Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:26, доклад
Краткое описание
Итоги судебной реформы Важнейшей предпосылкой судебной реформы в России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г.).
представители гражданского общества
должны в самых широких масштабах участвовать
в отправлении правосудия;
судебная и правоохранительная системы
нуждаются в притоке «свежей крови», в
том, чтобы их возглавили и наполнили люди,
разделяющие современные правовые ценности;
судебная система должна быть децентрализована
на основе дальнейшей специализации ее
подсистем;
судебная система должна иметь возможность
самостоятельно распоряжаться выделяемыми
бюджетными средствами через единый для
всех ветвей судебной власти ее вспомогательный
орган -Судебный Департамент;
в рамках судебной и правоохранительной
систем должен быть признан и развит восстановительный
подход к нарушенным общественным отношениям
в противовес карательному;
всемерное развитие должны получить
действующие наряду с государственными
институтами альтернативные механизмы
разрешения конфликтов.
Основные мероприятия судебной
реформы
Анализ текущей ситуации в судебной и
правоохранительной системах позволяет
сформулировать ряд предложений, касающихся
назревших основных мероприятий нового
этапа судебной реформы.
В области законотворчества
и научных разработок предлагается:
разработать методики законотворческой
работы, обеспечивающие учет менталитета
российских правоприменителей и привычных
им технологий деятельности, в том числе
- теневых;
разработать научно обоснованные предложения
по этапности введения новых и институтов
(учреждений и процедур) в разных регионах
России;
разработать научно обоснованные критерии
оценки эффективности работы правоохранительных
органов и судов, имея в виду сделать государственную
защиту людей доступной и быстрой;
разработать типовые проекты судебных
зданий, залов судебных заседаний, которые
обеспечивали бы достойные условия работы
в судах судей, присяжных заседателей,
прокуроров, адвокатов, представителей
сторон, изоляцию ожидающих допроса свидетелей,
а также комфортное присутствие в залах
журналистов.
В области кадровой
работы предлагается:
создать при Администрации Президента
Российской Федерации кадровый резерв
для замещения руководящих должностей
в судебной и правоохранительной системах;
периодически проводить учебные сборы
лиц, зачисленных в кадровый резерв; данное
предложение особенно актуально в преддверии
окончания шестилетних сроков полномочий
ныне действующих председателей судов
и их заместителей;
создать при Администрации Президента
Российской Федерации учебное заведение
по подготовке судейских кадров демократического
правового государства;
при обсуждении кандидатуры на судейскую
вакансию допускать и запрашивать в качестве
характеризующего претендента материала
сведения, имеющиеся у правозащитных организаций;
постепенно перейти к практике, при которой
должности председателей судов замещаются
по очереди судьями данного суда либо
достаются старшим по стажу работы судьям;
срок полномочий председателя суда не
должен превышать 2 лет - без права повторного
назначения;
гражданин, жалоба которого на действия
судьи допустима, должен получить право
поддерживать свою жалобу в заседании
квалификационной коллегии судей, участвуя
в рассмотрении дела в качестве полноправной
стороны; отклонение жалобы должно, при
желании заявителя, стать предметом обжалования
в Высшей квалификационной коллегии судей;
лишить квалификационные коллегии судей
права прекращать полномочия судей и передать
окончательное решение данного вопроса
на рассмотрение органа, назначившего
судью; заключение квалификационной коллегии
по вопросу о прекращении полномочии судьи
должно приниматься в судоподобном порядке:
обжалование неблагоприятного заключения
судья мог бы осуществить в Высшей квалификационной
коллегии судей, а затем и в суде;
в связи с введением в 2001 году дисциплинарной
ответственности судей организовать пересмотр
дел в отношении судей, чьи полномочия
были прекращены по порочащим основаниям,
в особенности, когда судья утверждал,
что причиной его преследования был конфликт
с председателем суда.
В области судебного
строительства предлагается:
применительно к судам обшей юрисдикции
и впервые образуемым специализированным
судам изменить границы судебных округов
таким образом, чтобы они не совпадали
с административно-территориальным делением
страны;
учредить административные суды, суды
по делам несовершеннолетних и трудовые
суды в качестве самостоятельных подсистем
российской судебной системы; изменить
в связи с этим нововведением компетенцию
арбитражных судов и су дов обшей юрисдикции:
федеральным органам государственной
власти вступить с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
в переговоры по поводу возможности учреждения
на их территории при соответствующем
изменении федерального законодательства,
дополнительных судов субъектов Российской
Федерации, помимо конституционных (уставных)
судов и мировых судей;
выделить мировые судебные учреждения
в системе судов обшей юрисдикции; передать
апелляционное производство по делам,
рассмотренным мировыми судьями, съездам
мировых судей;
создать Верховную судебную палату из
представителей всех ветвей судебной
власти в качестве совещательною органа
и органа, осуществляющею общее руководство
Судебным Департаментом;
реорганизовать Судебный Департамент,
возложив на него функцию организационного
обеспечения деятельности судов, принадлежащих
ко всем ветвям и уровням судебной системы;
генеральный директор Судебного Департамента
должен назначался Верховной судебной
палатой по согласованию с Советом судей
Российской Федерации;
учредись в рамках судебной системы Следственный
Комитет в качестве вспомогательного
органа судебной власти: сохранить при
этом за органами внутренних дел и государственной
безопасности функцию дознания; разграничить
нормативно предварительное следствие
(дознание) и формальное следствие, производимое
судебными следователями;
реорганизовать прокуратуру, освободив
ее от функции общего надзора; числить
прокуроров при судах.
В области общественного
контроля предлагается:
обеспечить гражданам право предстать
перед судом с участием присяжных заседателей
по всем уголовным делам о тяжких и особо
тяжких преступлениях; ввести суд с участием
присяжных заседателей по гражданским
делам, в первоочередном порядке - по делам
о возмещении вреда, причиненного гражданам
государственными органами и хозяйствующими
субъектами;
возродить институт народных заседателей,
предусмотрев их участие в апелляционной
инстанции; предусмотреть участие общественных
судей, представляющих объединения работодателей,
с одной стороны, и профсоюзы, с другой,
в рассмотрении трудовых дел; назначать
в суды почетных судей из числа лиц, не
состоящих на государственной и муниципальной
службе, для периодического рассмотрения
на общественных началах уголовных и гражданских
дел;
поощрять аккредитацию при судах и правоохранительных
органах представителей общественности,
оказывающих сторонам помощь в мирном
разрешении конфликта: медиаторов, оценщиков
исков, а также специалистов, способных
выступить в роли третейских судей; рассматривать
примирительные договоры и отчеты социальных
работников об условиях жизни и воспитания
несовершеннолетних обвиняемых как доказательства
по уголовному делу;
отказаться от необоснованного ограничения
гласности судебных заседаний, во всех
случаях оглашать публично полный текст
приговора;
обеспечить с привлечением частных инвесторов
перенос всех судебных актов на магнитные
носители и распространение соответствующих
баз данных; предоставить всем желающим
возможность получить копию любого судебного
решения и протокола всякого открытого
судебного заседания за цену, не превышающую
стоимости расходных материалов;
учредить институт общественных инспекторов,
имеющих доступ всюду, где люди содержатся
под стражей или принудительно удерживаются
в других формах; установить, что при общественном
инспекторе действуют доверенные врачи
и другие специалисты.
