Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:26, доклад
Краткое описание
Итоги судебной реформы Важнейшей предпосылкой судебной реформы в России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г.).
Итоги судебной реформы Важнейшей предпосылкой судебной реформы
в России было признание суверенитета
Российской Федерации, объявление ее демократическим
правовым государством, функционирование
которого основано на принципе разделения
властей (п. 13 Декларации о государственном
суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г.).
Концепция судебной
реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного
Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., провозгласила
необходимость глубоких преобразований
в сферах законодательного регулирования,
кадрового и ресурсного обеспечения, организации
правоохранительной и судебной деятельности
для преодоления кризиса отечественной
юстиции в широком понимании этого слова.
В частности, поддерживалось учреждение
Конституционного Суда, предполагалось
возрождение суда с участием присяжных
заседателей, института мировых судей,
введение судебного контроля за правомерностью
заключения под стражу, утверждение принципа
несменяемости судей, пересмотр ведомственных
показателей работы правоохранительных
органов и судов.
Основополагающие идеи Концепции судебной
реформы были зафиксированы в Конституции
Российской Федерации 1993 года и ряде российских
законов, принимавшихся в 1991 году и последующие
годы.
Первый, романтический,
этап судебной реформы завершился к 1996 году, когда демократические
завоевания в области судоустройства
и судопроизводства были приспособлены
бюрократией к ее нуждам, органы судейского
сообщества стали проводниками воли судейского
начальства, а председатели судов добились
узаконения своего пожизненного пребывания
у власти. Объем полномочий этих должностных
лиц превысил разумные и безопасные для
независимости их коллег пределы. Конституционный
Суд Российской Федерации получил незабываемый
урок в период «поэтапной конституционной
реформы» 1993 года, когда деятельность
Суда была насильственно приостановлена,
и этот опыт наложил отпечаток на практику
конституционного контроля. Демократические
реформы практически не коснулись прокуратуры,
органов внутренних дел и государственной
безопасности, как бы ни менялись их названия.
Положительными результатами романтического
этапа судебной реформы оказались:
подготовка правовых и, отчасти, организационных
предпосылок возрождения судебной власти
в России на демократических принципах;
формальное признание непосредственного
действия в России международных актов
о правах человека в качестве части ее
правовой системы;
расширение круга вопросов, подлежащих
разрешению судами;
создание действующих моделей конституционного
контроля и состязательного судопроизводства,
перераспределение полномочий в системе
«силовых» министерств и ведомств.
Ни одно из введенных сверху новшеств
не закрепилось в сознании правоприменителей
в качестве необратимого, они лишь в небольшой
степени повлияли на содержание технологий
деятельности судов и правоохранительных
органов. При этом подспудные, теневые
технологии работы органов правосудия
(обвинительный уклон, фальсификация протоколов
судебных заседаний) и силовых структур
(применение пыток, фабрикация доказательств,
выборочное уголовное преследование)
сохранились. Усугубилось отчуждение
судов и правоохранительных органов от
народа, нарастал кризис доверия к этим
системам.
Вторая волна преобразований пришлась на начало нынешнего века, когда
под эгидой Президента Российской Федерации
обновилось процессуальное законодательство
и были пересмотрены многие судоустройственные
нормы. Превратившись из частного дела
проникших в бюрократический аппарат
энтузиастов в государственное мероприятие,
судебная реформа изменила свою направленность
и стала средством укрепления вертикали
власти.
Результатами второго
этапа судебной реформы стали:
перераспределение каналов влияния на
судебную систему от органов власти субъектов
Российской Федерации в пользу Администрации
Президента Российской Федерации;
упрочение зависимости судей от председателей
судов, а тех -от президентских структур;
в конечном итоге - возвращение судебной
системы к фактической роли придатка предержащей
власти.
Продолжали заимствоваться, хотя и с
купюрами, принятые в правовых государствах
схемы организации судебной и правоохранительной
деятельности (в частности, судебный контроль
за предварительным расследованием уголовных
дел). Внедрение новых институтов происходило
при сопротивлении правоприменителей,
которые продолжали и продолжают воспроизводить
прежние обыкновения и, открыто либо под
прикрытием буквалистского толкования
законов, выхолащивать и игнорировать
новшества, придавать им смысл, противоречащий
замыслу законодателя.
