно прав и свобод человека и гражданина и помощи в ней (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ст. 133 Конституции)[17].
Современные представления о Правах человека впитывают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г[6]. Декларация подчеркивает, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве" (ст. 1), что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия" (ст.2). Всеобщая Декларация прав человека является первым разделом Международного билля о правах человека, который включает также два основополагающих пакта - Пакт о гражданских и политических правах человека и Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека, принятые в 1966 г[23,24].
Юридическая сила указанных документов различна. С одной стороны, Всеобщая декларация прав человека содержит рекомендательные нормы, нормы-призывы, а с другой стороны, Пакты, как международные договоры, устанавливают обязательные нормы поведения для государств-участников.
Пакт о гражданских и политических правах обязывает каждое государство-участника уважать и обеспечивать права, признаваемые Пактом за всеми лицами, находящимися в пределах его территории. Пакт не допускает дискриминации в наделении и пользовании правами по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Согласно Конституции Российской Федерации защите подлежат не просто права и свободы человека и гражданина, а весь процесс их признания, соблюдения и обеспечения.
Под конституционной защитой прав и свобод человека и гражданина можно понимать процесс реализации конституционных гарантий их признания, соблюдения и обеспечения[14]. Это стадии конституционной защиты прав человека и гражданина (признания, соблюдения, обеспечения).
Признание прав и свобод человека и гражданина — первая стадия их конституционной защиты. На этой стадии осуществляется нормотворческая деятельность соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления:
Вторая стадия процесса защиты — соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Достигается это в результате деятельности всех субъектов власти, а также физических и юридических лиц в соответствии с принципами невмешательства, лояльности (толерантности), согласия и уважения.
Невмешательство — пассивное обеспечение права быть оставленным в покое от наделенных властью субъектов права. Конституция призвана обеспечить невмешательство в сферу, где человек правомочен действовать по собственной воле и усмотрению. Понятие лояльности к человеку, его правам и свободам не находит своего прямого выражения в Конституции Российской Федерации 1993 г. Лояльность должна занимать определенное место в отношениях между религиозными конфессиями. В условиях многоконфессиональных конфликтов вполне обоснованно дополнить ст. 28 Конституции Российской Федерации нормой о терпимости каждого к представителям иных конфессий. Согласие означает доброжелательные, мирные и гармоничные межличностные отношения в обществе. Конституция Российской Федерации, согласно преамбуле, принята, в том числе, исходя из утверждения гражданского мира и согласия. Было бы вполне допустимым, если бы «согласие» перешло в текст Конституции в виде нормативного принципа[31].
По данным Института социологии РАН, «перестрелять всех, из-за кого жизнь в стране такова, какова она есть» сегодня желают 34% российских граждан. В 2008 году их было в два раза меньше (год экономического кризиса). Доля респондентов, которым сегодня «стрелять ни в кого не хотелось», за последние 10 лет снизилась с 54% до 28%. Свыше 60% желают перестрелять «засевших во власти упырей». Высока готовность к насилию по этническому признаку. «За» принудительное выдворение «иностранцев» из своего населенного пункта высказалось 40% русских (в Москве — 60%) и 24% иностранных жителей. Объекты общественного недовольства предельно персонифицировались. Если раньше народ раздражали институты (коррумпированная полиция, несправедливый и зависимый суд), то теперь все изъяны российской действительности приобрели лицо. В каких-то случаях это «лицо кавказской национальности», в каких-то «иностранные агенты» в виде НКО, получающие зарубежное финансирование. Охоту на врагов ведут то овеянные мифами «приморские партизаны», то некие «народные бригады» по отлову педофилов и наркоторговцев [7].
Порядок могут навести только эффективно работающие государственные институты, опирающиеся на нормы Конституции Российской Федерации.
Конституционный принцип социального государства означает устранение неоправданных социальных различий. С учетом принципов правового государства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превращение социального государства в такое, которое берет под свой контроль экономическую систему[27]. Государству при выработке экономической и социальной политики необходим поиск баланса между различными конституционными принципами, находящимися в определенном соотношении.
Конституционные принципы находятся в связи друг с другом, взаимодействуя между собой. При защите прав и свобод человека и гражданина борьба противоречивых интересов диктует необходимость решения вопроса о возможном приоритете реализации того или иного конституционного принципа. В любом случае, признавая приоритет конституционного принципа территориальной целостности, государственной безопасности Российской Федерации, следует исходить из того, что это делается во имя признания жизни человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции).
Анализ действующего гражданского законодательства свидетельствует, что право на защиту по своему материально-правовому содержанию включает в себя:
Уважение прав человека и недопустимость их нарушения закреплены в законодательном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) как фундаментальный принцип международного права. «Уважение» в русском языке означает почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств[13].
