Подведомственность дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:29, доклад

Краткое описание

Понятие и виды судебной подведомственности
Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Подавляющее большинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в дальнейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

Вложенные файлы: 1 файл

Подведомственность дел.docx

— 53.08 Кб (Скачать файл)

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ  ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ 

§ 1. Понятие подведомственности

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью  дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный  суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).

Защита гражданских  прав в административном порядке  возможна лишь в случаях, предусмотренных  законом. Однако решение, принятое в  административном порядке, может быть оспорено в суде.

Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских  прав (гл. III Основ законодательства Российской Федерации о нотариате)77. Трудовые права работников кроме суда могут защищаться комиссиями по трудовым спорам (ст. 381–397 Трудового кодекса РФ).

Законом установлен определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который состоит  из нескольких этапов (гл. 61 Трудового  кодекса РФ).

Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных  обществ, поскольку отнесены к их компетенции законом и соответствующими уставами. Например, к компетенции  общего собрания акционеров отнесено установление предельного размера  объявленных акций, дробление и  консолидация акций, участие в холдинговых  компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций (ст. 48 Федерального закона «Об акционерных  обществах», принятого Государственной  Думой 24 октября 1995 г.)78.

В связи  с тем, что в Российской Федерации  существует не одна, а несколько  форм защиты права, требуется четкое законодательное распределение  между ними объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов, т.е. круга  ведения (предметной компетенции).

Правовое  понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в  гражданском процессуальном праве  предметную компетенцию судов, арбитражных  судов, третейских судов, нотариата, органов  по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства  и организаций, имеющих право  рассматривать и разрешать отдельные  правовые вопросы.

Применительно к судам под подведомственностью  понимаются гражданские дела, которые  эти суды правомочны рассматривать  и разрешать по существу79.

Любое гражданское  дело относится к одному из видов  судопроизводства (исковому, особому, приказному и т.д.).

Для определения  подведомственности дел различных  видов судопроизводства применяются  разные правила. Для неисковых дел  в законе использован такой метод  определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий  дел, составляющих тот или иной вид  неискового производства.

Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, например, основанным на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).

Суды  рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, например, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).

Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об

усыновлении (удочерении) ребенка и т.д. В Законе содержится норма (ч. 2 ст. 262), в которой говорится, что к делам особого производства федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

К ведению судов общей юрисдикции относятся неисковые дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 47 ГПК РФ), дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 46 ГПК РФ), дела, возникающие в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов (разд. VII ГПК РФ).

Для характеристики подведомственности исковых дел  метод полного их перечисления по отдельным категориям не применяется. Это объясняется тем, что перечислить  в одной или в нескольких статьях  Гражданского процессуального кодекса  все исковые дела, подведомственные суду, невозможно ввиду их количественного  и качественного разнообразия.

В связи  с этим определение подведомственности судам исковых дел и применение правил о подведомственности вызывают затруднения на практике80.

В течение  длительного времени в теории гражданского процесса для определения  судебной подведомственности исковых  дел пользовались двумя критериями в совокупности: а) характером спорного правоотношения и б) субъектным составом спорного правоотношения (ст. 25 ГПК  РСФСР 1964 г.).

По общим  критериям судам общей юрисдикции были подведомственны исковые дела, вытекающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иных правоотношений (первый критерий), если хотя бы одной  из сторон в споре выступал гражданин (второй критерий). Установленные в  свое время ст. 25 ГПК РСФСР для  определения подведомственности исковых  дел два критерия не действуют  в том виде, как они применялись  в течение нескольких десятилетий.

Суды общей  юрисдикции имеют право рассматривать  исковые дела с участием организаций, например, споры между общественными  объединениями или споры с  участием органов местного самоуправления, в то время и арбитражные суды рассматривают споры с участием граждан-предпринимателей.

Суды общей  юрисдикции вправе рассматривать и  разрешать споры, вытекающие из любых  правоотношений, которые трудно перечислить  в виде завершенного перечня. Суды могут  рассматривать споры с участием двух сторон — организаций и без  участия граждан, например, о ликвидации общественного объединения (ст. 44 Закона «Об общественных объединениях»).

В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны  дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный в  установленном законом порядке, если спор при этом вытекает из экономических  правоотношений.

Имеются нормы, устанавливающие иной судебный, по сравнению с гражданским судопроизводством, порядок защиты права. Например, согласно ст. 10 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», принятого Верховным Советом РСФСР от 18 октября 1991 г., дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора относительно оснований для реабилитации, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленном действующим уголовно-процессуальным законодательством РСФСР с изъятиями, установленными Законом «О реабилитации жертв политических репрессий».

Суды общей  юрисдикции рассматривают и разрешают  исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной  власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов  по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Все исковые  и неисковые дела рассматриваются  судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории  экономических споров и других дел, отнесенных законов к ведению  арбитражных судов (ст. 27–33 АПК РФ)81.

§ 2. Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права и в  законодательстве различают несколько  видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной

82 Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 71.

формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций  за защитой права в различные  органы государства или компетентные организации.

Подведомственность  конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяемой по связи  требований.

Исключительная  подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная  подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Согласно  п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению  и имеет силу исполнительного  листа (ст. 99–100 Семейного кодекса  РФ). Родитель может избрать и  судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено.

Решения и  действия (бездействие) избирательных  комиссий и их должностных лиц  могут быть обжалованы в вышестоящую  избирательную комиссию или в  суд. Предварительное обращение  в вышестоящую избирательную  комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Разновидностью  альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для  передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной  стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому  суду в определенной форме.

Законом предусмотрены  требования к форме соглашения о  передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно  в письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре.

Соглашение  считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, заключено  путем обмена письмами, сообщениями  по телетайпу, телеграфу или с  использованием других средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения (ст. 5, 7 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», принятого 21 июня 2002 г.).

Стороны могут  аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается  односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского  суда.

Условная  подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 384–389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ).

Обязательный  внесудебный порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в  случаях предъявления требования о  возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве  из причинения вреда выступает работодатель, который несет ответственность  за вред, причиненный здоровью рабочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам подряда  и поручения, трудовым увечьем, происшедшим как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (ст. 2, 3 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4214-182 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом, принятым Государственной Думой 21 июня 1995 г.).

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. (ст. 120), ФЗ «О связи» от 18 июня 2003 г. (ст. 55), Кодексом внутреннего  водного транспорта, принятого 7 февраля 2001 г. (ст. 161, 162).

 

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Информация о работе Подведомственность дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства