Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:29, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление конституционализма – крупнейшее событие всемирной истории цивилизации, связанное с эпохой крушения феодального миропорядка и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими. С конца XVIII в. идеи конституционализма приобретают нарастающее влияние на мировой конституционный процесс.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие и складывающиеся на разных этапах развития конституционного права.
Объектом исследования является совокупность теоретических взглядов, концепций и точек зрения, составляющих систему знаний об основных исторических этапах становления конституционализма.
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право……...5
Глава 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право………….11
2.1. Первые декреты советского государства, имеющие конституционное значение………………………………………………………………………….13
2.2. Конституции советского периода и Российской Федерации……………16
Глава 3. Демократическое конституционное право……………..……………24
Глава 4. Конституция Приднестровской Молдавской Республики………….28
Заключение……………………………………………………………………....35
Библиография (список используемой литературы)…………………………..38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право……...5
Глава 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право………….11
2.1. Первые декреты советского
государства, имеющие конституционное
значение…………………………………………………………
2.2. Конституции советского периода и Российской Федерации……………16
Глава 3. Демократическое конституционное право……………..……………24
Глава 4. Конституция Приднестровской Молдавской Республики………….28
Заключение……………………………………………………
Библиография (список используемой литературы)…………………………..38
Введение
Конституционное право — отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина, а также иных лиц, участников правовых отношений.
В России до революции 1905 использовался термин «государственное право». Такое название было заимствовано из Германии (Staatsrecht).
Конституционное развитие государства не следует связывать лишь с принятием и сменой формальных конституций, необходимо анализировать и учитывать становление (утверждение) конституционных идей и принципов, принятие актов конституционного характера высшими органами государственной власти и т. п. Исходя из этого, в истории российского конституционализма можно выделить три периода: первый этап дореволюционный - до октября 1917 г.; второй этап советского государственного права - с 1917 г. до второй половины 80-х гг.; современный этап развития - со второй половины 80-х гг.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление конституционализма – крупнейшее событие всемирной истории цивилизации, связанное с эпохой крушения феодального миропорядка и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими. С конца XVIII в. идеи конституционализма приобретают нарастающее влияние на мировой конституционный процесс.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие и складывающиеся на разных этапах развития конституционного права.
Объектом исследования является совокупность теоретических взглядов, концепций и точек зрения, составляющих систему знаний об основных исторических этапах становления конституционализма.
В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы: сравнительный, исторический, логический и другие.
Основной целью данной работы является изучение этапов становление конституционного права в дореволюционной России, в советский период и на современном этапе в России и в Приднестровской Молдавской Республики.
В соответствие с поставленной целью решались следующие задачи:
- изучение становление конституц
- изучение конституционного права в советский период;
- анализ декретов советского
государства и первых
- изучение конституционного
права на современном этапе
в Российской Федерации и
Глава I. Дореволюционное конституционное (государственное) право.
Развитие дореволюционной российской конституционно-правовой мысли, с одной стороны, опиралось на достижения западной, прежде всего западноевропейской, науки конституционного права, а с другой — отражало медленный и мучительный процесс перехода России в эти годы от абсолютной к конституционной монархии (вторая половина XIX — начало XX в.), утверждения последней (1905—1906) и ее гибели (февраль — март 1917 г.).
Первые конституционные идеи в России появились в XVIII в. Это прежде всего идеи дворянского конституционализма.
Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли – просветительство. Его представители С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др. значительное внимание уделяли вопросам конституционализма. Русские просветители выступали за ограничение власти монарха и центральное место в механизме государственной власти отводили народному представительству.1
В рассматриваемый период появились и писаные конституционные акты, разрабатываемые как для составных частей Российской империи, так и для других государств: в 1804 г. Александр I одобрил проект Конституции для Ионических островов, в 1809 г. рядом императорских манифестов фактически была создана некодифицированная конституция Финляндии, в 1815 г. Александр I подписал Конституцию Царства Польского (первый действующий конституционный акт на территории Российской империи), в 1879 г. разработана Тырновская Конституция Болгарии (действовавшая вплоть до 1947 г.). Верховная власть приходит к убеждению в необходимости конституционного строя в России. В 1818 г. разрабатывается первая российская конституция – «Государственная уставная грамота Российской империи» («Хартия государственного устройства»). В 1881 г. Россия могла бы получить первую конституцию («лорис-меликовскую»), но убийство Александра II не позволили этому осуществиться.
6 августа 1905 г. были опубликованы Манифест об учреждении Государственной думы, Закон об учреждении Государственной думы и Положение о выборах в Думу.
17 октября 1905 г. Николаем II был издан Манифест, «Об усовершенствовании государственного порядка». Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах.2
Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.
Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. 3
Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.
Новый избирательный Закон был подписан 11 декабря 1905 г., он предусмотрел четыре избирательные курии - землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую,
Была реанимирована деятельность Правительства как коллегиального совещательного органа при царе, причем в определенной мере противостоящего Государственной думы.
