Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 23:24, реферат
Первые акты в области трудового законодательства в мире были направлены на охрану труда и ограничение рабочего времени, что и сейчас является важнейшей социальной проблемой в каждом государстве. Потому что лишь охрана труда в широком ее понимании способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильное построение трудового процесса, избавить от лишних и неудобных движений, позволить сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования
Введение………………………………………………………………………….........3
1. Безопасность и гигиена труда…………………………………………………4
2. Охрана труда женщин, молодежи, инвалидов и пожилых работников.......10
2.1 Охрана труда женщин……………………………………………….........10
2.2 Охрана труда молодежи……………………………………………..........11
2.3 Охрана труда инвалидов…………………………………………………..11
2.4 Охрана труда пожилых людей……………………………………............12
Заключение………………………………………………………..............................13
Список использованных источников…………………………….......
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Охрана труда
на тему: Правовые формы организации труда в законодательстве зарубежных стран
Студентка
Проверила
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Безопасность и гигиена труда…………………………………………………4
2. Охрана труда женщин, молодежи, инвалидов и пожилых работников.......10
2.1 Охрана труда женщин………………………………………………......
2.2 Охрана труда молодежи…………………………………………….....
2.3 Охрана труда инвалидов…………………………………………………..
2.4 Охрана труда пожилых людей……………………………………...........
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………….........
ВВЕДЕНИЕ
Граждане каждой страны имеют право на труд и охрану труда, т.е. на защиту своей жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В разных странах законодательства об охране труда состоят из соответствующих норм Конституции и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.
Первые акты в области трудового законодательства в мире были направлены на охрану труда и ограничение рабочего времени, что и сейчас является важнейшей социальной проблемой в каждом государстве. Потому что лишь охрана труда в широком ее понимании способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильное построение трудового процесса, избавить от лишних и неудобных движений, позволить сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования. И в условиях рыночной экономики возрастает значение различных факторов, которые воздействуют на эффективность производства, так как в силу возрождающейся конкуренции результативность деятельности становится решающей предпосылкой существования и развития предприятий. Среди таких факторов эффективности существенное место занимает организация труда.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ГИГИЕНА ТРУДА
В странах Запада существует развитое законодательство, устанавливающее большое число правил, технико-юридических стандартов, касающихся требований к производственным помещениям, оснащению предохранительными устройствами станков и машин, сидений для рабочих, электро- и взрывобезопасности, содержанию и эксплуатации паровых котлов, защите от радиоактивного излучения, пожарной безопасности, средствам индивидуальной защиты, режиму температуры и влажности, состоянию воздушной среды, шуму и вибрации, освещенности, питьевому режиму, столовым и буфетам, санитарно-бытовым помещениям и устройствам (туалеты, душевые, раздевалки и т.п.). Установлены критерии классификации предприятий по степени их вредности для здоровья работающих, ответственность производителей и поставщиков производственного оборудования, нормы по обучению работников безопасным методам труда. Во многих странах имеются достаточно обоснованные с точки зрения науки и техники правила, обеспечивающие поддержание чистоты и соблюдение требований санитарии, определяющие минимальный объем производственных площадей на одного работника, конструкции лестниц, проходов и проездов, персональных шкафов для одежды, организацию коллективных и индивидуальных средств защиты от производственного риска. В последние годы появились нормативы, касающиеся защиты от ионизирующего и радиоактивного излучения. Они включают предельно допустимые дозы облучения, а также порядок хранения радиоактивных материалов и меры по защите работников от вредного воздействия ионизирующей и радиоактивной радиации; действуют нормативы предельно допустимого содержания в воздухе вредных веществ, а также производственного шума в помещениях; особенно подробные и тщательно разработанные нормы посвящены пожаро-безопасности. В ряде стран в последние годы приняты законы о запрете применения в строительстве асбеста как канцерогенного материала.
Крупной вехой в развитии трудового законодательства было принятие в 70-х годах в Скандинавских странах (в 1980 г. в Нидерландах) законов, осуществивших комплексное регулирование охраны производственной среды. Они содержат ряд новых принципиальных положений. Суть их заключается в следующем: провозглашается, что производственная среда должна быть приспособлена к физическим и умственным потребностям человека, его возрасту, умениям и сноровке; работа организуется так, чтобы человек сам мог оказывать воздействие на условия своего труда; должны быть учтены особые проблемы и трудности лиц, работающих в изоляции; предприниматель обязан принимать во внимание личные наклонности каждого работника, развивать его инициативу; должны быть предприняты усилия для сокращения повторяющихся операций и работ, развития контактов между работниками; труд должен носить осмысленный характер и создавать возможности для самовыражения каждого работника; сдельная система заработной платы в тех случаях, когда она негативно влияет на безопасность труда, не допускается; работник вправе прекратить работу, если считает, что ее нельзя продолжать без риска для жизни или здоровья; в этом случае он должен немедленно информировать администрацию, делегата по безопасности труда и других подвергающихся опасности работников.
Во всех странах Запада созданы специальные государственные органы, призванные обеспечивать реализацию законодательства по охране труда, технике безопасности, издавать соответствующие правила и стандарты, координировать работу в этой области всех государственных органов и неправительственных учреждений (например, Федеральная администрация по технике безопасности и производственной санитарии в США, Управление по технике безопасности и гигиене труда в Швеции).
Хотя именно законодательство играет решающую роль в определении норм по технике безопасности и производственной санитарии, некоторые положения по этим вопросам содержатся в коллективных договорах, которые конкретизируют, а иногда и дополняют соответствующие законодательные нормы, например, нередко регулируют процедурные вопросы регистрации производственных травм, выплаты компенсации пострадавшим работникам и т.п.
Наконец, согласно общему праву, наниматель обязан обеспечивать своим работникам здоровые и безопасные условия труда как контрагент трудового договора, носитель определенных обязанностей в договорном отношении. В западной литературе они обычно трактуются как совокупность следующих обязанностей:
обеспечивать безопасность производственных помещений, оборудования, технологических процессов;
снабжать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, когда отсутствуют гарантии безопасности производственной среды;
предоставлять работнику необходимую информацию и обучать его безопасным приемам труда;
проводить в случае необходимости медицинские осмотры работников.
Следует отметить, что указанные договорные обязанности действуют независимо от обязательств по охране труда, возлагаемых на предпринимателя законодательством, и наряду с последними.
Законодательство в принципе допускает передачу (делегирование) обязанностей работодателя (предпринимателя) по охране труда руководящему составу (менеджеров) организации. Порядок такого делегирования различается в законах различных стран, однако оно полностью не освобождает предпринимателя в большинстве стран от договорной (гражданско-правовой) ответственности за нарушение обязанности обеспечения работникам здоровых и безопасных условий труда. В законодательстве стран Запада в той или иной форме зафиксирована обязанность работников соблюдать инструкции по охране труда, определена мера их ответственности за его безопасность. Например, во французском Законе о гарантиях против профессиональных рисков 1991 г. установлена обязанность работников в соответствии с инструкциями, полученными от администрации, и правилами внутреннего трудового распорядка заботиться о своей безопасности и здоровье, а также о безопасности других лиц. За нарушение этой обязанности работники в ряде случаев наказываются штрафами. Вместе с тем в США только предприниматели выплачивают штрафы за нарушение правил по безопасности и гигиене труда. Во Франции работник вправе отказаться выполнять опасную для его жизни и здоровья работу.
Эффективность применения трудового законодательства в значительной мере зависит от деятельности инспекций труда. Между тем эффективность и действенность инспекций труда, как это широко признано, оставляет желать лучшего. Хотя законодательство предоставляет этой инспекции немало полномочий (право в любой момент посещать предприятия, требовать предъявления необходимых документов и ознакомления с информацией, составлять протоколы, проводить расследования, издавать обязательные распоряжения, налагать штрафы, в ряде случаев прекращать работу предприятий и их подразделений и т.п.), на практике инспекция труда зачастую бессильна что-либо сделать. Причин тому много: недостаточны наказания за действия, препятствующие работе инспекторов; сложна процедура применения законодательства. Во многих случаях инспекция труда лишена права непосредственно привлекать к ответственности виновного предпринимателя, а должна обращаться в административные либо судебные органы, которые далеко не всегда поддерживают позицию инспектора, соглашаются с его доводами и привлекают виновных к ответственности. Только в отдельных странах (в Великобритании, Нидерландах, Норвегии) инспекторам труда предоставлено право при чрезвычайных обстоятельствах временно закрывать предприятия либо издавать обязательные приказы (например, об эвакуации персонала). Во Франции в этих случаях инспектора вправе обращаться в суд, который рассматривает такое обращение в ускоренном порядке.
