Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 21:00, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.
Государственный контроль - феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов.
Введение………………………………………………………………...…..3
1. Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля………………………………………………………………………….5
2. Контроль Президента РФ……………………………………………11
3. Контроль органов законодательной власти………………………….19
4. Контроль органов исполнительной власти…………………………22
5. Судебный контроль…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………………33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, сущность и классификация
видов государственного
2. Контроль Президента РФ……………………
3. Контроль органов
4. Контроль органов
5. Судебный контроль…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………33
Введение
Актуальность
темы курсовой работы в значительной степени
обусловливается тем, что любое демократическое
общество должно заботиться о совершенствовании
контрольных механизмов. Осуществление
государством контрольных функций в политической,
экономической, социальной, экологической,
информационной, упорядочение правопорядка
и международной сферах, обеспечивает
стабильность и прогресс общества. При
этом важно находить обоснованную меру
государственного воздействия на общественные
процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного
вмешательства, так и не допуская «ухода»
государства из этих сфер.
Государственный
контроль - феномен, имеющий глубокие корни
во всем мире. Во всех цивилизованных демократических
странах издавна сложились и достаточно
успешно функционируют системы бюджетно-финансового
и административного государственного
контроля, имеется разветвленная сеть
контрольных органов. В зависимости от
специфики форм государственного устройства
и управления, национальных традиций они
строятся по-разному.
Государство, осуществляя контрольные функции в экономических, социальных, политических и иных сферах обеспечивает для общества стабильность и прогресс.
Государственный контроль - это явление, которое имеет достаточно глубокие исторические корни. Во всех развитых демократических странах с давних пор сформировались и по настоящий момент функционируют, системы бюджетного, финансового и административного государственного контроля, наблюдается разветвленная система контрольных органов. В зависимости от формы государственного устройства, национальных обычаев, они базируются по - разному.
Анализируя историческую и юридическую литературу, можно сказать, что в наибольше степени результативно контрольные системы действуют в странах, где обеспечена наибольшая суверенность (независимость) данных систем, поскольку основная задача органов контроля - это выяснение истинного состояния государственного механизма. Современное состояние государственного контроля России характеризуется разнообразием видов, массой органов, реализовывающих контроль, при высоких различиях в их правовом статусе, значительным объемом законов и нормативных актов, регламентирующих исполнение государственного контроля.
В настоящей работе мы изучим состояние административного государственного контроля в Российской Федерации.
Целью данной работы является конкретный анализ государственного контроля и контрольной деятельности государства. Для достижения поставленной цели мы изучим понятие, сущность и классификацию видов государственного контроля, механизм осуществления контроля Президента РФ, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Объектом исследования в курсовой работе является контрольная деятельность государственных органов и механизм реализации государственного контроля в Российской Федерации. Предметом исследования в курсовой работе служат закономерности функционирования и развития государственного контроля государственных органов, практика его осуществления в Российской Федерации. Исследуются также и правоотношения, возникающие при осуществлении государственного контроля, практика взаимодействия контрольных органов государства в системе принципа разделения властей.
Курсовая
работа состоит из введения, в
котором обосновывается
1. Понятие, сущность и
классификация видов
Понятие контроля довольно обширно, и включает в себя функции государственного управления, направленные на обеспечения законности в обществе и государстве в целом.
Многим государствам в той или иной мере и форме присущи функции государственного контроля. У каждой ветви власти - законодательной, исполнительной и судебной, имеются свои контрольные функции. Законодательная власть (парламент) осуществляет контроль за деятельностью правительства, и при определённых сложившихся обстоятельствах, может выразить Правительству вотум недоверия. Правительство осуществляет контроль за действиями и решениями министров, которые в свою очередь контролируют деятельность своих подчиненных. Судебный контроль, осуществляется путем проверки кассационной и надзорной инстанции судебных решений, имеет функцию направления дела для нового рассмотрения и отмены решения суда. Существует множество примеров государственного контроля, но очевидным фактом является, то, что обычно вышестоящий орган осуществляет контрольную функцию по отношению к нижестоящим органам. Также существуют специализированные государственные органы, которые осуществляют внутриведомственный и межведомственный государственный контроль, а также имеют административные полномочия. При этом деятельность таких органов не означает, что они являются отдельной ветвью власти, позиционирующей себя как контрольная [8,С.342-344].
Сущность государственного контроля состоит в волевых воздействиях надлежащих субъектов сравнительно сохранения, изменения или направления обусловленного состояния социальных отношений.
Подчеркнем, что в нынешнем обществе государственный контроль проявляется в деятельности надлежащих государственных органов; он неразрывно соединён с иными функциями государства; контроль пронизывает сферы деятельности государства, обращая их в русло правопорядка.
Контроль можно рассматривать, как самостоятельную функционально обособленную деятельность, которая получает выражение в целенаправленной, положительно организующей деятельности.
Следовательно, сущность контроля содержит в своем понятии организационно - правовые способы и средства, используемые должными лицами, и направленные на обеспечение законности.
Для того, чтобы понять сущность государственного контроля, необходимо выделить его цели, а именно в широком смысле слова - охрана конституционного строя, стабильности государственного устройства, обеспечение прав и свобод.
Государственный контроль должен быть направлен на обеспечение общественных интересов и установленных правил, в соответствии с действующим законодательством.
Перечень целей контроля является окончательным вариантом, его возможно и продолжить. Однако какими бы параметрами не обладал государственный контроль главной его целью всегда будет выполнение действий в рамках законности и правопорядка, с целью предупреждения возможных отклонений, а в случае наступления негативных и антиправовых последствий - осуществить деятельность по их устранению.
Государственный контроль в зависимости от объема контрольной деятельности можно классифицировать на общий и специальный.
Общий государственный контроль включает в себя систематические проверки решений подконтрольного объекта, законности его действий, соответствие решения подконтрольного органа законодательству, обоснованность таких решений. Общий государственный контроль характеризуется тем, что охватывает деятельность подконтрольных органов в полном объеме, то есть фактически всю. Осуществляется теми, органами которые имеют над подконтрольными более существенные полномочия. Так, Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за администрациями субъектов РФ. Функцией общего государственного контроля является предотвращение правонарушения и незаконных действий. Обычно общий контроль является основой для осуществления специального контроля.
Специальный государственный контроль исполняется по функциональным направлениям подконтрольных органов. Органы, которые контролируют определенный вид деятельности, осуществляют специальный контроль. Следовательно, можно сделать вывод, что финансовый контроль, контроль за состоянием правопорядка, валютно-экспортный контроль являются видами специального контроля.
Следующая классификация государственного контроля разделяет его в зависимости от положения на внешний и внутренний.
Внешний государственный контроль может осуществляться государственным органом, который не входит в систему проверяемого ведомства (иного органа). Главной трудность при осуществлении такого вида контроля является то, что обычно подконтрольный орган стремиться скрыть недостатки работы и оградить себя от контроля.
Внутренний государственный контроль осуществляется самим подконтрольным органом, внутри системы, осуществляется руководителем такого государственного органа или объекта или с помощью создания специального контрольно-ревизионного органа.
Кроме того, в зависимости от периода осуществления контроля, его можно классифицировать на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный государственный контроль обычно осуществляется перед тем, как подконтрольным органом будет принято решение или совершено какое-либо действие.
Текущий государственный контроль - это осуществление государственного контроля в процессе всего периода деятельности подконтрольного органа.
Последующий государственный контроль осуществляется уже после принятия решения подконтрольным органом или совершения какого-либо действия [9,С.243-256].
Государственный контроль в зависимости от субъекта, который его осуществляет классифицируется на контроль Президента РФ, контроль органов исполнительной, законодательной власти, контроль судебной власти.
Исходя, из вышесказанного, для более детального понимания темы работы, можно составить схему государственной власти, которая выглядит следующим образом:
Таблица 1. Виды государственного контроля
Президентский контроль |
Контроль органов законодательной власти |
Контроль органов исполнительной власти |
Контроль органов судебной власти |
1.Президент РФ |
Федеральное собрание РФ |
Общей компетенции |
Конституционные суды РФ, субъектов |
2.Администрация Президента РФ |
Счетная Палат РФ |
Межотраслевой компетенции |
Суды общей юрисдикции |
3.Гл.управление Президента РФ по рег-й политике |
Законодательные (Представительные) органы субъектов |
Отраслевой компетенции |
Арбитражные суды |
Другие Президентские структуры |
Достижение целей и следование принципам контроля не предполагает формирования единого и однонаправленного контрольного органа, стоящего над всеми органами власти, что возражало бы принципу разделения властей. В связи с этим контрольные полномочия определены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.
Более подробно компетенцию данных органов как контрольных органов государственной власти мы рассмотрим далее, определим полномочия и статус данных органов, структуры входящие в органы государственного контроля, полномочия.
Государственный контроль - это одна из форм осуществления государственной власти. В СССР Государственный контроль в различных организационных формах проводят все органы государства. В широком смысле государственный контроль означает контрольную деятельность Верховного Совета СССР, его Президиума и постоянных комиссий, Верховных Советов союзных и автономных республик, их президиумов и постоянных комиссий, местных Советов, Советов Министров СССР, союзных и автономных республик, а также контроль, осуществляемый министерствами и др. органами государства.
Государственный контроль с самого начала
представлял собой самостоятельную часть
государственного аппарата. Его основной
задачей было наблюдение за распорядительными
и исполнительными действиями, которые
были связаны с приходом, расходом и хранением
капиталов государственного бюджета.
Главное внимание при этом должно было
уделяться точности ведения документов
в полном соответствиями с законами и
инструкциями. Стоявший во главе ведомства
Государственный контролёр самостоятельно
составлял заключения о выгодности или
невыгодности хозяйственных операций. К области ведения Государственного
контроля относились также проверки финансовых
смет всех министерств и главных управлений,
разрешение на ассигнование сверхсметных
кредитов, наблюдение за передвижением
кредитов по кассам и сметным подразделениям,
а также за классификацией всех подотчётных
капиталов. Государственный контроль
Российской империи проводил также ревизии
денежных оборотов и материальных капиталов
всех кредитных учреждений, государственных,
земских, городских, сословных и даже акционерных,
короче, всех, которые по закону должны
были предоставлять этому ведомству отчёты.
Чиновники Государственного контроля
обладали полномочиями проводить также
и фактическую проверку капиталов, сооружений,
построек и другой деятельности, которая
осуществлялась за счёт налогов и различных
сборов с населения. Отдельно государственный
контроль следил за эксплуатацией казённых
и частных железных дорог. Кроме того,
он заботился об усовершенствовании и
оптимизации правил и форм счетоводства
и отчётности.
Информация о работе Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля