Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы заключается в проведении комплексного сравнительно-правового исследования современных тенденций организации и функционирования института несостоятельности (банкротства) в России.
На сегодняшний день данная тема весьма актуальна, так как неизбежным и объективным результатом функционирования рыночных отношений является возникновение у некоторой части субъектов имущественного оборота финансовых трудностей, которые они не в состоянии преодолеть самостоятельно. Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц является актуальным для экономики любого государства.
Введение………………………………………………………………………3
Общая характеристика юридического лица…………………...………..4
Понятие и правовая природа юридического лица…………………..4
Виды юридических лиц..……………………………………………...8
Несостоятельность (банкротство): теоретико-правовой аспект…..…..19
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)…...……….19
Процедуры несостоятельности (банкротства)…………………...…25
Заключение…………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………......................33
В 2009 году в Высший Арбитражный Суд РФ поступило 39570ьзаявлений о признании должников несостоятельными, что на 15% больше показателей 2008 года, когда было подано 34367 заявлений. Статистика 2010 года показывает, что количественный вектор банкротства все еще направлен в сторону увеличения.11
Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 Законом о банкротстве.
Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
В случае
возникновения признаков
Учредители
(участники) должника, собственник имущества
должника - унитарного предприятия, федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления в случаях,
предусмотренных федеральным
В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.
Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
а) должник;
б) арбитражный управляющий;
в) конкурсные кредиторы;
г) уполномоченные органы;
д) федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
е) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
Вышеуказанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные Законом о банкротстве процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия. Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертизы.
Последние изменения Закона о банкротстве (2010 год) коснулись регулирования отношений несостоятельности финансовых организаций: страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. В Закон о банкростве вводится понятие контрольного органа, под которым понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование в соответствующей сфере деятельности.12
В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:
а) представитель работников должника;
б) представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;
в) представитель учредителей (участников) должника;
г) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
д) представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
е) уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов РФ, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
ж) иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Законом о банкротстве.
В арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:
а) саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;
б) орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
в) кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что Закон о банкротстве устанавливает не только основания для признания должника банкротом, но и регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
2.1. Процедуры несостоятельности (банкротства)
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:
а) наблюдение;
б) финансовое оздоровление;
в) внешнее управление;
г) конкурсное производство;
д) мировое соглашение.
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве под наблюдением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
С даты
вынесения арбитражным судом
определения о введении наблюдения
наступают следующие
а) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;
б) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве;
в) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
г) не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
д) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов;
е) не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
ж) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.
Введение наблюдения не
Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:
а) связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
б) связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
Руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных Законом о банкротстве.
Временный управляющий обязан:
а) принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
б) проводить анализ финансового состояния должника;
в) выявлять кредиторов должника;
г) вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
д) уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
е) созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных Законом о банкротстве. К отчету временного управляющего прилагаются:
а) заключение о финансовом состоянии должника;
б) обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Для
целей участия в первом собрании
кредиторов кредиторы вправе предъявить
свои требования к должнику в течение
тридцати календарных дней с даты
опубликования сообщения о
Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, который не должен превышать семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона о банкротстве), и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.