Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:03, курсовая работа
Таким образом, цель нашего исследования – рассмотреть преимущества и недостатки действующей системы исполнительного производства в Российской Федерации.
Задачи:
- рассмотреть историю развития исполнительного производства;
- исследовать причины и основные составляющие реформы принудительного исполнения;
-проанализировать общие правила исполнительного производства и рассмотреть основные принципы, источники и субъекты исполнительного производства, раскрыть виды исполнительных документов и правила их исполнения;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Развитие системы принудительного исполнения
§1. История развития исполнительного производства……................................5
§2. Причины и основные составляющие реформы принудительного
исполнения………………………………………………………………….……11
Глава 2. Общие правила исполнительного производства
§1.Источники, принципы и субъекты исполнительного производства……..16
§2. Виды исполнительных документов …………………………….………...22
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………….28
1 принцип: принцип законности. Принцип законности означает, что исполнительное производство, все его процедуры, все действия в рамках этого процесса осуществляются только во исполнение закона и в порядке, им предусмотренном. В целях устранения нарушения законности, допущенного должностным лицом службы приставов при принудительном исполнении судебных и иных актов, законодатель предусмотрел специальный механизм обеспечения законности. Этот механизм представлен процедурой восстановления законности путем обжалования постановлений должностных ли, вынесенных в ходе исполнительного производства, их действий (бездействия) в порядке подчиненности в вышестоящие органы) и оспаривания в судебном порядке, а также принесение жалобы прокурору.
2 принцип: принцип своевременности
совершения исполнительных
3 принцип: принцип уважения
4 принцип: принцип
5 принцип: принцип
Субъектами исполнительного производства являются наделенные законом специальными полномочиями участники процесса принудительного исполнения судебных актов и актов, приравненных к ним законом. Различие в правовом статусе участников исполнительного производства обусловлена ролью, которая играют данные субъекты в процессе принудительной реализации судебных актов и актов, приравненных к нам законом, в процедуре исполнения. Субъектов исполнительного производства по такому критерию, как их роль в совершении исполнительных действий, условно можно классифицировать на две группы:
- субъекты с государственно – властными полномочиями;
- субъекты, не имеющие государственно – властных полномочий.
«Центральной фигурой субъектов с государственно – властными Мельников А. Судебные приставы – это исполнительная власть// Российская юстиция.- №4.- апрель 2000г.
полномочиями является судебный пристав. Это основной субъект – лицо, осуществляющее исполнительное производство. Он является должностным лицом, осуществляющим принудительное исполнение предписаний судебных актов и иных актов, приравненных к судебным законодательством об исполнительном производстве. Его участие в исполнительном производстве обязательно. Также существует вторая категория судебных приставов – это судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Такой судебный пристав осуществляет следующие функции:
-обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей,
-выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде,
-поддерживать общественный порядок в судебных помещениях,
-осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю,
-участвовать по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий,
-проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».
На судебных приставов действующим законодательством возлагаются следующие задачи:
- обеспечение установленного порядка деятельности судов всех видов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов);
-исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. ЛукачевМ.Н. Учреждение как должник в исполнительном производстве// Законодательство-№3.-март 2000г.
Субъекты, участвующие в процессе исполнительного производства, но не имеющие государственно-властных полномочий, можно классифицировать на три группы.
В первую группу входят стороны, то есть лица, непосредственно участвующие в исполнительном производстве. Это субъекты, реализующие в ходе исполнительного производства свои материальные права и обязанности:
-взыскатель – является физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ. Он обладает имущественными правами, для реализации которых и организовывается исполнительное производство.
-должник - является человек
или организация, обязанные по
исполнительному документу
Вторую группу субъектов исполнительного производства, не имеющих властных полномочий, составляют:
- прокурор – осуществляет надзор за законностью деятельности судебных приставов. Прокурор вправе требовать возбуждения исполнительного производства, если он принял участие в рассмотрении дела путем предъявления заявления, поскольку его правомочия в данном случае аналогичны тем, которыми обладает истец (взыскатель),
- органы местного самоуправления – обязанность выполнения общих обязанностей по защите государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан. В исполнительном производстве органы местного самоуправления должны содействовать более быстрому, правильному и реальному исполнению исполнительных документов.
- банки и иные кредитные организации – основания для участия в исполнительном производстве является наличие в них счетов или вкладов должника. Формой участия банков в исполнительном производстве является списание с этих счетов денежных средств для исполнения предписаний исполнительного производства.
В третью группу субъектов исполнительного производств, не имеющих государственно- властных полномочий, входят лица, способствующие проведению исполнительного производства. К этой категории можно отнести:
- сотрудников органов
-переводчиков;
-специалистов, в частности, по
оценке имущества должника, специализированные
организации, реализующие
-понятых.
§2 Виды исполнительных документов.
Исполнительным документом является документ, составленный в предусмотренной законом форме специально на то уполномоченными субъектами правоотношений, дающий основание для возбуждения исполнительного производства.
Исполнительными документами являются:
1.Исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебными актами. Исполнительный лист представляет собой исполнительный документ, выдаваемый судами на основании судебного акта или иного документа, предусмотренного законом. Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. Исполнительный лист оформляется в канцелярии суда, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью. В случае утраты исполнительного листа может быть выдан его дубликат.
Исполнительный лист должен содержать следующие реквизиты:
-наименование суда, выдавшего исполнительный лист;
-наименование и номер даты дела, подлежащего исполнению;
-дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;
-наименование взыскателя-
-резолютивная часть судебного акта или иного основания для выдачи исполнительного листа;
-дата вступления судебного акта или иного основания для исполнительного листа и срок предъявления к исполнению;
-дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.
2. Судебный приказ.
Судебный приказ представляет собой судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Выдачу судебного приказа осуществляет мировой судья. Характерной чертой судебного приказа является то, что он выдается для бесспорного взыскания денежных сумм при отсутствии спора о праве. Судебный приказ является единственным судебным актом, который сам по себе является исполнительным документом и не нуждается в исполнительном листе для осуществления принудительной реализации содержащихся в нем правоприменительных предписаний. Выдача судебного приказа осуществляется на основании заявления взыскателя, подаваемого в суд общей юрисдикции по общим правилам о подсудности и подведомственности. Судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления. Он выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр приказа остается в производстве суда, другой выдается заявителю (который после этого становится взыскателем).
3. Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов.
Соглашение об уплате алиментов
определяет размер, условия и порядок
выплаты алиментов. Оно заключается
между лицом, обязанным уплачивать
алименты, и их получателем, а при
недееспособности лица, обязанного уплачивать
алименты, и (или) получателя алиментов
– между законными
4.Удостоверения комиссии по трудовым спорам.
Работа комиссии по трудовым спорам, включая выдачу исполнительного документа, регламентирована ст.383-391 Трудового кодекса. Комиссия образуется по инициативе работников и работодателя из равного числа представителей работников и работодателя для разрешения трудовых споров. Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения в установленный срок Комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение, являющееся основанием для возбуждения исполнительного производства. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора. Удостоверение должно содержать все сведения о решении комиссии по трудовым спорам. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
5. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств.
Оформление в установленном порядке, они содержат отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требовании. Банки должны осуществлять платежи путем списания денежных средств с определенных счетов без получения согласия (акцепта) владельца счета при получении из таких органов инкассового платежного поручения на безакцептное списание.
6. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
«В качестве оснований для возбуждения исполнительного производства могут выступать: