Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:01, контрольная работа
Целью моей работы я ставлю раскрыть основные понятия видов управленческих решений, методов прогнозирования, постараться отобразить практическое применение этим методам и дать оценку их эффективности. Учитывая то, что тема методы прогнозирования достаточно изученная, то при подготовке своей работы у меня не возникало проблем с источниками литературы. Я использовал экономические и юридические словари, учебники по менеджменту а также статьи и ссылки из интернета. Вообще, прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. В свое время, государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены принимали подчас блестящие управленческие решения.
Введение
1. Прогнозирование как метод принятия управленческих решений……..5
1.1 Понятие и сущность прогнозирования………………………………….5
1.2 Виды прогнозов, задачи и функции прогнозирования………………..8
1.3 Принципы и выбор метода прогнозирования…………………………12
2. Классификация методов прогнозирования……………………………...15
2.1 Метод технологического прогнозирования……………………………15
2.2 Метод экспертного прогнозирования…………………………………..17
2.3 Метод изыскательского прогнозирования……………………………...22
2.4 Метод нормативного прогнозирования………………………………...23
2.5 Метод сценариев…………………………………………………………..24
Заключение
Список литературы
1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций.
2. Исследование
объективных связей социально-
3. Оценка объекта прогнозирования.
4. Выявление
альтернатив развитию
5. Накопление
научного материала для
* ретроспекция;
* диагноз;
* проспекция.
Оценка объекта
прогнозирования базируется на
объединении аспектов
1. Выявление
действующего плана,
2. Будущего планового
порядка, результаты, которых служат
научно-аналитическим
3. На срок, который превышает очередной плановый период, которые дают оценку следствий принятых плановых решений и выявляют новые условия и проблемы развития в долгосрочной перспективе.
Нужно также выделить такие функции как:
1. Специальные.
2. Обеспечивающие:
прогнозирование; информацию;
3. Планирование.
4. Координации.
5. Регулирование.
6. Гуманистическая.
7. Консолидирующая.
8. Передачи социального опыта.
Функции также делятся на:
1. Нормативные функции:
* в прогнозе
всегда соблюдаются
* дают возможность реализовать прогностическую модель;
* предостерегают
орган управления от
2. Ориентационные функции:
* выражаются
в определении субъектом
* более реалистическом
направлении и выборочном
3. Предупредительные функции:
* информируют
орган управления о возможных
и реальных отклонениях
* дают возможность
анализировать факторы и
К основным задачам прогнозирования относятся:
· разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
· выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
· выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
· выбор метода
прогнозирования и периода
· прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
· прогноз организационно-
· оптимизация
прогнозных показателей качества по
критерию максимального полезного
эффекта при минимальных
· обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.
1.3 Принципы и выбор метода прогнозирования
К основным принципам прогнозирования относятся системность, комплектность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность. Принципы системности требуют взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и прогностического фона.
Принцип непрерывности требует корректировки прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне. Корректировка прогнозов должна носить дискретный характер, причем оптимальные сроки обновления прогнозов могут быть выявлены только по результатам практического использования (ориентировочно два раза в пятилетку), т.е. результаты реализации прогнозов, уточнение потребностей, изменение тенденций развития объекта или прогнозного фона должны периодически поступать к разработчику прогноза.
Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера реальных процессов господствующих тенденций и оценку вероятности реализации выявленной тенденции.
В результате оптимизации прогнозных значений полезного эффекта и затрат по критерию максимизации экономического эффекта из множества альтернативных вариантов должен быть выбран наилучший. Принципы управленческого прогнозирования:
· вариативность (разработка под каждую возможную задачу своего варианта прогноза);
· непрерывность (необходимость непрерывной корректировки прогнозов по мере конденсации релевантной информации);
· верификация (подтверждение истинности прогнозов опытным путем);
· рентабельность (экономический эффект от использования прогноза должен превышать затраты на его разработку);
· согласованность (для создания реальных прогностических моделей необходимо согласование различных типов прогнозов) и др.
Правильно подобранные средства прогнозирования значительно улучшают качество прогноза, поскольку:
· обеспечивают функциональную полноту, достоверность и точность прогноза;
· уменьшают временные и материальные затраты на прогнозирование.
На выбор метода прогнозирования влияют:
· сущность практической проблемы, подлежащей решению;
· динамические характеристики объекта прогнозирования в рыночной среде;
· вид и характер имеющейся информации, типовое представление об объекте прогнозирования;
· комбинация фаз жизненного, рыночного цикла товара или услуги;
· период упреждения
и его соотношение с
требование к результатам прогнозирования и другие особенности конкретной проблемы. Все перечисленные факторы должны рассматриваться в системном единстве, лишь несущественные могут исключаться из рассмотрения. На практике, выбирая метод прогнозирования, рекомендуется учитывать два наиболее важных фактора -- затраты и точность. Следует выяснить, сколько средств выделено на подготовку прогноза, какова возможная цена спрогнозированных ошибок и выход. Лучший прогноз, как правило, представляет собой оптимальную комбинацию точности и стоимости.
При выборе метода
прогнозирования нужно
· наличие статистических данных за необходимый период;
· компетентность
прогнозиста, наличие электронно-
· время, необходимое
для сбора и анализа
В ряде случаев
для получения независимых
· своевременность, с определенной степенью точности и определенности других показателей;
· надежность, выраженная в знаковых единицах (долларах, единицах продукции, оборудовании, квалификации персонала и так далее) и зафиксированная на бумаге;
простота методики прогнозирования для использования.
2. Классификация методов прогнозирования
Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.
К наиболее распространенным
методам прогнозирования
Также во многих источниках приводится и такая схема
Но, рассмотрим подробнее каждый из методов, указанных мною ранее.
2.1 Метод технологического прогнозирования
Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское (иногда его еще называют поисковым) и нормативное.
В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации.
Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.
Примером изыскательского
прогнозирования может служить
прогнозирование в области
Примером нормативного прогнозирования может служить прогнозирование в области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств её решения - условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом энергии и т.д.
В рамках технологического прогнозирования решаются такие задачи, как разработка прогнозов в области экономической, коммерческой деятельности, социальной и политической.
Информация о работе Методы прогнозирования управленческих решений