Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:16, контрольная работа
1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
Если мы отождествляем понятия «источник права» и «форма права», то получается, что смешиваем понятие позитивного права как «совокупности формально определенных и общеобязательных правил поведения» с понятием о том, откуда мы берем наши знания о праве и чем определяется само содержание юридических норм. Конечно, в положительном праве закрепляется признак общеобязательности правовых норм. Однако это не означает, что содержанием права является воля законодателя (государственной власти). Усмотреть источник права в государстве, его власти - это значит считать право силой в руках государственной власти.
Тогда государство может подчинить себе все слои общества и его институты. Государство не создает право, а придает ему определенную форму. Роль государства в правовом развитии общества заключается в том, чтобы создавать условия для нормального функционирования и развития правовых институтов.
А. Шопенгауэр писал: «Те, которые вместе со Спинозой отрицают, что вне государства может существовать какое бы то ни было право, смешивают средства к осуществлению права с самим правом. Охрана права, разумеется, обозначена только в государстве, но самое право существует независимо от последнего, ибо насилие может только подавить его, но не уничтожить. Вот почему государство - это не что иное, как охранительное учреждение, ставшее необходимым вследствие тех бесчисленных посягательств, которым подвергается человек и которые он в состоянии отражать не в одиночку, а в союзе с другими людьми».
Под источниками права в формально юридическом значении понимаются внешние формы выражения правовых норм. Форма права - это способ выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ официальной фиксации. В системе норм права следует различать внутреннюю и внешнюю формы.
Внутренняя форма системы права - это, во-первых, формальная определенность самой правовой нормы, в которой закрепляется мера свободы, масштаб поведения субъекта права и, во-вторых, структура (строение) системы права, то есть внутренняя организация правовых норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером регулируемых ими общественных отношений и методом правового регулирования. Система норм права - это его внутренняя согласованность и единство в функциональной деятельности.
Под внешней формой права понимаются способы выражения правовых норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.
Билет № 8
Нормативно-правовые акты и их юридическая сила.
Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.
Признаки нормативно-правового акта:
В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:
Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.
Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.
В этом случае система нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:
Если вопрос согласно Конституции РФ находится в
совместном ведении РФ и ее субъектов
(к таким вопросам относятся, в частности,
природопользование, вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами;
административное, административно-
По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:
Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения субъектов РФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:
Если какой-либо вопрос не входит в исключительное ведение РФ или совместное ведение РФ и ее субъектов, то нормативные правовые акты, принятые (изданные) в субъекте РФ, имеют приоритет перед федеральными.
Каждый структурный ряд
Объединяет все три
Билет № 9
Основные правовые системы современности
Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.
Система права включает в себя четыре компонента:
Билет № 10
Система российского права
1) Система права - это совокупность действующих правовых норм, внутреннее строение права, которое выражается в согласованности правовых норм. Система права, её структура обусловлены существующими в государстве политическими, экономическими и культурными отношениями, развитие которых ведет к изменению системы права. Единство и взаимосвязь между нормами права проявляется, во-первых, в конкретизации общих норм в нормах менее общего порядка
Система права есть внутренняя структура права. Система права, выступая единым образованием, подразделяется в то же время на нормы права, правовые институты, отрасли права. Отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную группу однородных общественных отношений. В основе деления системы права на отрасли находятся два критерия: предмет правового регулирования; метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это общественные отношения, регулируемые нормами соответствующей отрасли права. Предмет правового регулирования указывает на то, что регулирует отрасль права. Метод правового регулирования — это совокупность способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения. Правовой институт — это часть отрасли права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования соответствующей отрасли прав. Так, в конституционном праве можно выделить институты основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства и др.
Общая характеристика отраслей права. Конституционное (государственное) право является ведущей отраслью в системе права. Конституционное, (государственное) право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственной власти. Административное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Административно-правовые нормы закрепляют систему исполнительных органов государства. Финансовое право объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства. Гражданское право как отрасль права определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности . Семейное право — это совокупность правовых норм, регулирующих семейно-брачные отношения. Нормы семейного права устанавливают условия и порядок вступления в брак. Земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с рациональным и наиболее эффективным использованием земли. Трудовое право — это совокупность правовых норм, которые регулируют трудовые отношения. Нормы трудового права устанавливают условия возникновения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени, отдыха. Уголовное право объединяет юридические нормы, регулирующие общественные отношения в области охраны общественного и государственного строя, собственности, личности, прав и свобод граждан, правопорядка от преступных посягательств. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения в области гражданского судопроизводства. Нормы гражданского процессуального права закрепляют цели и задачи суда при осуществлении правосудия по гражданским делам. Уголовно-процессуальное право — это совокупность правовых норм, определяющих цели и задачи уголовного судопроизводства. Уголовно-исполнительное право как отрасль права регулирует отношения, связанные с исполнением мер уголовного наказания. Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов.
Билет № 11
Понятие и классификация отраслей права. Публичное и
Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право Отрасль права это совокупность
правовых норм, регулирующих определенный
род общественных отношений. |
Информация о работе Основные теории происхождения государства и права