Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:16, контрольная работа
1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
Билет № 1
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Теологическая (божественная) теория
происхождения государства и
права - наиболее ранняя теория,
возникшая из первоначальных
религиозно-мифологических
2. Патриархальная теория государства,
выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве
разросшуюся семью, также опекающую своих
подданных, как отец- своих детей. Государственная
власть, в соответствии с патриархальной
теорией, является как бы продолжателем
отцовской власти, т.е. власть монарха,
государя для народа - это как власть отца
в семье.
3. Договорная теория, или теория договорного
происхождения государства и права, возникшая
в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий
- V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена
в период кризиса феодализма в интересах
формировавшегося в то время класса буржуазии.
Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс,
Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев
и др.) рассматривали государство и право
как продукт человеческого разума, а не
божественной воли. Люди, выйдя из "естественного"
(догосуцарственного) состояния, объединялись
в государство на определенных условиях,
оговоренных в заключенном ими добровольно
и по взаимному согласию общественном
договоре. Важнейшими из этих условий
признавались охрана государством частной
собственности и обеспечение безопасности
заключивших договор индивидов. Если правители
нарушают заключенный между ними и гражданами
договор, то они могут быть лишены власти.
4. Органическая теория представляет государство
как некое подобие человеческого организма.
Древнегреческий мыслитель Платон, например,
сравнивал структуру и функции государства
со способностью и сторонами человеческой
души. Аристотель считал, что государство
во многих отношениях напоминает живой
человеческий организм, и на этом основании
отрицал возможность существования человека
вне государства. Как руки и ноги, отнятые
от человеческого тела, не могут самостоятельно
функционировать, так и человек не может
существовать без государства. Крупнейший
представитель этой теории Г. Спенсер
утверждал, что государство является общественным
организмом, состоящим из отдельных людей,
подобно тому, как живой организм состоит
из клеток. Если организм здоров, то клетки
его функционируют нормально. Если клетки
больны, то они снижают эффективность
функционирования всего организма, т.е.
государства. Государство и право есть
продукт органической эволюции. Как в
природе выживают наиболее приспособленные,
так и в обществе в процессе войн и завоеваний
происходит естественный отбор наиболее
приспособленных государств, функционирующих
в соответствии с законом органической
эволюции.
5. Теория насилия. Наиболее характерные
черты теории насилия изложены в работах
Е. Дюринга, Л. Гум-пловича, К. Каутского
и др. В соответствии с этой теорией государство
есть результат насилия, вражды, завоевания
одних племен другими, насилие превращается
в первооснову государства и права. Побежденное
племя превращается в рабов, а победитель
- в господствующий класс, появляется частная
собственность, победители создают принудительный
аппарат для управления побежденными,
который превращается в государство. В
истории известны реальные факты существования
государств в результате завоевания одних
народов другими (например, Золотая Орда).
Но абсолютизировать роль насилия в истории
нельзя, так как многие государства и правовые
системы создавались в прошлом и создаются
сейчас не в результате внешнего завоевания
или только насильственным путем.
6. Психологическая теория сводит основные
причины возникновения государства и
права к тем или иным свойствам психики
людей, к биопсихическим инстинктам и
т.д. Суть данной теории состоит в утверждении
психологической потребности человека
жить в рамках организованного общества.
Психике индивида якобы изначально присуща
потребность к повиновению, подчинению
"выдающимся личностям". Из психологии
индивида выводил необходимость создания
государства и права 3. Фрейд- основатель
влиятельного психологического направления
в социологии и учениях о государстве
и праве. Он исходил из существования первоначальной
орды, деспотический глава которой был
убит своими взбунтовавшимися сыновьями,
движимыми особыми биопсихическими, сексуальными
инстинктами. Для подавления в дальнейшем
агрессивных влечений человека и понадобилось
создать государство, право, всю систему
социальных норм и вообще цивилизацию.
7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения
в целях оправдания существующего строя
и его основы - деления населения в силу
прирожденных качеств на две породы людей
- рабовладельцев и рабов. Расовая теория
исходит из тезиса о делении людей на высшую
и низшую расы. Первые призваны господствовать
в обществе и государстве, вторые - недочеловеки
- слепо повиноваться первым. Основоположник
расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882)
объявлял арийцев высшей расой, приданной
господствовать над низшими, к которым
относились евреи и др. В фашистской Германии
на основе расовой идеологии создавалась
особая система ценностей в виде "вождя
нации", "чистоты крови", история
представлялась как история борьбы высшей
арийской расы с другими низшими расами.
Расовая теория считала важнейшим средством
решения всех государственно-правовых,
общественных и международных проблем
войну, которая, по мнению другого представителя
этой теории, немецкого философа Ф. Ницше,
являлась жизненной необходимостью для
государства. Гитлер использовал расовую
теорию для обоснования законного права
высшей арийской расы уничтожать целые
народы и национальные меньшинства.
8. Материалистическая (марксистская) теория
исходит из того, что государство возникло,
прежде всего, в силу экономических причин:
общественного разделения труда, появления
частной собственности, а затем раскола
общества на классы с противоположными
экономическими интересами. На смену родоплеменной
организации приходит государство, а на
смену родовым обычаям - право. Как объективный
результат этих процессов возникает государство,
которое специальными средствами подавления
и органами, постоянно занимающимися управлением,
сдерживает противоборство классов, обеспечивая
преимущественно интересы экономически
господствующего класса. Поскольку государство
возникло в результате деления общества
на классы, то делался вывод о том, что
государство есть исторически приходящее,
временное явление - оно возникло вместе
с возникновением классов и тж. неизбежно
должно отмереть вместе с исчезновением
классов.
Билет № 2
Понятие и признаки государства
Термин «государство»
Государство — это сложное социальное
образование, которое не поддается
непосредственному
Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.
Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.
Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.
Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).
Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?
Билет № 3
Функции государства
Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство решать прежде всего политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению возможной агрессии.
Различают внутренние и внешние функции государства .
А. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.
Информация о работе Основные теории происхождения государства и права