В результате принятия манифеста Государственной Думой были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.
Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его.4
23 апреля 1906 г. принимается
положение "Основные государственные
законы Российской империи" - один
из важнейших актов
Основные законы учредили двухпалатную парламентскую систему (Государственная дума и Государственный совет) при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог вступить в силу. В среде научной общественности того времени сложилось мнение, что эти акты установили в России конституционный строй, который значительно ограничивал основы самодержавия.
Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно Партии конституционных демократов (кадетов). Другая влиятельная партия центра «Союз 17 октября» требовала принятия конституции основанной на всеобщем избирательном праве, хотя она не отвергала самодержавия, сильной власти. Правые же партии, черносотенцы «Союз русского народа» упорно настаивали на незыблемости самодержавия как основы формы правления, по существу, вообще не хотели какого бы то ни было изменения государственного строя. Напротив, левые партии (социал-демократы и эсеры) объявляли самодержавие пережитком и главным препятствием демократизации системы власти.6
После Февральской революции 1917 г. происходит изменение формы правления в России, далее принимается ряд актов, имевших принципиальное значение для формирования новой государственной системы России, а наряду с этим в процессе революционных преобразований создаются и имеют ощутимое влияние новые органы, претендующие на руководящие позиции в государстве.
В Декларации от 3 марта 1917 г.
о его составе и задачах провозглашалось,
что в своей настоящей деятельности кабинет
будет руководствоваться, в частности,
следующими "основаниями": свобода
слова, печати, союзов, собраний и стачек;
отмена всех сословных, вероисповедных
и национальных ограничений; немедленная
подготовка к созыву на началах всеобщего,
равного, тайного и прямого голосования
Учредительного собрания, "которое
установит форму правления и конституцию
страны"; замена полиции народной милицией
с выборным начальством, подчиненным органам
местного самоуправления; выборы в органы
местного самоуправления на основе всеобщего,
прямого, равного и тайного голосования;
и др. 10 марта Совет министров постановил
впредь, до установления постоянного правительства,
именовать себя Временным правительством.
22 марта 1917 г. принимается постановление
"Об отмене вероисповедных и национальных
ограничений".7
Постановлением от 14 июля 1917 г. "О свободе совести" объявляется, что каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести, т.е. пользование гражданскими и политическими правами не зависит от вероисповедания, и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры.
Временное правительство принимает
постановление "О собраниях и союзах".8 Оно объявляло, что все без
исключения российские граждане имеют
право без особого на то разрешения образовывать
общества и союзы в целях, не противных
уголовным законам.
Конституционное значение имеет постановление от 1 сентября 1917 г., носящее форму манифеста, которым Временное правительство объявляет, что "государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику". Таким образом, именно с 1 сентября 1917 г. Россия обрела республиканскую форму правления.9
Постановлениями от 20 июля, 11 и 23 сентября 1917 г. было утверждено Положение о выборах в Учредительное собрание. Впервые избирательное право предоставлялось как мужчинам, так и женщинам по достижении ими 20-летнего возраста, а также военнослужащим. Права участия в выборах лишались лица, осужденные за ряд уголовных преступлений, дезертиры, а также члены царствовавшего дома.
В зависимости от степени влияния в них тех или иных партий одни Советы были союзниками Временного правительства, другие решительно выступали против него. В октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство делегатов которого составляли большевики, провозгласил установление Советской власти. Начался новый период в российской истории.10
Глава 2. Тоталитарное конституционное право.
Оно начинает складываться с 25 октября 1917 г., когда II Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. Рассматриваемый период отличается тем, что в России появилась конституция в собственном, формально-юридическом смысле слова. Однако в содержательном плане советские конституции не согласовывались с общепризнанными постулатами традиционного («западного») конституционализма.11
В первые месяцы Октябрьской революции правительство приняло большое количество декретов, которые закрепляли изменения в политическом и экономическом положении Советского государства.
Через 2 часа после ареста Временного правительства II Всероссийский съезд Советов ратифицировал два основных декрета — “Декрет о мире” и “Декрет о земле”. На съезде было сформировано однопартийное большевистское правительство (левые эсеры вошли в правительство лишь в декабре 1917 г.) — Совнарком. Возглавил правительство В.И. Ленин, остальные посты распределились так: А.И. Рыков — нарком внутренних дел; Л.Д. Троцкий — нарком иностранных дел; А.В. Луначарский — нарком просвещения; И.В. Сталин — нарком по делам национальностей; П.Е. Дыбенко, Н.В. Крыленко и В.А. Антонов-Овсеенко — комиссары по военным и морским делам.12
Был избран состав ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) съезда Советов. Председателем стал Л.Б. Каменев.
Информация о работе Конституция Приднестровской Молдавской Республики