Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также порядок ее пересмотра.
Задачи, обуславливающие цель курсовой работы:
1. Раскрыть конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней в Российской Федерации.
2. Дать понятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу
3. Дать понятие и выяснить порядок пересмотра Конституции, рассмотреть особенности присущие данному процессу

Содержание

Введение 3
Глава I Правовые основы пересмотра и изменения Конституции Российской Федерации 5
1.1 Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ 5
1.2 Сущность Конституции 9
1.3 Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 года 12
Глава II Пересмотр Конституции Российской Федерации и конституционные поправки 15
2.1 Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации 15
2.2 Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации 19
2.4 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской Федерации. 23
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик кп.docx

— 54.34 Кб (Скачать файл)

При назначении референдума  Президент Российской Федерации  определяет день голосования, которым  может быть только воскресенье в  период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может  быть назначено на предпраздничный  и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным  днем, а также на воскресенье, которое  в установленном порядке объявлено  рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем  через пять дней со дня его принятия.

При назначении референдума  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  могут быть установлены иные, чем  указанные в части 3 настоящей  статьи, сроки проведения референдума.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула  инициативу проведения референдума  по иному вопросу (иным вопросам), голосование  по вопросам референдума, инициированного  указанными группами, может быть назначено  на один день.

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме  с днем голосования на выборах  в федеральные органы государственной  власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

По мнению российских ученых, в процедуре принятия новой российской Конституции должен в большей  степени находить отражение федеративный характер России. Так, Е.А. Лукьянова  считает, что итоги конституционного референдума должны подводиться  по каждому субъекту Федерации отдельно. Конституция должна быть принята  не только большинством граждан, но и  большинством субъектов Федерации.

2.2 Принятие  и вступление в силу поправок  к главам 
3-8 Конституции Российской Федерации

В соответствии со статьей 136 Конституции Российской Федерации  поправки к главам 3-8 принимаются  в порядке, предусмотренном федеральным законом и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Вопрос об официальном названии поправки к Конституции в Конституции Российской Федерации не был решен. Было использовано общее понятие поправки, а должен был быть это конституционный закон или этот акт должен был иметь другое название, оставалось неясным. За рамками конституционных норм остались вопросы связанные с названием акта, которым должны оформляться поправки, сроки одобрения их субъектами Федерации. Конституционный Суд в своем Постановлении от 31 октября 1995 г. указал, что внесение поправок в Конституцию Российской Федерации не может осуществляться посредством принятия федерального или федерального конституционного законов.

Подробное регулирование  процедуры принятия поправок к главам 3-8 содержится в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».  В соответствии со статьёй 2 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» поправки к Конституции принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации.

Предложения о внесении поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации могут вносить Президент  Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство  Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой  членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы. Это предложение  должно содержать либо текст новой  статьи (части или пункта статьи), либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи), либо положение  об исключении статьи (части или  пункта статьи) из текста Конституции. Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами "Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации " с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.

Поступившее в Государственную  Думу предложение о поправке к  Конституции Российской Федерации  направляется в комитет Государственной  Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и российского законодательства об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований об условиях и о порядке внесения предложения о поправке.

Рассмотрение Государственной  Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции  Российской Федерации осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для обязательного рассмотрения. Проект закона о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа его членов. В случае отклонения закона Российской Федерации о поправке Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.

Председатель Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  не позднее пяти дней со дня принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, и направляет его для  рассмотрения в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Последние обязаны рассмотреть  закон о поправке к Конституции  Российской Федерации в срок не позднее  одного года со дня его принятия. После принятия Закона законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в течение  четырнадцати дней он направляется в  Совет Федерации. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, устанавливает результаты этого рассмотрения.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее  чем двух третей субъектов Федерации  закон о поправке к Конституции  Российской Федерации в течение  семи дней со дня установления результатов  его рассмотрения законодательными органами субъектов Российской Федерации  направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации  для подписания и официального опубликования. Президент Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона о поправке к Конституции Российской Федерации подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

Закон Российской Федерации  о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня  его официального опубликования, если самим законом не установлена  иная дата вступления в силу. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В случае, если закон о  поправке к Конституции Российской Федерации не получит одобрения  законодательных (представительных) органов  не менее чем двух третей субъектов  Федерации, повторное внесение в  Государственную Думу предложения  о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения. В соответствии с описанной процедурой было принято две поправки к действующей  Конституции Российской Федерации.

2.4 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской Федерации.

Иным способом изменяется часть первая статьи 65 Конституции  Российской Федерации, в которой  перечисляются названия субъектов  Федерации, то есть определяется её состав. Изменения в эту статью вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию  и образовании в её составе  нового субъекта Федерации. На основе федеральных  конституционных законов было внесено пять изменений Конституции Российской Федерации. В случае изменения наименования субъекта Российской Федерации поправка также должна включатся в ст. 65 Конституцию Российской Федерации. При этом Конституция Российской Федерации не содержит указания на вид нормативно-правового акта, которым должно осуществляться изменение наименования субъекта Федерации. Принимать данную поправку в соответствии с законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» было бы неправильно, так как вопрос об изменении названия субъекта относится к его компетенции. В соответствии с Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации изменение названия субъекта Федерации, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из смысла ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации, не является изменение наименованием субъекта. В связи с этим изменение в тексте части 1 статьи 65 производятся не федеральным законом, а указом Президента Российской Федерации, принятого на основе решения соответствующего субъекта Федерации. В связи с тем, что название субъекта относится к его исключительному ведению, Президент Российской Федерации не обладает правом отклонения решения субъекта Федерации. В случае изменения наименования субъекта новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Подобный подход Конституционного Суда является спорным, так как изменение  в Конституцию Российской Федерации  – акт высшей юридической силы, вносятся указом Президента Российской Федерации – подзаконным актом.

Заключение

Результатами курсовой работы стали основные выводы, полученные в процессе работы. К ним можно  отнести следующие положения:

Согласно статье 134 Конституции  Российской Федерации, субъектами права  на внесение предложений о поправках  и пересмотре положений Конституции  Российской Федерации могут быть:

Президент Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

группа численностью не менее  одной пятой членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

Перечень этих органов  государственной власти уже тех, которые, согласно статье 104 Конституции  Российской Федерации, обладают правом законодательной инициативы. В частности, здесь нет высших судебных органов  и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

В статье 135 Конституции Российской Федерации закреплено, что положения  глав 1, 2 и 9 Конституции не могут  быть пересмотрены Федеральным Собранием  Российской Федерации. Но предложение  о пересмотре может быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа  членов Федерального Собрания и депутатов  Государственной Думы. В этом случае в соответствии с федеральным  законом созывается Конституционное  Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается  двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится  на всенародное голосование. Если в  голосовании приняло участие  более половины избирателей, более половины которых проголосовали за Конституцию, то она считается принятой.

В статье 136 Конституции Российской Федерации сказано, что поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее  чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137 Конституции Российской Федерации в пункте 1 закрепляет, что изменения в статью 65 Конституции  Российской Федерации вносятся на основании  федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию  и образовании в ее составе  нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового  статуса субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 предписывается в случае изменения  наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое  наименование субъекта Российской Федерации  подлежит включению в статью 65 Конституции  Российской Федерации.

Что касается проблем, связанных  с процессом внесения конституционных  поправок и пересмотра Конституции, то в данной работе сделана попытка  отразить одну из самых значимых и  актуальных проблем, которая заключается  в том, что изменение Конституции  Российской Федерации достаточно сложно, что влечет за собой споры относительно того, нужно ли реформирование Конституции  или необходимо сохранить ее как  основу всего современного законодательства. По моему мнению, реформировать Конституцию необходимо, поскольку современное общество развивается очень быстро и новое законодательство должно соответствовать и Конституции, и реалия жизни. Для этого необходимо принять Федеральный Конституционный закон, регламентирующий порядок формирования и деятельности Конституционного Собрания. Данный закон должен предусматривать следующее:

Информация о работе Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