Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:59, реферат
Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общеcтвенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации. Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода.
плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений1
.
Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные
административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или
регулирование — общее свойство любых правовых норм, в том числе и
направленных на правоохрану.
Важное значение имеет
классификация административно-
зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или
иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих
общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды
административно-правовых норм:
а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных дан ной нормой условиях
совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления
могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на
работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при
получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан
рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или
коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при
проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана
в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.
В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого
сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм
государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том,
что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к
правовым предписаниям, характер которых может быть различным.
В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие)
административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных
предписаний, а лишь как
определение общих или
участников регулируемых управленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля
!991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее
задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего
предусматриваются 24 варианта таких действий. По существу, такого рода
нормами определяются основы компетенции субъекта государственно-
управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой
административного права их общие обязанности являются элементом их
административно-правового статуса;
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных
действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий
либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий
(бездействий), подпадающих
под признаки
Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в
отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками
инвалидности и малолетних (несовершеннолетних)2 и т.п. Это —
специальный запрет;
в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные)
нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них
выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность
адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению.
Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и
запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого
участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а
подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов
свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно —
разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных
условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы,
соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.
Административно-правовые нормы
дозволительного характера
широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной
власти. В связи с этим нужно учитывать довольно частые ссылки на действие
якобы всеобъемлющего принципа: можно делать все, что не запрещено. Однако
нельзя подобный принцип истолковывать буквально, ибо иначе будут действовать
одни лишь запреты.
С другой стороны, опасно и то, что, поскольку установление безграничных
запретов не только вредно, но и практически невозможно, создаются условия
для произвольного толкования указанного принципа, перерастающего во
вседозволенность. Именно поэтому он неприменим к действиям, совершаемым
исполнительными органами (должностными лицами). Фактически же многое в сфере
государственного управления предписывается (запрет — вариант предписания)
либо разрешается.
Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных)
административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.
Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы,
связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере
государственного управления (например, право на обжалование неправомерных
действий должностного лица и т.п.).
Если адресатом
(должностные лица), ситуация, не изменяясь по существу, приобретает особую
юридическую окраску. Указанные субъекты самостоятельно выбирают определенный
вариант поведения из числа предлагаемых правовой нормой. Например, должностные
лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции, могут применять к
нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных мер
административного воздействия. Так, в порядке осуществления государственного
экологического контроля соответствующие должностные лица вправе: потребовать
устранения выявленных недостатков; привлечь виновных к административной
ответственности; принять решение об ограничении, приостановлении, прекращении
работы предприятия; предъявить иск в суд или в арбитражный суд; направить
.материалы о привлечении
виновных к уголовной
Очевидно, что применяется не вся совокупность названных средств воздействия, а
лишь те, которые по мнению полномочного должностного лица являются наиболее
эффективными.
Вместе с тем в подобных
случаях нет свободы
для поведения гражданина под воздействием дозволительных норм.
Исполнительный орган (должностное лицо) поставлен в более строгие рамки: на
него возложены определенные обязанности, для реализации которых ему даны
определенные полномочия (права); использование этих полномочий одновременно
является его юридической обязанностью, уклониться от выполнения которой он не
вправе. У него нет свободы в выборе варианта поведения, которая есть у
гражданина. Но у него есть то, что обычно квалифицируется как
административное усмотрение. Под ним понимается проявление инициативы
уполномоченным работником исполнительного аппарата при выборе средств
реализации своей компетенции в пределах условий, предусмотренных
административно-правовой нормой.
Эта инициатива проявляется в границах дозволенного. Например, для милиции
такие границы определены в ст. 11 Закона о ней, озаглавленной «Права милиции»
(32 позиции). Каждое из этих прав (полномочий) есть не что иное, как
разрешенная возможность
использования административно-
В этом — дозволительный смысл данного вида административно-правовых норм;
в) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих
средств материального или морального воздействия должное поведение участников
регулируемых управленческих общественных отношений. Удельный вес подобного
рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию. Обычно их
связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти так
называемых экономических рычагов (методов) управления. Например, чаще всего
в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот,
освобождении от налогообложения, применении льготного кредитования и т.п.;
г) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо
рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера.
Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов
исполнительной власти и
негосударственных
Так, Правительство Российской Федерации утвердило 1 февраля 1995 года
Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и
имущественные паи , адресованные сельскохозяйственным коммерческим
организациям) предприятиям.
Государственный комитет
поддержке и развитию малого предпринимательства разрабатывает рекомендации
по вопросам, отнесенным к его компетенции . Адресуются они в значительной
степени именно предпринимателям и их объединениям.
Практика государственно-
когда рекомендации содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим
субъектам исполнительной власти или подведомственным предприятиям и
объединениям. Например, в
постановлении Правительства
12 февраля 1994 года «Об
организации работ по
единства измерений, сертификации продукции и услуг» органам исполнительной
власти субъектов федерации
рекомендуется оказывать
территориальным органам по стандартизации, метрологии и сертификации в
осуществлении ими государственного контроля и надзора (п. 5) .
Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо выраженных предписаний, а
дают возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения
определенных задач. По своей сути близки к содержанию административно-
дозволительных норм, хотя и не лишены определенных элементов авторитарности.
В некоторых случаях рекомендации фактически приобретают юридически-
обязательную силу. Например, Государственная налоговая служба Российской
Федерации б октября 1993 года утвердила «Рекомендации по применению
государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового
законодательства. По существу, содержание этого документа сводится не к
рекомендациям, носящим характер советов, а к изложению прямых предписаний,
вытекающих из общих требований налогового законодательства я сопровождаемых
комментариями. Налицо типичная инструкция по применению санкций, являющаяся
одним из конкретных видов административно-правовых актов.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по
адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных
звеньев аппарата государственною управления;
б) административно-правовой статус государственных служащих — работников
управленческого аппарата;
в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий
и учреждений;
г) административно-правовой статус общественных объединений;
д) отдельные стороны
включая частные;
е) административно-правовой статус граждан,
С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по
своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые
субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и
т.п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общи
ми, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые
нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на
нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный
характер. В последнем случае их действие охватывает все виды
участников регулируемых управленческих отношений.
Реализация административно-правовых норм
Реализация административно-
содержащихся в них
правил поведения в целях
отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом
выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном процессе участвуют
все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их
административно-правовым статусом.
Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм:
исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение административно-
регулируемых управленческих
отношений тем юридическим
или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых
норм универсален, так как его субъектами являются любые участники