Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить и осмыслить содержание и сущность основных конституционных обязанностей граждан в Российской Федерации. Реализовать поставленную цель мы можем путем решения поставленных задач:
1. Рассмотреть конституционные обязанности: понятие, признаки, историю их возникновения и развития в России;
2. Выделить на основе анализа Конституции РФ обязанности граждан;

Содержание

Введение 3
1. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, признаки, история развития конституционных обязанностей законодательстве Российской Федерации 5
2. Содержание конституционных обязанностей граждан Российской Федерации 16
Заключение 23
Список нормативно-правовых актов и литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

работа т лене.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

Дисциплина  труда является важной составляющей трудового процесса, так как при  плохой дисциплине страдает производство и не только оно, потому что трудиться  можно не только на заводе. Видимо поэтому соблюдение дисциплины труда было возведено в ранг обязанностей. Важно, чтобы в этом вопросе не было перегибов. Государство, а вместе с ним и работодатели должны различать, где настоящий тунеядец, пьяница, прогульщик, а где человек, работающий плохо по своим личным причинам.

В Конституции 1396 года упоминается так же о том, что нужно честно относиться к общественному долгу и уважать правила социалистического общежития. Это было нововведение этой Конституции. Они относились к обязанностям. Но это скорей не обязанности должны были быть, а права людей. Вообще же это должны быть категории социальные, а не правовые, потому что под общественным долгом каждый понимает свое и не всегда бывает понятно, что это такое. А правила общежития должны быть вообще вне любой системы, будь то социалистическая или капиталистическая система[6,c.461].

Появилась новая статья об обязанности граждан  беречь общественную социалистическую собственность, про частную же собственность ничего не говорится. Она вообще не признавалась, потому что боялись, что появятся богатые граждане и что они смогут свергнуть власть, а не согласных называли врагами народа и высылали в Сибирь на Колыму и т.д.

Воинская  обязанность также находит свое место в Конституции 1936 года. Более подробно о ней говорится в Законе СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1 сентября 1939 года. В нем, как и Конституции в ст. 2 говорилось, что Защита Отечества есть священный долг гражданина СССР. Измена Родине, нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж карается по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние. Эта формулировка взята из ст. 133 Конституции СССР. В Армию забирали всех мужчин граждан СССР без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения согласно положению ст. 3 закона.

Воинская  служба состояла из действительной службы и службы в запасе армии и флота ( ст. 5 закона). Срок службы устанавливался от двух до пяти лет на Флоте[6,c.463].

Льготы  по семейному положению предоставлялись  тем, кто из призываемых являлись единственными работниками в семье, и содержали своим трудом двух нетрудоспособных родителей - ст. 26. Отсрочка призыва на действительную службу предоставлялась учащимся средней школы до ее окончания, но не старше 20 лет. Военнообязанные и военнослужащие пользовались всей полнотой прав и несли все обязанности советских граждан. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1937 году была точной копией Союзной, в том числе и по обязанностям, да по другому и не могло быть, ведь РСФСР входила в состав Союза. В целом, эта Конституция отразила факт победы социализма в стране, установила Конституционный принцип равенства граждан и расширила конституционно закрепленный круг прав, свобод, обязанностей граждан.

Новая Конституция была нужна в связи  с тем, что старая была связана  с именем Сталина, но, несмотря на это, она просуществовала до 1977 года. В этот год была принята новая Конституции СССР. Проект новой Конституции, опубликованный в печати в начале июня 1977 года, был вынесен на всенародное обсуждение, которое предшествовало принятию Основного Закона страны и продолжалось почти четыре месяца. Не имевшее себе равных по масштабам за всю историю эпохи социализма всенародное обсуждение позволило вовлечь в процесс выработки новой Конституции широчайшие массы трудящихся, которые внесли множество предложений и дополнений к тексту документа, и затронули многие проблемы жизни и деятельности советского общества.

В обсуждении проекта Конституции СССР 1977 года участвовало практически все  взрослое население Советского Союза. Свое слово о проекте на собраниях  трудовых коллективов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, на сессиях  советов, в выступлениях по радио  и телевидению, в письмах в  газеты и в Конституционную комиссию сказали в те дни 140 миллионов  человек. Участники обсуждения внесли около 400 тысяч предложений с поправками к тексту проекта Конституции, которые  были тщательно изучены Конституционной  комиссией и учтены при доработке  документа. Наибольшее число предложений  было высказано по главе 7 проекта  Конституции, она была посвящена  основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР. Всего же по Основным правам, свободам и обязанностям граждан  СССР было принято 1683 предложения. После всенародного обсуждения она была принята на внеочередной 7 сессии Верховного совета СССР 9 созыва 7 октября 1977 года. Более подробно остановимся на обязанностях граждан СССР. В новой Конституции было записано, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей (ст. 59). Эта неразрывность впервые указывается именно в этой Конституции. Впервые указывается в Конституции СССР 1977 года в статье 67 - обязанность беречь природу и охранять ее богатства. Это важная общегосударственная социально-экономическая задача. Ведь земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух - все это не только предпосылки хозяйственной деятельности человека, но и среда обитания людей. Здесь речь идет так же о здоровье людей, которое, несомненно, зависит от окружающей среды и бережного хозяйственного подхода к национальному богатству страны. К тому же это вопросы и будущего. От их решения зависит, в каких условиях будут жить последующие поколения. Поэтому правильно, что была введена такая обязанность. На основе этой обязанности, записанной в конституции, были приняты Основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик 1977 года, Закон СССР об охране атмосферного воздуха 1982 г., Закон ССР об охране и использовании животного мира 1980 года. Были так же приняты кодексы - земельный, лесной, водный. В них предусматривалась юридическая ответственность, в том числе и граждан. Ответственность предусматривалась двух видов - административная и, если, гражданин совершал правонарушение после административного воздействия, он привлекался к уголовной ответственности. За исключительно грубое нарушение правил охоты; добычу зверя и птицы, охотиться на которых запрещено полностью или с применением автотранспортных средств - предусматривалось наказание в виде лишения свободы до 3 лет с конфискацией добытого, ружей и других орудий охоты. Автотранспорт, используемый для преследования добычи, признавался орудием охоты и изымался у владельца без возмещения стоимости[8,c.56].