В области обеспечения
прав сторон предлагается:
предоставить представителям правозащитных
организаций право быть защитниками подозреваемых
и обвиняемых, настаивающих на участии
этих лиц в процессе; отказ подозреваемого
и обвиняемого от защитника-адвоката не
исключает дальнейшего участия представителей
правозащитных организаций в уголовном
деле;
ввести в рамках уголовного процесса
институт депонирования доказательств;
обязать дознавателя, следователя, прокурора
приобщать к материалам уголовного дела
составленные стороной защиты, потерпевшим
и его представителями частные протоколы,
а также полученные ими заключения специалистов;
предусмотреть, что суд обязан вызвать
для допроса свидетеля, если сторона защиты
внесла сумму, компенсирующую предполагаемые
судебные издержки; постановление дознавателя,
следователя, _ прокурора об отказе в производстве
следственного действия или приобщении
к материалам уголовного дела полученного
потерпевшим или представителем противной
стороны доказательства может быть обжаловано
в суд;
создать за счет средств федерального
и региональных бюджетов фонд, куда сторона
защиты, потерпевший и его представитель
могут обращаться за компенсацией разумных
расходов по собиранию доказательств
и подготовке к отбору присяжных заседателей;
доставленный в суд подсудимый должен
получать горячую пищу; в противном случае
судебное разбирательство не может проводиться,
а проведенное должно считаться недействительным;
передать все без исключения следственные
изоляторы в ведение Министерства юстиции
Российской Федерации; запретить проведение
в ИВС, СИЗО оперативно-розыскных мероприятий
по уголовным делам, кроме тех, которые
необходимы для обеспечения безопасности
места содержания под стражей, предотвращения
побегов обвиняемых (подозреваемых) и
беспорядков;
установить, что всякий обвиняемый (подозреваемый),
заявивший о применении к нему пытки, должен
немедленно быть осмотрен врачом, получить
возможность встретиться с общественным
инспектором, защитником и прокурором;
до проверки заявления о применении пытки
обвиняемый (подозреваемый) должен быть
огражден прокурором от возможного повторения
пытки либо другого опасного и унижающего
достоинство обращения;
установить, что заявления и показания
лица, сделанные и данные, по его утверждению,
в результате применения к нему недозволенных
методов расследования, должны признаваться
недопустимыми в качестве доказательств,
если имеется вероятность, что пытки действительно
применялись, хотя бы это не было доказано
с абсолютной достоверностью;
ввести практику распределения дел между
судьями на основе случайных методик либо
четких критериев, предусмотренных федеральным
законом;
обеспечить с помощью технических средств
дословную запись всего хода судоговорения;
ввести протоколирование в кассационной
инстанции; постепенно перейти к найму
секретарей судебных заседаний из числа
специалистов, не принадлежащих к штатным
работникам суда;
предусмотреть право сторон присутствовать
при отборе должностными лицами суда присяжных
заседателей на соответствующие процесс
и дату; увеличить число безмотивных отводов,
которые можно заявлять кандидатам в присяжные
заседатели, до шести от каждого подсудимого;
вопросы присяжным заседателям задавать
в формулировках уголовного закона;
увеличить число голосов присяжных заседателей,
необходимых для признания лица виновным,
до восьми;
добиться неколебимости оправдательных
приговоров, установив запрет на принесение
кассационных представлений и жалоб на
оправдательные приговоры, кроме случаев
существенного нарушения прав стороны
обвинения либо иных серьезных процессуальных
нарушений;
расширить применение апелляционного
порядка пересмотра судебных решений
по уголовным и гражданским делам;
выплачивать истцам, в пользу которых
суд вынес решение, за счет средств федерального
бюджета часть присужденных денежных
сумм, если принудительное взыскание не
было осуществлено в установленный федеральным
законом разумный срок.
Послесловие
Представленная настоящими тезисами
Концепция судебной реформы в России подготовлена
в Независимом экспертно-правовом совете
(председатель НЭПС М.Ф. Полякова) одним
из авторов Концепции судебной реформы
в РСФСР 1991 года заслуженным юристом Российской
Федерации С.А. Пашиным.
Фактическим основанием сделанных автором
выводов выступают как личный опыт автора,
полученный в ходе начального «романтического»
периода преобразований и на судейской
работе, так и результаты обобщения практики
правозащитной, консультативной и законотворческой
деятельности Независимого экспертно-правового
совета, материалы проведенных НЭПС социологических
исследований. Привлекались также данные,
опубликованные в печати и доступные членам
НЭПС по экспертной работе в аппаратах
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации и Комиссии по правам
человека при Президенте Российской Федерации.
Есть веские основания полагать, что
коррумпированность судов и правоохранительных
органов, нарушение прав человека в ходе
предварительного расследования и судопроизводства
имеют значительное распространение и
не сводимы к отдельным эксцессам. Подавляющее
большинство случаев взяточничества,
злоупотребления служебным положением,
применения пыток, фальсификаций носят,
к сожалению, латентный характер. Факты,
ставшие достоянием гласности либо известные
правозащитным организациям, по-видимому,
сравнимы с верхушкой айсберга, то есть
являются лишь индикаторами распространенных
противоправных технологий. Накопившиеся
системные пороки не могут быть преодолены
ужесточением ответственности, как и другими
бюрократическими средствами. Поэтому
необходимо вынести на суд правовой общественности
концептуальные предложения, направленные
на возобновление судебной реформы в интересах
народа России.
Пример взаимодействия структур государства
и гражданского общества, показанный Гражданским
Форумом, позволяет надеяться на развитие
диалога власти и людей относительно преобразования
системы правосудия и правоохраны.