Особое производство как вид гражданского процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение Особого производства как вид гражданского процесса. Необходимость достижения поставленной цели обусловливает структуру работы.
Структурно работа построена следующим образом. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе дается понятие и принципы гражданского судопроизводства (процесса), виды производства в суде первой инстанции. Во второй главе "рассмотрения судами дел особого производства" особое производство рассматривается как вид гражданского судопроизводства, также изучаются стадии рассмотрения дел данной категории в суде первой инстанции, раскрывает специфику рассмотрения и разрешения категории дел, рассматриваемых в порядке особого производства.

Содержание

Введение……………...……………………………………………………………3
1 Особое производство как вид гражданского процесса.………………………5
2 Дела рассматриваемые в порядке особого производства…………………...10
2.1 О признании движимой вещи бесхозяйной и признание права коммунальной собственности на недвижимое имущество ……….………….10
2.2 Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении ……..…12
2.3 Установление неправильности записей актов гражданского состояния…………………………………………………………………………14
2.4 Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным………………………………………………………………….15
2.5 Производство по делам о принудительной госпитализации
гражданина в психиатрический стационар. …………...…………….………...18
2.6 Производство по заявлениям об усыновлении (удочерении) ребенка…...19
2.7 Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство)………………………..24
2.8 Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим……………………………………………………………25
Заключение…...…………………….…………………………………………….27
Список использованной литературы..………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Особое производство как вид гражданского процесса.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы определить, имеет  ли юридическое значение в конкретном случае тот или иной факт, нужно  выяснить цель, для которой он устанавливается. Например, юридически безразлично наличие  родственных отношений между  наследодателем и лицами, не входящими в круг наследников по закону, например дядя и племянник и т.п.

Обращение к суду с просьбой установить факт возможно лишь при отсутствии иного порядка его удостоверения. В настоящее время административный порядок установлен для подтверждения  трудового стажа, службы в Вооруженных Силах Республики, возраста граждан и др.

Заявление по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства, за исключением дела об установлении факта владения строением на праве  собственности, рассматривающегося по месту нахождения строения. Оно должно отвечать требованиям  законодательства. Однако, кроме обычных реквизитов, в заявлении должны быть указаны: а) цель установления этого факта; б) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.

Порядок рассмотрения дел  особого производства.  
Дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам гражданского судопроизводства, за исключением тех изъятий и дополнений, которые установлены законом и составляют специфику судопроизводства по данным делам. Особое производство неразрывно связано с остальными видами гражданского судопроизводства, основано на общих принципах процесса, определяющих порядок рассмотрения дел, как остальные гражданские дела. В производстве при рассмотрении дел особого производства действуют принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, гласности и т.д. В стадии судебного разбирательства действуют принципы устности, непрерывности и непосредственного судебного разбирательства. Ввиду отсутствия сторон и спора о праве, в этом производстве в значительно меньшей мере проявляется действие принципа состязательности. Для дел особого производства характерно действие институтов доказательного права. Однако существуют некоторые свои особенности. Возбуждение дел особого производства происходит не путём предъявления иска против конкретного ответчика и подачи искового заявления, а путём подачи заявления содержащего просьбу подтвердить то или иное обстоятельство, имеющее юридическое значение, или же подтвердить бесспорное право. Содержание заявления должно отвечать требованиям ст. 315 ГПК РК. Однако к содержанию заявления по конкретным категориям дел особого производства предъявляются свои требования, соблюдать которые необходимо. В основном это связано и обусловлено спецификой рассматриваемого дела. Так, например, в заявлении об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим должна быть указана конкретная цель, которую преследует заявитель. В делах особого производства отсутствует институт сторон, нет истца и ответчика, третьих лиц, нет иска и институтов, связанных с исковой формой защиты права, нельзя предъявить встречный иск, заключить мировое соглашение. В особом производстве не действуют такие институты, как отказ от иска, признание иска, обеспечение иска, однако в известной мере можно говорить о действии института соединения и разъединения заявлений, т.е. принцип диспозитивности действует в особом производстве также не в полной мере. Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве и по делам данного вида судопроизводства нет сторон (истца, ответчика), третьих лиц - дело возбуждается заявителем. В рассмотрении дела также могут участвовать и заинтересованные лица. Заинтересованные лица в делах особого производства - это те участники процесса, на субъективные права и обязанности которых потенциально могут оказать влияние пределы законной силы решения суда по конкретному делу, когда решение суда может затронуть права или охраняемые законом интересы этих лиц, что может повлечь за собой обязанность совершения ими каких-либо решений или же изменить их правовой статус. Эти участники процесса заинтересованы в правильном разрешении дела.