Принятая в рамках второго этапа преобразований Федеральная целевая
программа «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 года
(утв. постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805) фактически
является документом, направленным не
на развитие судебной системы, а лишь на
обеспечение ее функционирования на лучших
условиях и в расширенном варианте.
Настало время перейти к третьему этапу судебной реформы, переосмыслив
предшествующий опыт и создав обращенные
лицом к народу, эффективные судебную
и правоохранительную системы. Судебная
власть должна, наконец, стать самостоятельной
влиятельной силой, независимой в своей
деятельности от органов законодательной
и исполнительной властей. Не потерял
своей актуальности лозунг, провозглашенный
в 1856 году Александром II с высоты российского
престола: «Да правда и милость царствуют
в судах».
Необходимость судебной реформы
Возобновление судебной реформы необходимо
потому, что нынешнее положение судебной
и правоохранительной деятельности нетерпимо:
правоприменители не признают на деле
естественного происхождения и приоритетного
значения прав человека; уровень правовой
культуры населения, а также судей и находящихся
на государственной службе юристов крайне
низок;
реальные технологии и ценности судебной
и правоохранительной деятельности существенно
отличаются от нормативно признанных;
эти карательные по своим природе и назначению
технологии (начиная с сохранения прописки,
незаконных проверок документов у граждан
и вплоть до похищения людей и бессудных
казней в Чеченской Республике) порождают
нарушение прав человека в огромных масштабах;
государственная защита интересов лиц,
оказавшихся в пределах функционирования
силовых структур и судов, не эффективна;
квалифицированная юридическая помощь
основной массе населения недоступна;
народ отстранен от участия в осуществлении
правосудия по подавляющему большинству
уголовных и гражданских дел, по всем административным
делам;
судейская корпорация отгородилась от
претензий общества частоколом конфиденциальности;
жалобы граждан на злоупотребления судей
игнорируются квалификационными коллегиями
судей и председателями судов; одновременно
из судебной системы изгоняются квалифицированные
и подлинно независимые судьи;
в рамках рыночной системы хозяйствования
сохраняется чуждая ей социалистическая
практика произвольного распределения
благ между сотрудниками судов и правоохранительных
органов;
в основах конституционного строя Российской
Федерации на практике отсутствует полноценное
разделение властей, причем правосудие
все больше превращается в рядовую управленческую
деятельность - «расправу».
Сегодня в России много учреждений и
процедур, которые похожи на настоящие,
но работают по-другому, не так, как было
задумано авторами юридических текстов
или принято в правовых государствах.
Задачи судебной реформы
Новый этап судебной реформы должен иметь
не демагогический, а реальный эффект
и оцениваться в зависимости от достижения
конкретных результатов. Среди таких результатов
первоочередными являются:
преодоление обвинительного уклона в
деятельности правоохранительной системы
и судов;
освобождение людей от угрозы применения
пыток, от риска унижающего достоинство
обращения; справедливое, эффективное
и быстрое расследование заявлений о применении
пыток; восстановление нормального судопроизводства
на территории Чеченской Республики;
обеспечение каждому доступности квалифицированной
юридической помощи; ликвидация «черной
адвокатуры», содействующей органам уголовного
преследования вопреки интересам доверителей;
сокращение предельных сроков пребывания
обвиняемых под стражей до 6 месяцев с
момента фактического лишения свободы
(задержания);
сокращение численности тюремного населения
до уровня, не превышающего 300 человек
на 100 тысяч населения;
преодоление практики сокрытия преступлений
от учета;
предоставление каждому права на судебное
разбирательство без неоправданной задержки;
подавляющее большинство гражданских
дел должны разрешаться в пределах месячного
срока;
искоренение фальсификаций в ходе досудебного
и судебного производства, в особенности,
фальсификации протоколов судебных заседаний;
эффективное восстановление пострадавших
в правах, реальное исполнение судебных
решений о взысканиях в кратчайшие сроки.
Причины неуспеха предыдущих
этапов судебной реформы
Судебная реформа - это практическое
преобразование. Достижение целей преобразований
связано не столько с нормативным описанием
«правильных» образцов правосудия и правоохранительной
деятельности, не столько с заимствованием
институтов из иностранного и российского
дореволюционного права, сколько с точным
представлением о причинах провалов при
налаживании новых отношений чисто юридическими
методами.
Главной причиной того, что новшества
не прививаются на современной российской
почве и извращаются на практике, выступаетсопротивление
демократическим преобразованиям со
стороны судей и сотрудников правоохранительных
органов, а также судебной и правоохранительной
систем в целом. Новые формы оказываются
не адекватными менталитету этих людей,
их повседневным служебным отношением
и привычкам, принятым в названных системах
технологиям способам оценки деятельности
и каналам карьерного роста. Отказ от люстрации,
сохранение руководящих постов в судах
и правоохранительных органах за людьми
советской закалки или их выучениками
имеют своим следствием уязвимость, ненадежность,
шаткость всяческих преобразований.
Следующей по значимости причиной, сдерживающей
демократические преобразования, представляется
сохранение в видоизмененных формах«телефонного права», а также институциональных
связей и личных приязненных отношений
работников судебной и правоохранительной
систем. Эти системы охотно предоставляют
федеральной и местной власти услуги по
выборочному уголовному преследованию
и угодному разрешению так называемых
«заказных» дел. Власти, в свою очередь,
небескорыстно создают на базе некоторых
судов «островки благополучия», снабжают
суды и судей через органы Администрации
Президента и местных администраций, доплачивают
судьям и персоналу из неконституционных
источников, списывают с судов коммунальные
долги, ведут переговоры с председателями
судов по поводу предоставления нуждающимся
судьям квартир.
Многие службы и подразделения правоохранительных
органов переродились, предоставляя коррупционные
услуги организациям и частным лицам;
продажность захлестнула и судейский
корпус, стала реальной проблемой. Надо
отметить, что судьи принимают взятки,
в основном, за быстроту рассмотрения
дел и вынесение законных решений; поэтому
лихоимцы остаются. практически безнаказанными.
Судебные решения используются конкурирующими
финансовыми группировками для закрепления
достигнутых закулисно договоренностей,
а также и как ресурс экономического противоборства.
Наконец, реформы отторгаются судебной
и правоохранительной системами, как и
другими бюрократическими структурами,
поскольку создают напряженность в делах
и временно расстраивают нормальный
производственный процесс, затрудняют работу «конвейера».
Особенности реформируемой
среды
Проектируя судебную реформу и выражая
нормативно ее мероприятия, необходимо
учитывать:
препятствующий человеческий и институциональный
факторы, то есть сопротивление структур
и заполняющих их людей; реальный менталитет
правоприменителей и привычные распространенные
технологии работы судей, прокуроров,
следователей, оперуполномоченных, милиционеров,
адвокатов;
многообразие и обширность России: этнические,
религиозные, культурные различия ее народов;
неравномерность развития регионов; многоукладность
экономики страны; контраст между огромными
скороспелыми состояниями и бедностью
населения, в том числе, его образованной
части;
фактическую отчужденность народа от
государственного управления; коррумпированность
и циничность бюрократии; традиционное
недоверие большинства людей к судам,
милиции, государственной власти вообще;
наличие на правовом поле чудовищной каверны
- обыденного произвола противоборствующих
сторон на территории Чеченской Республики
и за ее пределами, если речь идет о террористических
проявлениях и контртеррористических
мерах.
Ключевые решения
Поставленный судебной и правоохранительной
системам диагноз требует лечения, основанного
на использовании ресурсов гражданского
общества, поскольку исключительно
государственные, проводимые сверху преобразования
оказываются неэффективными и, не подпитываемые
постоянно административной энергией,
затухают. В некоторых случаях энергичное
проведение мероприятий, называемых реформами,
оборачивается реакцией вместо прогресса.
В основу третьего, демократического,
этапа судебной реформы в России необходимо,
таким образом, положить следующие определяющие идеи:
судебная и правоохранительная системы
должны быть прозрачны и их деятельность
доступна для контроля со стороны гражданского
общества;