Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 21:00, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.
Государственный контроль - феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов.
Введение………………………………………………………………...…..3
1. Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля………………………………………………………………………….5
2. Контроль Президента РФ……………………………………………11
3. Контроль органов законодательной власти………………………….19
4. Контроль органов исполнительной власти…………………………22
5. Судебный контроль…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………………33
2. Контроль Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации в соответствии нормами Конституции РФ обладает контрольными функциями за деятельностью органов исполнительной власти [1].
Кроме того, Президент обладает контрольными полномочиями при формировании Правительства, других федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, а именно Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.
Президент имеет возможность реализовывать государственный контроль за деятельностью Правительства, т.к. вправе председательствовать на заседаниях Правительства (его Президиума), возглавлять деятельность органов исполнительной власти, решающих вопросы обороны, безопасности, юстиции, налоговой полиции, предупреждения чрезвычайных ситуаций, устранению результатов стихийных бедствий, имеет право исполнять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий вооруженными силами и Председатель совета безопасности Российской Федерации. Президент осуществляет контролирующую функцию за соблюдением законности актов исполнительной власти. В полномочия Президента входит отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ, в случае, если они противоречат нормам Конституции РФ, Федеральным Законам и Указам Президента.
Контроль за органами исполнительной власти осуществляется Президентом лично или через соответствующие президентские структуры - Администрацию Президента, которая осуществляет систематический контроль за деятельностью федеральный органов исполнительной власти.
Полномочные представителя Президента РФ осуществляют свою деятельность в регионах России по полномочному представлению Президента, с целью реализации наделенных конституцией президентских полномочий.
Полномочный представитель наделен полномочиями для выполнения ответственных задач:
вправе запрашивать и соответственно получать сведения, документы от федеральных (региональных) органов власти, принимать участие в работе органов исполнительной власти региона.
Институт полномочного представительства обеспечивает усиление контроля за органами исполнительной власти, за соблюдением законов в регионах России, указов и распоряжений.
По результатам осуществляемого контроля, полномочный представитель готовит и предоставляет Президенту РФ аналитические материалы об экономических, политических, социальных процессах в определенном регионе, может вносить свои предложения. Кроме того, полномочный представитель Президента может внести свое предложение о приостановлении актов исполнительной власти субъекта федерации, в том случае, если они не соответствуют законодательству или нарушают права и свободы, подрывают основы конституционного строя [8, С.119].
Полномочный представитель является государственным служащим, входит в состав Администрации Президента. В полномочия Президента входит назначение и освобождения от должности своих представителей.
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции РФ. И хотя прямо Конституция РФ не говорит о президентском контроле, эта возможность неразрывно связана с такими его правами, как принимать решения об отставке Правительства РФ; отменять акты Правительства РФ; назначать и освобождать от должности министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, военачальников, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и других должностных лиц; приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ.
Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Президент РФ осуществляет как непосредственно, так и главным образом через Администрацию Президента РФ, многие структурные подразделения которой вправе контролировать определенные направления работы федеральных органов и органов субъектов РФ.
Важным звеном в системе Администрации Президента РФ, активно осуществляющим контрольные полномочия, является Контрольное управление Президента Российской Федерации. Это управление является структурным подразделением Администрации Президента РФ. Контрольное управление Президента действует с первых дней существования Администрации Президента, учрежденной 19 июля 1991 г. Приоритеты в деятельности Контрольного управления определяются Президентом и Руководителем его Администрации.
Основными задачами Управления являются:
Основными функциями Контрольного управления являются:
Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:
Контрольное управление работает в тесном контакте с Правительством, Советом Безопасности, Федеральным Собранием, самостоятельными подразделениями Администрации Президента и его полномочными представителями в федеральных округах, руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральными и региональными органами контроля и надзора. Мнение федеральных органов власти, а также органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, учитывается при подготовке плана контрольных проверок.
Важная роль в осуществлении президентских контрольных полномочий принадлежит полномочным представителям Президента РФ.
Правовым актом, определявшим статус полномочного представителя Президента РФ, ранее являлся Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации». Полномочный представитель Президента РФ в регионе РФ являлся должностным лицом, представлявшим интересы Президента РФ на части территории страны, включающей один или несколько субъектов РФ.
Однако в соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Одними из основных задач полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе являются:
Для реализации указанных полномочий полномочный представитель Президента РФ имеет право:
3. Контроль органов
Контроль органов законодательной (представительной) власти закреплен в Конституции РФ. А именно статьями 102, 103 Конституции РФ [1].
Данный вид контроля характеризуется определенным механизмом его осуществления со стороны Федерального Собрания, которое контролирует соответствие Указов Президента основному закону страны - Конституции РФ и федеральным законам.
Совет Федерации контролирует утверждение приказов Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, а также в поросах о возможности использования ВС РФ за пределами территории государства.
Контрольные полномочия Государственной Думы РФ в сфере исполнительной власти (ст.103 Конституции РФ):
-дача согласия Президенту РФ
в вопросах назначения
-решение вопросов доверия
- вопросы о выдвижении
- Председатель ЦБ РФ и
Информация о работе Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля