Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:12, курсовая работа
Целью написания данной работы заключается в следующем: раскрыть и рассмотреть Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля. Объектом исследования является Конституционный суд РФ. Предметом - Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
В случаях, когда может
потребоваться проверка соблюдения
установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной
измене или ином тяжком преступлении,
итоговое решение оформляется
Для принятия постановлений
и заключений установлены свои правила.
Приниматься такие итоговые решения
должны в закрытых совещаниях (пленарных
или в составе палат), на которых
вправе присутствовать только принимавшие
участие в разбирательстве
Для принятия решений требуется
большинство голосов
Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.
Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении10.
Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.
В соответствии со ст.6 Закона
решения Конституционного Суда "обязательны
на всей территории РФ для всех представительных,
исполнительных и судебных органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений".
Это общее положение о
Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.
Иные решения, как отмечено
в начале данного параграфа учебника,
выносятся в большинстве
Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного Суда РФ. Они, как правило, не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается толкование ранее принятого им решения.
Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Однако эти гарантии закреплены в достаточно общей форме. Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений Конституционного Суда, в текст самой Конституции России.
Проанализировав основные правовые
принципы и основы деятельности Конституционного
суда Российской Федерации можно
придти к выводу, что на современном
этапе развития отечественного судопроизводства
Конституционный суд обладает всеми
необходимыми полномочиями и инструментами
для выполнения своей первостепенной
задачи - защиты конституционных основ
общественного строя и
Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Конституционный Суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Итогом конституционного судопроизводства является формирование Судом определенных правовых позиций, т.е. обобщенных представлений Суда по конкретным конституционно – правовым проблемам. Необходимо отметить, что существует ряд причин, по которым правовые позиции Конституционного Суда РФ не получают должного применения. Это рецидивы правового нигилизма: медлительность Федерального Собрания (парламента) и представительных (законодательных) органов субъектов Федерации по внесению изменений и дополнений в действующие законы, по подготовке и принятию новых законов; необоснованные позиции судов общей юрисдикции и других правоприменительных органов, не желающих менять правоприменительную практику в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда; неясность в понимании содержания правовых позиций Конституционного Суда; слабое информирование о правовых позициях и решениях Конституционного Суда РФ и др. Конституционный Суд не публикует (в силу отсутствия финансовых средств) многие свои решения, в частности свои «отказные» определения, в которых излагаются и комментируются вполне определенные правовые позиции.
Решением этой проблемы видится не искоренение указанных причин в порядке принуждения, а формирование такого состояния общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки этому решению. Это станет лучшей гарантией выполнения решений Конституционного суда в полном объеме и в короткие сроки.
Нормативный материал
Конституция РФ 1993 г.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ от 16.06.1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. №25 или Российская газета. №121. 30.06.1998.
Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. №13. Ст.1447.
Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.02.1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.
Регламент Конституционного
Суда РФ (Принят Конституционным Судом
РФ 1.03.1995 г.) / Конституционное право
России. Сборник конституционно-
Указ Президента РФ «О мерах
по обеспечению материальных гарантий
независимости судей
Положение о полномочном представителе Президента РФ в Конституционном Суде РФ. / Утв. Указом Президента РФ от 31.12.1996 г. №1791 //Собрание законодательства РФ. 1997. №1. ст.118.
Указ Президента РФ «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей» от 7.02.2000 г. №306 // Собрание законодательства РФ. 2000. №7.
Порядок приведения к присяге судей Конституционного Суда РФ. / Утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25.10.1994 г. №227 – 1 // Российская газета. №221. 15.11.1994.
Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившимся на его иждивении. / Утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.1995 г. №425 // Собрание законодательства РФ. 1995. №18. ст.1685.
Положение о порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве. / Утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 г. №257 // Российская газета. №93. 5.05.2005.
Литература
Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель: Конституционно-теоретические аспекты: Учеб. Пособие. М., 2005. 112 с.
Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. М., 2005.
Дело о проверке конституционности части второй статьи 213 КЗоТ Российской Федерации// Вестник Конституционного Суда. 1995. N2,3. С.66-72.
Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2004. №12.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 2003. — 585 с.
Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003.
Мазуров А.В. "Комментарий к Федеральному Конституционному Закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (постатейный) // Частное право, 2006
Никулин В.В. Конституционное право России: Учеб. Пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 356 с
Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполитизации. // Государство и право. 1996. N 1. С.21-24.
Информация о работе Конституционный Суд РФ: устройство и сфера юрисдикции