Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:29, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что становление конституционализма – крупнейшее событие всемирной истории цивилизации, связанное с эпохой крушения феодального миропорядка и революционной заменой абсолютистских режимов республиканскими. С конца XVIII в. идеи конституционализма приобретают нарастающее влияние на мировой конституционный процесс.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие и складывающиеся на разных этапах развития конституционного права.
Объектом исследования является совокупность теоретических взглядов, концепций и точек зрения, составляющих систему знаний об основных исторических этапах становления конституционализма.
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право……...5
Глава 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право………….11
2.1. Первые декреты советского государства, имеющие конституционное значение………………………………………………………………………….13
2.2. Конституции советского периода и Российской Федерации……………16
Глава 3. Демократическое конституционное право……………..……………24
Глава 4. Конституция Приднестровской Молдавской Республики………….28
Заключение……………………………………………………………………....35
Библиография (список используемой литературы)…………………………..38
Президент ПМР избирался сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не имело права занимать должность Президента более двух сроков подряд. Выборы Президента проводились по мажоритарной системе абсолютного большинства.45
Парламент - Верховный Совет - был двухпалатным, и состоял из Палаты Законодателей и Палаты Представителей. В его состав входило 67 депутатов.
Судебная власть состояла из двух ветвей - судов общей юрисдикции, и Арбитражного суда. Система судов общей юрисдикции была двухзвенной, и состояла из Верховного суда и судов районов и городов.
В Конституции предусматривалась исключительная государственная собственность на землю.46
В 2000 году по инициативе Президента Игоря Смирнова была начата масштабная работа по созданию новой редакции Конституции. В частности, было предложено сделать Приднестровье президентской республикой, сократить число депутатов парламента до 43, а сам Верховный Совет сделать однопалатным. Также предусматривалось введение поста Вице-президента и создание Конституционного суда ПМР.
В новой редакции отсутствовало положение о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Соответствующие поправки были внесены в Конституцию Верховным Советом 30 июня 2000 Конституционным Законом № 310-КЗИД.47
6 апреля 2003 года прошёл конституционный референдум по вопросу о введении частной собственности на землю, который был признан несостоявшимся, так как в нём приняло участие менее 50% избирателей.48
15 апреля 2009 года Верховный совет ПМР принял в I чтении проект Конституционного Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР", также известный, как "Инициатива 17ти". Законопроект в частности предполагал ликвидацию поста Вице-президента и создание Правительства - органа исполнительной власти, формируемого Президентом. Законопроект был принят вопреки негативному отзыву Президента и его просьбе законопроект отклонить.49
Президент Игорь Смирнов создал Комиссию по развитию и совершенствованию Конституции ПМР, чья задача была создать новую редакцию Конституции. Подавляющее большинство членов Комиссии представляли исполнительную власть.50
Окончательный вариант новой редакции Конституции был подготовлен президентской Комиссией к октябрю 2009 года. В соответствии с ним Верховный Совет заменялся двухпалатным Государственным Собранием ПМР; верхняя палата парламента фактически назначалась Президентом; исполнительную власть осуществляло Правительство, формируемое Президентом; Президент получал право распускать нижнюю палату, не согласную с кандидатурой Председателя Правительства; ликвидировалась система местного самоуправления, Президент получал право назначать глав местных администраций; судьи Верховного, Арбитражного и Конституционного судов назначались верхней палатой парламента по предложению Президента; ограничивались гарантии некоторых прав граждан, в частности гарантии права собственности; после принятия законопроекта все высшие органы государственной власти (кроме Президента) должны были сложить свои полномочии.51
18 ноября 2009 года депутаты единогласно отклонили предложенный Президентом законопроект, и решили создать на паритетной основе, с участием представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти Комиссию, которая бы подготовила согласованный проект Конституции ПМР.
Новая Конституционная комиссия начала свою работу 25 февраля 2010 года. В её состав вошли по три представителя от каждой ветви власти. Исполнительную власть представляют министр юстиции Сергей Степанов, Лия Пионтковская и Александр Караман, законодательную – депутаты Галина Антюфеева и Владимир Боднар, а также сотрудник аппарата парламента Екатерина Павлова, судебную – заместитель председателя Конституционного суда Василий Гарага, первый заместитель председателя Верховного суда Наталья Демкина и первый заместитель председателя Арбитражного суда Тамара Герун. 52
Структура конституции ПМР.
Раздел I. Основы конституционного строя (статьи 1-15).
Раздел II. Права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина (статьи 16-52).
Раздел III. Основы государственного управления.
Глава 1. Развитие основ конституционного строя (статьи 53-58).
Глава 2. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики(статьи 59-67). Глава 3. Президент Приднестровской молдавской Республики. Исполнительная власть(статьи 68-76).
Глава 4. Местное государственное управление и местное самоуправление (статьи 77-79).
Глава 5. Судебная власть и прокуратура (статьи 80-91).
Глава 6. Прокуратура (исключена).
Глава 7. Оборона, безопасность и правоохранительная деятельность (статьи 93=95).