Но главное даже не в формальных недостатках тех или иных законодательных положений, касающихся функций и полномочий инспекции труда. Эффективность надзора ослабляется прежде всего небольшой численностью этой инспекции, недостатками в ее практической работе.
За последние годы во многих западных странах приняты меры по совершенствованию контроля за осуществлением и соблюдением норм по охране труда. В законодательстве предусмотрено обязательное (ФРГ, Австрия, Япония) или факультативное (Великобритания, Канада, Австралия) создание на предприятиях служб по технике безопасности и назначение администрацией лиц, которые призваны обеспечивать соответствующий контроль (инженеры по технике безопасности).
Немало стран, где в обязательном либо факультативном порядке предусмотрено образование служб по производственной санитарии, назначение заводских врачей.
Важным новшеством в законодательстве стали предписания о создании на крупных и средних предприятиях комитетов по технике безопасности и производственной санитарии, формируемых на двусторонней основе из представителей администрации и работников и имеющих обычно консультативные функции. Членам этих комитетов предоставляется по определенным нормативам кредит оплачиваемых часов. Они защищены от произвольных увольнений. Комитеты по технике безопасности и производственной санитарии планируют и координируют работу в данной области, обеспечивают работников информационными материалами, обучают их безопасным приемам труда.
В ряде стран наряду с государственной инспекцией труда введен общественный контроль за охраной труда. В Дании, Финляндии работники избирают общественных инспекторов труда; в Великобритании, Швеции инспекторов труда выделяют (выдвигают) профсоюзы; в ФРГ, Австрии, Испании их назначает администрация из числа работников.
Британским профсоюзным инспекторам дано право расследовать причины производственного травматизма, делать представление администрации, защищать интересы работников в спорах, связанных с охраной труда, проводить периодические проверки рабочих мест. Администрация обязана консультироваться с профсоюзными инспекторами по вопросам гигиены и безопасности труда. Они получают оплачиваемое время для выполнения своих функций.
Шведские делегаты по безопасности труда представляют работников по вопросам техники безопасности и производственной санитарии и ведут работу по обеспечению безопасных условий труда, соблюдению правил производственной гигиены. Они стараются вовлечь в эту деятельность как можно больше работников. Предприниматель обязан предоставлять делегатам по безопасности труда необходимую информацию и документы. Если определенная производственная операция создает серьезную опасность для жизни и здоровья работника, а администрация бездействует, делегат по безопасности труда вправе приостановить ее до окончательного решения государственного инспектора труда.
Во Франции и Бельгии предприниматель обязан регулярно передавать указанным комитетам информацию о потенциальной угрозе для работников производственных вредностей, а в Греции — о предполагаемом влиянии на производственную среду внедрения новой техники.
Во Франции законодательство предусматривает создание на предприятиях с числом работников более 250 социальной службы по проблемам труда. Персонал службы назначается по соглашению между администрацией и комитетом предприятия, а при отсутствии договоренности — инспектором труда. Цели службы — оказание помощи работникам в решении психологических проблем, особенно женщинам, молодежи, инвалидам, пожилым трудящимся. Эти службы должны координировать и поощрять меры администрации и комитета предприятия по решению социальных вопросов; способствовать созданию на предприятии благоприятного психологического климата, удовлетворенности всех работников трудом, предотвращению стрессов, производственного дискомфорта, "производственной тоски".
Во всех странах нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую (имущественную), а также уголовную ответственность в виде штрафа или тюремного заключения. Несчастный случай на производстве, вызвавший серьезные последствия, и, особенно, со смертельным исходом, может стать основанием применения уголовно-правовых норм, не имеющих прямого отношения к обеспечению охраны труда, например смерть или причинение вреда здоровью по неосторожности. Согласно УК Италии и УК Нидерландов, наказания за эти преступления повышаются, если они совершены в связи с трудовой деятельностью. В некоторых странах за нарушение правил по охране труда допускается уголовная ответственность (штраф) в отношении юридического лица (корпорации).
Информация о работе Правовые формы организации труда в законодательстве зарубежных стран