К числу заинтересованных лиц могут быть отнесены такие  участники процесса, как держатель  документа на предъявителя по делам  вызывного производства, представители  органов государственной власти.  Привлечение в процесс участников по делам особого производства происходит по просьбе заявителя, по инициативе суда или заинтересованного лица. Важной гарантией правильного рассмотрения дел особого производства является участие в них прокурора и органов государственного управления.  Привлечение или допуск в процесс по делам особого производства заинтересованных лиц происходит по определению суда, в котором приводятся основания, определяемые обстоятельствами дела.

 

2 Дела рассматриваемые в порядке особого производства

 

2.1 О признании движимой  вещи бесхозяйной и признание  права  коммунальной собственности  на недвижимое имущество 

 

 

Приобретение права  собственности на бесхозяйное имущество  относится к первоначальному  способу приобретения права собственности, что подтверждается Гражданским кодексом Республики Казахстан.   Само понятие бесхозяйных вещей в действительности является собирательным, охватывающим и такие их разновидности, как :

- брошенные собственником вещи;

- находка;

- безнадзорные животные

- клады (это все так называемые бесхозяйные движимости);

- бесхозяйные недвижимости. 

Дела о признании  имущества бесхозяйным рассматриваются  судом в порядке особого производства. Поэтому прежде, чем будет рассмотрена  непосредственно сама процедура  приобретения права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи, необходимо дать понятие особого производства, а также правила и порядок рассмотрения дел этого вида гражданского судопроизводства.

Необходимость в защите субъективных прав и интересов возникает  не только в тех случаях, когда эти интересы и права нарушаются или оспариваются. Иногда возникает необходимость в установлении таких обстоятельств, которые служат основанием для осуществления субъективных прав. Лицо, имеющее какое-либо право, не может его осуществить ввиду того, что факты, подтверждающие это право, не являются очевидными и требуют проверки и подтверждения соответствующими доказательствами. Поэтому в гражданском процессе имеется такой вид судопроизводства, который позволяет заинтересованному лицу устанавливать в судебном порядке юридические факты, которые могут служить основанием осуществления соответствующих субъективных прав заинтересованного лица.   

 Порядок приобретения  в собственность бесхозяйной  движимой вещи и недвижимого  имущества В соответствии с действующим законодательством по-разному строится правовой режим движимых и недвижимых бесхозяйных вещей. Бесхозяйные движимости становятся объектом собственности их фактических владельцев либо при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций, либо в силу предусмотренных ГК РК правил приобретательной давности. Что касается движимых вещей, брошенных собственником, то они могут быть обращены другими лицами в собственность в порядке, предусмотренном ГК РК. В их числе лицо, в собственности, владении или пользовании которого земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь. Если стоимость вещи явно ниже установленного законом минимума (ниже пяти минимальных зарплат), то указанное лицо, приступив к использованию вещи, либо совершив иные действия по обращению ее в собственность, может стать собственником вещи. То же относится к таким вещам как брошенный лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы. При отсутствии на указанные вещи других претендентов обращаться в суд для приобретения на эти вещи права собственности не требуется. Другие брошенные вещи поступают в собственность завладевшего ими лица, если по его заявлению они признаны судом бесхозяйными. Бесхозяйные, как и другие недвижимости, подлежат государственному учету, и для них предусмотрены специальные правила. В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Для того чтобы обратить движимую вещь в собственность, заинтересованное в этом лицо должно совершить определённые действия, свидетельствующие об обращении этой вещи в собственность. Для этого лицо, вступившее во владение движимой вещью, подаёт заявление в суд о признании этой вещи бесхозяйной.

  В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.  В целях получения сведений о принадлежности вещи судьёй могут быть направлены запросы в различные, в зависимости от обстоятельств, организации, соответствующим должностным лицам. Если во время подготовки дела к судебному разбирательству будет обнаружено лицо, считающее себя собственником предполагаемой бесхозяйной вещи, то в соответствии с гражданским процессуальным кодексом, судья оставляет заявление без рассмотрения.