Глава 8. Финансовая и бюджетная система (статьи 96-100).
Раздел IV. Изменение Конституции (статьи 101-106).
Раздел V. Переходные нормы и положения.53
Ныне складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.54
Заключение
Конституционализм в России до XX века, имел национальные черты, детерминированные особенностями исторического развития страны. Для России характерной особенностью, является то, что элементы конституционализма (такие как самоуправление, народное представительство, непосредственная демократия) сформировались раньше, чем началось само конституционное развитие государства, и появилась Конституция в формальном выражении через нормативно-правовой акт. Оформление данных традиций в писаной Конституции произошло гораздо позже, но фактическое проявление конституционализма имело место без его нормативного закрепления и стало основой писаной Конституции в последующем.
Идеологический характер советского конституционализма, проявляющийся в том, что интересы общества стояли выше интересов отдельного человека, также имели истоки в древности, заключающиеся в том, что самовыражение личности на Руси осуществлялось через общину. Многие традиции конституционализма существовавшие в России до 1917 года и восстанавливаются в Конституции Российской Федерации в июле 1993 года.55
О конституционализме можно говорить лишь с того периода, когда полностью определились отношения между гражданским обществом и государством как отношения двух сторон, двух субъектов исторического процесса. В России в результате исторических особенностей (вечевому, общинному быту, монархической традиции, ликвидации частной собственности в советский период) структуры гражданского общества были неразвиты, а, следовательно, и конституционализм имел особые формы не только своего становления, но и проявления.
Сегодня процесс конституционных преобразований в мире имеет общую направленность. Современный этап конституционного развития России заключается в том, что оно «подчиняется общемировым закономерностям: демократизации и гуманизации конституций; усилению конституционно-правовых основ политической, экономической и социальной сфер общества; развитию механизмов согласования интересов различных социальных слоев», правда, надо отметить, что эти процессы идут, не всегда гладко, а порой и противоречиво. Но все же за последние десятилетия обогатилась сама теория конституционализма. Среди его принципов выделяют демократический способ разработки и принятия конституции; наличие конституционного контроля; стабильность конституционных норм; признание общечеловеческих ценностей. Универсальность этих составляющих заключается в том, что они признаются государствами с различным уровнем политического, экономического, социального, культурного развития.
Список используемой литературы:
Нормативные акты.
Учебная литература.
Интернет – ресурс:
1 Чибиряев С.А. История Государства и права России. М., 1998, С. 304-308.
2 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000, С. 179-186.
3 Чибиряев С.А. История Государства и права России. М., 1998, С. 304-308.
4 История России с древнейших времен до 1917 года. Под ред. В.Ю.Халтурина: Учеб. пособие / Иваново, 2003, С. 175-209.
5 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007, С. 677-689.
6 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007, С. 677-689.
7 История России с древнейших времен до 1917 года. Под ред. В.Ю.Халтурина: Учеб. пособие / Иваново, 2003, С. 175-209.
8 http://constitution.garant.ru.
9 История России с древнейших времен до 1917 года. Под ред. В.Ю.Халтурина: Учеб. пособие / Иваново, 2003, С. 175-209.
10 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999, С. 290-291.
11 Баглай М.В. Коституционное право Российской Федерации. М., 1999, С. 290-291.
12 Смоленский М.Б. Конституционное право. М., 2003г., С. 107-109
13 Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного права. М., 1971, С. 244-248.
14 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004, С. 109-118.
15 Червонюк В.И. Москва, 2004 «Конституционное право России. М., 2004, С. 366-367.
16 Червонюк В.И. Москва, 2004 «Конституционное право России. М., 2004, С. 366-367.
17 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007, С. 677-689.
18 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997., С. 179-210
19 Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 2002, С. 244-248.
20 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997., С. 179-210
21 Баглай М.В. Коституционное право Российской Федерации. М., 1999, С. 290-291
22 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997., С. 179-210
23 Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997, С. 145-150.
24 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997., С. 179-210
25 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997., С. 179-210
26 Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе РФ с конституцией России: проблемы теории и практики. М., 2001., С. 115-121
27 Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе РФ с конституцией России: проблемы теории и практики. М., 2001., С. 115-121
28 http://www.grandars.ru.
29 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997., С. 179-210
30 Новейшая история Отечества. XX век: учебник для вузов в 2-х тт. / под ред. А. Т. Киселева. Издание 2-е. М., ВЛАДОС, 2002, Т.1., С 402-411.
31 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997., С. 179-210
32 Новейшая история Отечества. XX век: учебник для вузов в 2-х тт. / под ред. А. Т. Киселева. Издание 2-е. М., ВЛАДОС, 2002, Т.1., С 402-411.
33 Новейшая история Отечества. XX век: учебник для вузов в 2-х тт. / под ред. А. Т. Киселева. Издание 2-е. М., ВЛАДОС, 2002, Т.1., С 402-411.
34 Баглай М.В. Коституционное право Российской Федерации. М., 1999, С. 290-291.
Информация о работе Конституция Приднестровской Молдавской Республики