Новой обязанностью, впервые прописанной в Конституции 1977 года, было согласно статье 68 Конституция СССР ст. 68 забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Правда в ней говорится, что это является и долгом. И это скорей должно быть долгом, чем обязанностью. Наша страна имеет многолетнюю историю и поэтому в ней много исторических памятников (Кремль, Кижи и т.д.) Соответственно, сохраняя памятники, граждане не забывают свою историю. Кроме того, на истории вообще учится последующее поколение. Нельзя согласиться с таким утверждением, что в период развитого социализма памятники естественной природы, материальной и духовной культуры играют важную роль в решении многих задач строительства, потому что памятники должны быть только духовным наследием, а не чем другим. Их сохранность обеспечивалась соответствующим законодательством СССР и Союзных республик. Советом министров было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры.

Вообще  же, эта Конституция содержала  еще больше новых обязанностей по сравнению с предыдущими Конституциями. Это свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества и повышении ответственности  граждан перед государством. Кроме  вышеперечисленных, были еще следующие:

Обязанность оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета (Конституция СССР ст. 62.) Она вытекала из принадлежности индивида к гражданству СССР. В соответствии с действующей тогда Конституцией и Законами СССР о гражданстве СССР граждане СССР за границей пользовались защитой и покровительством Советского государства; гражданин СССР не мог быть выдан иностранному государству. В свою очередь и граждане СССР обязаны были защищать и всеми доступными им способами оберегать интересы советского государства и способствовать укреплению его могущества и авторитета. Особенно это относилось к тем гражданам СССР, которые по каким либо причинам находились за границей. Если же гражданин СССР совершал действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности Советского Союза, то по решению Президиума Верховного Совета СССР, он мог быть лишен гражданства СССР. Данная обязанность нужная, так как, оберегая интересы государства, граждане способствуют повышению авторитета государства на международном уровне. А укрепляя могущество государства, граждане повышают и свою безопасность. Спорно, что по решению компетентного государственного органа человек мог быть лишен гражданства страны. Это не правильно, так как при этом могли возникнуть злоупотребления, и это часто использовалось как инструмент политической борьбы с противниками строя.

История формирования и развития конституционных  обязанностей в России берет свое начало с Конституции РСФСР 1918г, когда были закреплены всеобщая трудовая и воинская обязанности. Анализ последующих Конституций говорит о развитии и расширении круга данных обязанностей, что свидетельствовало об укреплении роли государства в жизни общества.

2. Содержание конституционных обязанностей граждан Российской Федерации

Основные  конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового  статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне - только на граждан РФ. Существует классификация конституционных обязанностей. Универсальные – распространяются на все правоотношения(например, соблюдать законы), специальные – действуют в определенной области (например, платить законно установленные налоги и сборы). Обязанности могут делиться на обязанности гражданина (например, защищать Отечество) и обязанности человека (например, сохранять природу окружающую среду). В конституционных обязанностях выражается ответственность личности. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества[2, c.145].

Анализ  действующей Конституции и юридической  литературы позволяет сделать вывод  о наличии в Российской Федерации  следующих видов конституционных  обязанностей:

· Защита Отечества

· Получение  основного общего образования

· Обязанность  заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия

· Обязанность  сохранять природу и окружающую среду

· Обязанность  платить законно установленные  налоги и сборы

· Уважение прав и свобод других лиц

· Обязанность  соблюдать Конституцию РФ и законы.

Рассмотрим  подробнее их содержание.

Обязанность соблюдать Конституцию  РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Уважение  прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм, как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Обязанность платить законно  установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П). Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст. 1, ст. 8 Конституции), налоги приобретают первостепенное значение. Неисполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы подрывало бы основы конституционного строя РФ, закрепленные в гл. 1 Конституции. Именно поэтому обязанность платить, законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования. Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля.

Обязанность сохранять природу  и окружающую среду. Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации