Место и роль гражданского правосудия в системе механизмов охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 23:39, курсовая работа
Краткое описание
Для России с ошеломляющей историей, свободы человека всегда была той проблемой, которой является основой общественного развития. Конституция Российской Федерации за многолетнюю историю впервые является высшей ценностью права и свободы человека. Это одна высшая ценность, все другие общественные ценности по отношению к ней занимают другой уровень, и не могут ей возражать. Есть такой момент даже традиция, связанная с правами человека с западным образом жизни. Поэтому они иногда воспринимаются, как нечто “не наше” и в национальном, и в социально-экономическом плане.
Содержание
Введение 1.Теоретические аспекты защита прав человека и гражданина 1.1. Защита прав человека и гражданина: понятие, признаки, способы 1.2. Судебная защита прав человека и гражданина 2.Система механизма охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ 2.1. Административная защита прав человека и гражданина 2.2. Самозащита прав человека и гражданина Заключение
В судебной
практике нередко возникают сложности
в определении границ осуществления права
на самозащиту, так как в законодательстве
отсутствуют четкие критерии разграничения
пределов осуществления права. Необходимо
на законодательном уровне провести конкретизацию
конституционных норм, закрепляющих право
на защиту, относительно его способов
защиты в гражданском законодательстве,
путем внесения изменений и дополнений.
Заключение
Права человека
в современном мире, к сожалению, не заняли
достойного места, и такое нарушение носит
систематический характер.
В цивилизованном
обществе суду принадлежит основное место
во всей правовой системе. Именно суд воплощает
подлинное право, истинную справедливость.
Чем выше авторитет суда, чем большей самостоятельностью
и независимостью обладает суд во взаимоотношениях
с представительными органами и органами
управления, тем выше уровень законности
и демократии, тем надежнее защищены от
возможных посягательств права и свободы
граждан.
В последние
годы в России проводилась большая работа
по формированию единого правового пространства,
которое является важным условием реализации
прав и свобод граждан.
В рамках
судебно-правовой реформы реализуется
комплекс законодательных и организационных
мер, основной целью которых является
обеспечение эффективной судебной защиты
и неуклонного соблюдения прав и свобод
человека согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права.
Существенный
вклад в дело защиты прав человека вносит
Конституционный Суд Российской Федерации
путем решения спорных вопросов о соответствии
Конституции законов и подзаконных актов.
Развиваются
государственные институты внесудебной
защиты прав человека и гражданина. Совершенствуется
деятельность органов прокуратуры и уполномоченных
по правам человека.
Созданы
правовые условия для развития полноценного
гражданского общества. В связи с этим
принят комплекс мер, направленных на
формирование политических партий, профессиональных
союзов и других общественных организаций
и объединений, в том числе и правозащитные.
Особую
актуальность приобретает более активное
сотрудничество государства с институтами
гражданского общества, повышение информационной
открытости деятельности государственных
органов для общества, а также повышение
результативности общественного контроля
за деятельностью государственных органов.
В настоящее
время актуальным является развитие институтов
административного и судебного обжалования
гражданами действий и решений государственных
органов и их должностных лиц. Эти институты
являются одной из основ административного
права, а их разработка является необходимым
условием построения правового государства.
Понятие
«защита» относится к числу многозначных
в современной юридической науке. Это
во многом обусловлено разнообразием
объектов правовой защиты. Объектом механизма
защиты прав человека и гражданина являются
именно права человека и гражданина, закрепленные
в международных документах, в конституции
государства, в текущем законодательстве
и обеспеченные мерами государственного
принуждения, в том числе и мерами правосудия.
Механизм
защиты прав человека и гражданина возлагает
на законодателя ряд публично-правовых
обязательств, к числу которых относится
не только установление системы обеспечения
правового статуса личности, но и гарантирование
работы указанной системы. Кроме того,
законодатель несет обязанность воздерживаться
от необоснованного вмешательства в правовой
статус личности, гарантировать осуществление
прав человека и гражданина.
Установление
и гарантирование законом системы обеспечения
правового статуса личности - важный элемент
в механизме правозащитной деятельности.
Юридический
механизм защиты прав и свобод граждан
действует в определенных политических,
социальных, экономических условиях, которые
могут как снижать эффективность провозглашенных
правовых институтов, так и усиливать
их действие. Однако даже самые совершенные
юридические механизмы и процедуры бессильны
в условиях нестабильной политической
ситуации, упадка экономики. Устранение
этих негативных факторов поможет создать
условия, обеспечивающие эффективную
реализацию института правовой самозащиты
личности.
Исчерпывающим
образом предусмотренные Конституцией
Российской Федерации четыре формы судопроизводства
представляют оптимально необходимую
совокупность. Только с ее помощью может
полноценно реализоваться конституционное
право на судебную защиту, предусмотренное
ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Как следствие, административное судопроизводство
представляет самостоятельную форму правосудия,
обеспечивающую реализацию контрольных
полномочий органами судебной власти
в сегменте системы сдержек и противовесов,
не охватываемом конституционным судопроизводством.
В ином качестве административное судопроизводство,
как показывает и международный опыт,
не может быть востребовано обществом
и государством. Соответственно, его отрицание
несет существенные риски для действенности
системы защиты прав и интересов граждан
и организаций.
Итак, сделаем
вывод. Под механизмом защиты прав и свобод
человека и гражданина понимается установленная
и гарантированная законом система обеспечения
правового статуса личности, которая включает
в себя упорядоченную деятельность органов
публичной власти, негосударственных
правозащитных организаций и самостоятельную
реализацию субъективных прав и свобод,
направленную на предупреждение, пресечение
и восстановление нарушенных прав и свобод
при соблюдении надлежащего баланса публичных
и частных интересов.
В качестве
заключения хотелось бы отметить, что
российское административное право должно
иметь четкую направленность на защиту
и реализацию прав человека и гражданина,
и иной главной цели у него быть не может.
Функция внешнего регулирования административного
права должна преобладать над функцией
внутреннего регулирования деятельности
государственных органов. Тогда реализация
административно-правовых институтов
будет иметь решающее значение в ходе
построения правового государства в России.
Библиографический список
1. Постановление Пленума Верховного Суда
РФ от 21 декабря 1993 г. №10 (с изменениями,
внесенными Постановлением Пленума Верховного
Суда РФ от 25 октября 1996 г. №10) «О рассмотрении
судами жалоб на неправомерные действия,
нарушающие права и свободы граждан»
2. Указ Президента Российской Федерации
от 19 мая 2008 г. №815 «О мерах по противодействию
коррупции» // СЗ РФ. 2008. №21. Ст. 2429.
3. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И.
Международные нормы о правах человека
и применение их судами Российской Федерации.
М.: Изд-во «Права человека», 1996. - 420 стр.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001. - 382 стр.
5. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека
и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996.
6. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой
охраны конституционных прав и свобод
граждан // Журнал российского права. 2001.
№12.
7. Гончаров Е.И. Вопросы реализации самозащиты
прав и свобод человека и гражданина в
гражданском законодательстве российской
федерации [Электронный ресурс] / Е.И. Гончаров
// Консультант Плюс.
8. Грибанов В.П. Пределы осуществления
и защиты гражданских прав. М., 1992.
9. Грудцына Л.Ю. Исторические и теоретико-правовые
предпосылки возникновения и развития
прав человека в России // Право и жизнь.
2007. №107 (2).
10. Грудцына Л.Ю. Конституционно-правовые
основы права граждан на участие в управлении
делами государства // Право и жизнь. 2007.
№106 (1).
11. Доклад уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации в 2012 году. [Электронный
ресурс] // http://www.rg.ru/2013/03/29/lukin-dok.html
12. Железнов Б.Л. Механизм государственной
защиты основных прав и свобод // Ученые
записки. Т. 138. Юридические науки. Казань:
Изд-во Казанского ун-та, 2000. -253 стр.
13. Информация Конституционного Суда Российской
Федерации. О конституционно-правовых
аспектах совершенствования правотворческой
и правоприменительной деятельности в
сфере обеспечения и защиты прав и свобод
граждан (на основе решений Конституционного
Суда Российской Федерации 2009-2011 годов).
14. Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян
А.В. Административное право и проблемы
противодействия коррупции в системе
государственной службы. М.: NOTA BENE, 2010.
15. Международные акты о правах человека:
Сб. документов. М., 1998. - 736 стр.
16. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского
права. М., 2001.
17. Российская газета. 2000. 4 апреля.
18. Селезнев М. Самозащита гражданских прав
// Российская юстиция. 1995. №11.
19. Серков П.П. К вопросу о современном понимании
административного судопроизводства.
[Электронный ресурс] / П.П. Серков // Консультант
Плюс
20. Теория государства и права: Учебник
для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов.
3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. - 436
стр.