 Возникновение спора  о праве, рассмотрение которого  отнесено к подведомственности  судов, исключает возможность  рассмотрения дела в порядке  особого производства. Эта существенная  особенность дел особого производства, отражённая в законе, имеет важное значение для практики рассмотрения дел.  Последствия возникновения спора о праве ведут к тому, что суд, оставив заявление без рассмотрения, должен разъяснить заинтересованному лицу (заявителю) и тем лицам, которые возбудили спор о праве, что они могут разрешить возникший спор о праве в порядке искового производства путём предъявления иска подачей искового заявления на общих основаниях с учётом подведомственности спора в суд общей юрисдикции. Решение суда о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно отвечать требованиям законодательства.

 Таким образом,  судебное решение является важнейшим  процессуальным документом и  поэтому закон предъявляет особые  требования к его изложению.  Решение должно содержать чёткие грамотные юридически правильные формулировки, не допускать неясностей, сложных, громоздких выражений или оборотов, затрудняющих его восприятие. В случае недостатка доказательств, что данная недвижимая вещь не имеет собственника или собственник неизвестен, а также если имеются фактические владельцы, должным образом использующие такую вещь, суд может отказать в удовлетворении заявленного требования.. Если суд пришёл к выводу, что данная вещь не имеет собственника или что собственник её неизвестен, в решении должны быть указаны соответствующие факты и подтверждение их доказательства. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права коммунальной собственности на недвижимое имущество рассматривается судом с участием заявителя и всех заинтересованных по делу лиц. Суд, признав, что движимая вещь не имеет собственника либо оставлена собственником без намерения сохранить право собственности на нее, выносит решение о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.  Суд, признав, что недвижимое имущество не имеет собственника либо оставлено им без намерения сохранить право собственности и принято на учет в установленном порядке, выносит решение о признании недвижимого имущества бесхозяйным и признании права коммунальной собственности [4, c.82].

  2.2 Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении

 

  Нотариат в Республике  Казахстан призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Республики,  защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Республики Казахстан. Нотариальные действия в Республике  Казахстан совершают в соответствии с  законодательством нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Казахстана. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия от имени  Республики  Казахстан на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Республики  Казахстан, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Республики  Казахстан, получивший лицензию на право этой деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Казахстана. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

 Нотариус беспристрастен и  независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией, нормативными актами, а также международными договорами. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных законодательством. Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству, несет ответственность в установленном законом порядке [5]. В случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган сведений, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Казахстана.

Отказ в совершении нотариального  действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке. Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения нотариуса или органа, совершающего нотариальное действие. Жалобы на неправильное удостоверение завещаний и доверенностей или на отказ в их удостоверении должностными лицами, перечисленными в законодательстве, подаются в суд по месту нахождения соответственно больницы, другого стационарного лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения, соответствующего органа социальной защиты населения, экспедиции, госпиталя, военно-учебного учреждения, воинской части, соединения, учреждения, организации, места лишения свободы.  Жалобы на неправильное удостоверение завещания или на отказ в его удостоверении капитаном морского судна или судна внутреннего плавания, плавающего под флагом Республики Казахстан, подаются в суд по месту порта приписки судна. Жалоба подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия. Жалоба рассматривается судом с участием заявителя, нотариуса или другого должностного лица, совершившего обжалуемое нотариальное действие или отказавшего в совершении нотариального действия, однако их неявка не является препятствием для разрешения дела. Решение суда, которым удовлетворена жалоба заявителя, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает выполнить такое действие.

 

2.3 Установление неправильности записей актов гражданского состояния

 

 

Рождение, смерть, заключение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства (материнства), перемена имени, отчества, фамилии подлежат регистрации в  органах записи актов гражданского состояния. Регистрация актов гражданского состояния  производится отделами записи актов гражданского состояния, а в местностях, где таковых нет, местными исполнительными органами. Заявление о внесении изменений, дополнений,  исправлений в записи актов гражданского состояния подаются в орган  записи актов гражданского состояния  по месту постоянного места жительства гражданина заявителя, а граждане Республики проживающие за пределами  Казахстана, а так же иностранные лица и лица без гражданства зарегистрировавшими акты гражданского состояния в органах записи актов гражданского состояния  Республики Казахстан  в посольствах или консульских учреждениях Республики Казахстан за границей.

Информация о работе Особое производство как вид гражданского процесса