Статья 21 Конституции Российской Федерации указывает на обязанность каждого уважать права и свободы человека. В ней говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления…». Термин «уважение» использовался в конституционном законодательстве советского периода. Так, в ст. 67 Конституции РСФСР 1978 г. было записано: «Каждый должен соблюдать Конституцию, уважать права и свободы других лиц…»[20].
Формулировка Конституции Российской Федерации 1993 г. об уважении прав и свобод личности вполне приемлема. Каждый, кто желает, чтобы его права и свободы уважали, в конечном счете, вынужден уважать права других. В этом кроется публичный интерес, который подлежит конституционному регулированию.
Третья стадия процесса конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина — их обеспечение. Обеспечить права и свободы человека означает установить целесообразное и справедливое соотношение материальных и духовно-нравственных потребностей граждан и реальных возможностей их удовлетворения (социальные меры должны быть доступны каждому, должны быть равными стартовые возможности граждан).
Здесь необходимо организационное, юридическое и материальное обеспечение прав и свобод граждан, образующее систему государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ее элементами являются обязанность государства осуществлять активные действия, в том числе и принудительные, в отношении физических и юридических лиц по соблюдению ими прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции), обязанность наполнить материальным содержанием социально-экономические права своих граждан (ст. 7 Конституции) и др.[12].
Конституция не называет в качестве субъекта защиты прав и свобод человека и гражданина суды общей юрисдикции. Указание в ст. 18 Конституции Российской Федерации на то, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, не равнозначно защите их судом. Правосудие — это деятельность судебных органов по выявлению истины и разрешению дела в интересах справедливости. Суд в любом споре обязан защищать права и интересы обеих сторон и не может занять позицию гражданина в споре с государством. Все равны перед судом (ч. 1 ст. 19 Конституции). Защита судом прав и свобод человека и гражданина выражается в справедливом решении или приговоре. Если они справедливы, то защита состоялась. Это опосредованная защита. Функцию непосредственной защиты прав и свобод человека и гражданина законодатель передал Конституционному Суду Российской Федерации, а также прокуратуре и другим органам государственной власти Российской Федерации[14]. Субъектом конституционной защиты следует признать многонациональный народ Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации провозгласила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции).
Введением только пропорциональной системы выборов сложно реализовать ст. 3 Конституции Российской Федерации, т. е. избиратели, не состоящие в политических партиях, не могут в полной мере осуществлять публичную власть через избрание в представительные органы. При мажоритарной или смешанной избирательной системе право быть избранным действует непосредственно, что и предусмотрено ст. 18 Конституции Российской Федерации.
Деятельность субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляется в закрепленных конституционных формах — в форме государственной, судебной, международной, коллективной защиты и в форме самозащиты — методами политическими, социально-экономическими, конституционно-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми, гражданско-правовыми[18].
Распределение компетенции в федеральном государстве связано с государственно-правовым разделением властей по вертикали, что призвано совершенствовать защиту прав граждан.
Основные права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, являются в равной мере обязательными как для федерации в целом, так и для ее субъектов. Они образуют определенный унитаристский момент. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации могут расширить в сфере своего действия защиту этих прав, но ограничить их, понизить меру свободы по сравнению с той, которую определяет Конституция Российской Федерации, не могут в большей степени, чем Основной закон. Они не должны устанавливать ограничения для определенной группы носителей основных прав (ч. 3 ст. 56 Конституции).
Защищать права и свободы человека и гражданина означает достичь состояния гармонии в отношениях между человеком, обществом и государством. Это возможно в случае сбалансированности всех интересов, приведения их к состоянию достаточного совпадения. У человека, общества и государства есть один общий интерес — права и свободы человека и гражданина и их защита[4].
Преодоление противоречий между личностью, обществом и государством — задача, далеко выходящая за рамки юридического способа регулирования этой несогласованности. Она предполагает применение различных средств влияния на общественную жизнь. Но конституционной защите, реально обеспеченной принудительной силой государства, принадлежит главная организующая роль в процессе защиты прав и свобод человека и гражданина[1].
Современный мир оказался перед лицом новых вызовов: международный терроризм, экстремизм, наркобизнес, эпидемии, природные и техногенные катастрофы — это не должно, согласно Конституции Российской Федерации, сопровождаться неоправданными ограничениями прав и свобод человека и гражданина, отказом от них.
Конституция Российской Федерации предусматривает защиту личных прав и свобод граждан независимо от любых чрезвычайных обстоятельств (ч. 1 ст. 56 Конституции).
В своей аргументации при рассмотрении конкретных дел Конституционный Суд Российской Федерации часто обращается к таким конституционным принципам, как справедливость, равенство всех перед законом и судом, всеобщность судебной защиты прав и свобод человека и другим, в том числе в их взаимодействии и дополнении друг друга [19].
Информация о работе Защита прав и интересов физических лиц в суде