Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:09, контрольная работа
Конституция Российской Федерации (ст. 2) определяет человека, его права и свободы как высшую ценность. На государство возлагается обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Прокуратура является основным звеном, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Согласно ст. 29 ФЗ "О прокуратуре РФ" установленный порядок проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, входит в предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью прекращения уголовных дел органами предварительного следствия…………5
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью приостановления уголовных дел органами предварительного следствия…...13 Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы...…………………………………………18
2. Полномочия прокурора
при осуществлении надзора за
законностью приостановления
Приостановление предварительного
следствия — это вынужденная
мера, обусловленная невозможностью
закончить предварительное
Основания, порядок и сроки приостановления
предварительного следствия регламентируются
ст. 208 УПК РФ. Основанием приостановления
предварительного следствия является
наличие одного из следующих обстоятельств:
1) лицо,
подлежащее привлечению в качестве обвиняемого,
не установлено;
2)
подозреваемый или обвиняемый скрылся
от следствия, либо место его нахождения
не установлено по иным причинам;
3) место
нахождения подозреваемого или обвиняемого
известно, однако реальная возможность
его участия в уголовном деле отсутствует;
4)
временное тяжелое заболевание подозреваемого
или обвиняемого, удостоверенное медицинским
заключением, препятствует его участию
в следственных и иных процессуальных
действиях.
Проверяя такие дела, прокурор
должен выяснить:
а) все ли
следственные действия, производство
которых возможно в отсутствие обвиняемого,
подозреваемого выполнены (ст. 208 ч. 5 УПК
РФ);
б) нет
ли в деле обвиняемых, в отношении которых
отсутствуют основания для приостановления
дела (если по делу привлечено два или
более обвиняемых, а основания для приостановления
относятся не ко всем, то следователь вправе
выделить в отдельное производство и приостановить
дело в отношении отдельных обвиняемых,
а в отношении остальных обвиняемых, продолжить
расследование — ст. 208 ч. 3 УПК РФ);
в) не
принято ли решение о приостановлении
следствия по основаниям, предусмотренным
п.п. 1 и 2 ч. I ст. 208 УПК РФ в нарушение закона
до истечения срока следствия;
г) в случае
приостановления следствия, в связи с
заболеванием обвиняемого, подозреваемого
(ст. 208 ч. I п.4) прокурор должен выяснить
имеется ли медицинское заключение указывающее
на то, что заболевание тяжелое; препятствует
ли заболевание участию в процессуальных
действиях; не наступило ли выздоровление
обвиняемого (подозреваемого);
д) в
случае приостановления следствия по
п. 1 или 2 ч. I ст. 208 УПК прокурор выясняет
приняты ли меры по установлению лица,
подлежащего привлечению в качестве обвиняемого,
установлению место нахождения обвиняемого,
подозреваемого, и его розыску (п. 1, 2 ч.
2 ст. 208 УПК).
Прокуроры
обязаны контролировать поступление в
прокуратуру копий постановлений следователей
о прекращении уголовного дела или уголовного
преследования, а также постановлений
о приостановлении предварительного следствия
в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК
РФ. В течение месяца после получения этих
процессуальных документов они должны
проверить законность и обоснованность
принятых решений с изучением материалов
уголовных дел. В случае признания решения
о прекращении уголовного дела (уголовного
преследования) незаконным или необоснованным
прокурор выносит мотивированное постановление
о направлении соответствующих материалов
руководителю следственного органа для
решения вопроса об отмене постановления
следователя.
Решение
о прекращении уголовного дела в соответствии
с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое
с согласия заместителя руководителя
следственного органа, может быть отменено
руководителем этого следственного органа.
Если постановление о прекращении уголовного
дела утверждал руководитель следственного
органа, материалы о его отмене подлежат
направлению вышестоящему прокурору для
решения вопроса о направлении постановления
руководителю вышестоящего следственного
органа.
В
случае признания незаконным или необоснованным
постановления о приостановлении предварительного
следствия прокурор направляет руководителю
следственного органа требование об устранении
выявленного нарушения федерального законодательства.
Заключение
Прокуратура является основным звеном, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов.
Прокурор устанавливает
действенный надзор за законностью
и обоснованностью прекращения
уголовного дела и уголовного преследования,
строго руководствуясь при этом требованиями
уголовно-процессуального
Прокурору систематически проверяет законность и обоснованность решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК, а также своевременность и эффективность мер по розыску либо установлению лица, совершившего преступление.
Прокурор дает согласие дознавателю
на прекращение уголовного дела, а
также на освобождение лица от уголовной
ответственности в связи с
деятельным раскаянием, примирением
с потерпевшим, возможностью исправления
несовершеннолетнего путем
В отдельных случаях прокурор проверяет, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны каких-либо лиц или участников уголовного судопроизводства.
При утверждении обвинительного
акта прокурор изучает соответствие
выводов органов
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Специальная литература