Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также порядок ее пересмотра.
Задачи, обуславливающие цель курсовой работы:
1. Раскрыть конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней в Российской Федерации.
2. Дать понятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу
3. Дать понятие и выяснить порядок пересмотра Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу
Введение 3
Глава I Правовые основы пересмотра и изменения Конституции Российской Федерации 5
1.1 Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ 5
1.2 Сущность Конституции 9
1.3 Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года 12
Глава II Пересмотр Конституции Российской Федерации и конституционные поправки 15
2.1 Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации 15
2.2 Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации 19
2.4 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской Федерации. 23
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28
Идея писаной конституции
впервые возникла в Англии, которую
Маркс метко охарактеризовал
как «демиурга буржуазного
Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши.
Происхождение термина «конституция» (что означает – учреждаю, устанавливаю) научно не определено.
Наряду с термином «конституция» применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование «основной закон».
Идею считать конституцию основным законом выдвинул немецкий политический деятель Ф. Лассаль в своей работе «О сущности конституции». По его мнению, это является главным свойством конституции, которое одновременно, с одной стороны, сближает ее с любым обычным законом, а с другой - отличает от него, так как в каждом государстве существует лишь один основной закон, тогда как обычных законов - множество: «И конституция и закон, по видимому по существу однородны. Конституция должна иметь силу закона, следовательно она должна быть также законом, но она не должна быть только законом, она должна быть боле нежели закон».
Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).
Учитывая длительный период
наличия конституции в нашей
стране, действующая Конституция
РФ 1993 года устранила двойное
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.
Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 года заложены другие начала – не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.
Неприменима к Конституции РФ 1993 года и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцем.
Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.
Общедемократическая сущность
конституции предполагает, что она
принимается при участии
Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценности человека, его прав и свобод.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации Президент
России ежегодно выступает перед
Федеральным Собранием с
Послание Президента 2007 года было посвящено плану комплексной модернизации России в XXI веке. В нем были названы национальные приоритеты – рост национального благосостояния и пенсионная реформа, построенная на принципах софинансирования, определены механизмы их реализации и источники финансирования, а также поднята тема духовного и культурного единства народа, тема патриотизма, любви к единому Отечеству.
05 ноября 2008 года Президент
РФ обратился к Федеральному
Собранию с ежегодным
Инициатором внесения поправок в Конституцию выступил Президент РФ Дмитрий Медведев, хотя несколькими годами ранее, он выступал против. Но так или иначе, поправки в январе 2009 года вступили в силу.
Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра.
Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 – «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
С середины 1990-х гг. многие политики и учёные рассуждали о необходимости реформирования действующей Конституции Российской Федерации. Высказывалось мнение, что действующая российская Конституция содержит большое количество неясных, противоречивых и двусмысленных норм. Другие учёные говорили о необходимости внесения в Конституцию поправок или даже её полного пересмотра. Конституция Российской Федерации и российское законодательство предусматривает несколько способов изменения конституционных положений.
Важность отдельных глав
Конституции Российской Федерации
в жизни государства
Изменение статей глав 1, 2 и 9
Конституции Российской Федерации
возможно только в качестве пересмотра
всей Конституции. Эта новелла была
введена в связи обеспечением
стабильности российского конституционного
законодательства. Эти главы в
соответствии со статьей 135 Конституции
не могут быть пересмотрены российском
парламентом - Федеральным Собранием.
Предложения о пересмотре Конституции
могут вносить Президент
Дело в том, что нормы глав 1, 2, 9 составляют фундамент всех иных конституционных норм. Любая норма названных глав находится в системной связи с другими конституционными положениями, задавая глубинное содержание последних. Поэтому даже незначительное изменение упомянутой нормы предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием текста Конституции в целом.
Во-вторых, принятие новой
Конституции относится к
Конституционное собрание по инициативе Федерального Собрания либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который самостоятельно принимает 2/3 голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование (референдум). При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Соответственно конституционный порядок пересмотра глав 1, 2, 9 Конституции РФ устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации уточняется в федеральных конституционных законах о референдуме РФ и о Конституционном собрании, последний из которых еще не принят.
Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации происходит в следующем порядке: в случае, если Конституционным Собранием принято решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, назначение, подготовка и проведение всенародного голосования осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом и федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.
Если в соответствии с
международным договором
Назначение и проведение
референдума, указанного в части 1 настоящей
статьи, осуществляются в порядке
и сроки, которые установлены
настоящим Федеральным
Референдум назначает
Президент Российской Федерации. Не
позднее чем через 10 дней со дня
поступления документов, на основании
которых назначается
Если Конституционный
Суд Российской Федерации признал
инициативу проведения референдума
по предложенному вопросу (предложенным
вопросам) референдума соответствующей
Конституции Российской Федерации,
Президент Российской Федерации
не позднее чем через 15 дней со дня
поступления решения
Информация о работе Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