Правовая природа ответственности за причинение вреда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности в юридической литературе является спорным. Одна группа ученых рассматривает это понятие как вид социальной ответственности, выделяя в качестве ее существенных признаков такие, которые бы позволили отделить ее от других видов социальной ответственности: моральной, экономической и т. п. Как правило, мнение ученых основывается на том, что гражданско-правовая ответственность представляет собой форму государственного принуждения.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1.
Правовая природа ответственности за причинение вреда

Параграф 1.
Гражданско-правовая ответственность

Параграф 2.
Общие положения возникновения обязательств из причинения вреда

ГЛАВА 2.
Возмещение вреда, причиненного несовершеннолетним

Параграф 1.
Общие положения ответственности несовершеннолетних

Параграф 2.
Субъекты ответственности за вред причиненный несовершеннолетним

Параграф 3.
Особенности ответственности несовершеннолетних


Заключение


Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть курсовой.docx

— 68.57 Кб (Скачать файл)

По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, кроме того, подлежат установлению следующие обстоятельства: возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения); условия жизни и воспитания; степень интеллектуального, волевого и психического развития; наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников (ч.2 ст.89 УПК).9

Необходимость точного установления возраста обусловлена следующими обстоятельствами: при недостижении четырнадцатилетнего возраста лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, а в возрасте с 14 до 16 лет — лишь за совершение преступлений, указанных в ч.2 ст.27 УК; по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно участие защитника и законного представителя, педагога или психолога; в отношении несовершеннолетнего может быть избрана специфическая мера пресечения; возраст обвиняемого имеет большое значение при разрешении уголовного дела по существу (возможность применения принудительных мер воспитательного характера, освобождения от уголовной ответственности; к несовершеннолетнему не может быть применена высшая мера наказания и т.д.).

При исследовании личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно установление точного возраста несовершеннолетнего, который необходим для решения вопроса о привлечении его к уголовной ответственности. Возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения) должен быть подтвержден документами о возрасте (свидетельством о рождении или паспортом, их сопоставлением, официально заверенной выпиской из книги актов гражданского состояния). В материалах уголовного дела должна находиться копия документа, подтверждающая возраст несовершеннолетнего. Если несовершеннолетний имеет паспорт и содержится под стражей, то паспорт изымается.

Лицо достигает совершеннолетия в ноль часов следующих за днем рождения суток. Так, если лицо совершило преступление в день своего рождения (18-летия), то оно считается не достигшим этого возраста. Такой же порядок исчисления возраста применяется и в тех случаях, когда юридическое значение имеет достижение 14 и 16 лет.

Если документы о рождении отсутствуют, и дубликат получить не представляется возможным или он вызывает сомнение, возраст определяется с помощью судебно-медицинской экспертизы. Согласно п.2 ст.228 УПК назначение и проведение экспертизы обязательно, если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение. При этом необходимо иметь в виду следующее. Если возраст устанавливается судебно-медицинской экспертизой, днем рождения подсудимого необходимо считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении минимального и максимального количества лет суду следует исходить из предлагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.

Если несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет участвовал в совершении преступления, не указанного в ч.2 ст.27 УК, но при этом совершил действия, ответственность за которые может наступить с четырнадцати лет, то он соответственно будет нести ответственность, предусмотренную ч.2 ст.27 УК. Например, если несовершеннолетний, не достигший шестнадцатилетнего возраста, оказывает сопротивление работнику милиции, то его действия могут быть квалифицированы не по ст.363 УК, а по ст.339 (хулиганство) или по соответствующей статье гл.19 УК (преступления против жизни и здоровья).

При установлении личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, который не привлекался к уголовной ответственности, а также по предъявлении обвинения несовершеннолетнему, к которому в качестве меры пресечения не применено заключение под стражу, следователю необходимо заполнять справку установленной формы и отрывной талон и направлять их в течение суток в инспекцию по делам несовершеннолетних (ИДН) по месту жительства.

Согласно правилу 16.1 Пекинских правил во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучать окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем, чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу.

Выяснение условий жизни и воспитания необходимо для того, чтобы установить причины, которые обусловили совершение преступления несовершеннолетним (мотив, цель преступления). В некоторых случаях это может быть признано смягчающим вину обстоятельством.

Выяснить условия жизни и воспитания - это значит получить фактические данные, которые характеризуют семейно-бытовую обстановку несовершеннолетнего и его внешнее окружение: о родителях (или лицах их заменяющих) - образование, профессия, место работы, моральные качества, отношение к родительским обязанностям; материально-бытовые условия семьи (имеется ли собственная квартира, дом, доходы семьи, наличие у несовершеннолетнего самостоятельного заработка); условия работы или учебы подростка (где учился и учится, успеваемость, отношение к труду и учебе. С целью получения этих данных и требуются характеристики, могут быть допрошены классные руководители, мастера производственного обучения ПТУ); ближайшее окружение, связи, времяпрепровождение, круг интересов, какие меры воспитательного характера применялись, результаты. Для этого делается запрос в ИДН1, КДН; если не учится и не работает, то с какого времени и по каким причинам; если несовершеннолетний вернулся из спецшколы (спецучилища, воспитательной колонии), то какие меры были приняты по трудоустройству, организации надзора.

При расследовании рассматриваемой категории уголовных дел важно выяснить уровень общего развития несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), т.е. способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями.

Сомнения у следователя по поводу нормального умственного развития несовершеннолетнего могут быть вызваны неадекватным поведением при совершении преступления (безмотивность), в процессе производства следственных действий (беспричинный смех, уход в себя, неправильное реагирование на поставленные вопросы, бравада и т.д.).10

В таких случаях назначается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. На разрешение экспертам ставятся следующие вопросы: соответствует ли умственное развитие его возрасту, какому возрасту соответствует развитие, мог ли несовершеннолетний в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими?

Умственное развитие несовершеннолетнего имеет большое значение, так как в соответствии с ч. 3 ст.27 УК не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного законом возраста (или 14, 16 лет), если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния. Если же несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность (фактически и по развитию), но, однако, имеет умственную отсталость, то состояние «уменьшенной вменяемости» может учитываться при назначении наказания или иных мер уголовной ответственности (ст.29 УК).

Возраст и умственное развитие не всегда совпадают. В отдельных случаях лицо, достигшее 14- или 16-летнего возраста, в силу умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием, не может полностью осознавать значение своих действий.

Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием,- это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знании и представлении, развития эмоционально-волевой сферы и т.д. Если имеются данные об этом, то необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими. В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении принудительных мер воспитательного характера.

Комплексную психолого-психиатрическую экспертизу целесообразно назначать в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с психофизическим инфантилизмом и астеническим синдромом. В этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием (если да, то решается вопрос о вменяемости; если нет, то, давая заключение о наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину этого).11

Несовершеннолетним зачастую присущи такие черты характера, обусловленные возрастными особенностями, как конформизм, жестокость, агрессивность, стремление выделиться, иметь модную и красивую одежду. Это используют взрослые лица, которые ведут противоправный образ жизни.

Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать действия, направленные на возбуждение у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. Такие действия могут быть сопряжены с применением как физического, так и психического воздействия (убеждение, запугивание, уверения в безнаказанности, подкуп, возбуждение чувства мести, зависти и других низменных побуждений, советы о месте и способе совершения или сокрытия следов преступления, обещания оказать содействие в реализации похищенного и др.).

Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и совершению преступления, в том числе и должностные лица, не выполнившие своих должностных обязанностей по профилактике нарушений, должны привлекаться к дисциплинарной, административной ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной ответственности (ст. 172 УК — вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; ст. 173 УК — вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение).

При выяснении обстоятельств, которые могут служить основанием к лишению или ограничению родительских прав, следователь доводит их (в форме представления - ст. 199 УПК) до сведения органа опеки и попечительства (за уклонение родителей от содержания детей более трех месяцев в течение года от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей предусмотрена уголовная ответственность - ст. 174 УК).

При производстве дознания и предварительного следствия органы уголовного преследования обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления (ст.90 УПК).

Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, важно в целях не только профилактики, но и правильного определения мер воздействия на обвиняемого. Поэтому при расследовании дела и его рассмотрении в суде необходимо установить конкретные обстоятельства, которые привели к преступлению.

Для их выяснения собираются данные, касающиеся: источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов); обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление (например, подстрекательство); обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (непринятие мер по трудоустройству, недостатки воспитательной работы в учебном коллективе, отсутствие надзора со стороны родителей, отсутствие внимания к организации досуга, недостатки работы органов милиции, комиссии по делам несовершеннолетних).12

При этом должно быть выяснено, в чем конкретно состояли недостатки воспитания, кто за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место (неисполнение родительских обязанностей, занятость матери на работе и др.).

Орган уголовного преследования, установив при производстве по уголовному делу причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним, вправе внести представление о принятии мер по их устранению. Указанный документ направляется в соответствующие предприятия, учреждения, организации, объединения или должностному лицу и подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах в месячный срок (ст. 199 УПК).

Хочется отметить, что значительная часть подростков оказывается и вне сферы применения чисто карательных мер, и вне сферы социальной реабилитации. Фактически они освобождаются от необходимости нести ответственность за содеянное, загладить принесенный ущерб, пройти необходимую для социально-психологическую коррекционную программу и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подрастающее поколение – это будущее нашего государства. Поэтому подростки с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей должны стать объектом повышенного внимания и заботы.

В данной работе мы пытались показать, что в отношении несовершеннолетних применяются более мягкие меры наказания по сравнению с взрослыми, а несовершеннолетний возраст в совокупности с другими обстоятельствами (например, условия жизни несовершеннолетнего, влияние на него старших по возрасту), учитывается как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.

Также было отмечено, что при назначении наказания ставится акцент на перевоспитание несовершеннолетних. И это целесообразно, так как усилением ответственности детей за совершенные ими правонарушения проблему преступности не решить.

Кроме того, некарательные меры уголовно-правового воздействия, применяемые к малолетним преступникам, позволяют, не нарушая принципа гуманизма, своевременно и эффективно корректировать сознание и поведение несовершеннолетнего правонарушителя. Гуманность ювенального уголовного права во многом способствует снижению минимального возраста уголовной ответственности.

Особое место при создании системы ювенальной юстиции заняли бы специализированные суды по делам семьи и несовершеннолетних. Эти суды могли бы взять на себя рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей и судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, административных правонарушениях, а также дел о преступлениях взрослых лиц против несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения и др.).

Информация о работе Правовая природа ответственности за причинение вреда