Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:59, реферат
Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общеcтвенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации. Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода.
управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит
реальность административно-
режима в сфере
важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной
дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
В отличие от реализации применение административно-правовых норм является
прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно
практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом)
индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо
процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным
административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение
по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.).
Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или
иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета
(переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального
юридически-властного решения конкретного административного дела, что
относится исключительно
к компетенции органов
(должностных лиц). Правоприменение — обобщенная характерис тика
функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не
имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Правоприменение в административном порядке и случаях, специально
предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также
на народные суды (народных судей). R частности, такого рода действия
судебные органы осуществляют
как при наложении
совершение административных правонарушений (например, за мелкое
хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных но
своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия
органов управления и должностных лиц).
Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации
административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как
самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников
управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по
существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение —
основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее
способов; это — наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и
дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.
Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое
значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной
характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.
Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от
идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего
кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих
административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений,
дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к
практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п.
Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового
государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы
для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и
административно-правовые.
Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-
правовых норм, т.е. об их юридической силе.
Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и
временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга
лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их. в
пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве
предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила.
Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать
в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных
министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы
Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют
деятельность российских организаций (например, различного рода
представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда
административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств
в соответствии с двухсторонними
или многосторонними
подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными
государствами — членами Союза Независимых Государств (СНГ).
В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы
распространяются также и на иностранных граждан.
Во времени административно-
определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их
официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно
установление определенных сроков их действия (например, может быть введен
мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный
срок устанавливается режим чрезвычайного положения).
Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента
подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов
Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в
срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как
правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления
их в силу может служить
также момент" доведения административно-
норм до исполнителей.
В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской
Федерации практически действуют
некоторые административно-
бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие
российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента
установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской
Федерации.
Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и
действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой
Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.
Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в
пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции
Российской федерации 1993 гола: любые нормативные акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е.
действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Собрание
законодательства Российской
2. Собрание
законодательства Российской
3. Собрание
актов Президента и
№8.Ст.593.
4. Собрание
законодательства Российской
5. Собрание
актов Президента и
№5. Ст. 398
6. Ведомости
Съезда народных депутатов
Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.