Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:38, лекция

Краткое описание

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Содержание

Принятые сокращения
· Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ
· 1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»
· |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
· 1.3. Система правоохранительных органов
· 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
· Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 2.1. Понятие и признаки судебной власти
· 2.2. Суд как орган судебной власти
· 2.3. Судебная система
· Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ
· 3.1. Понятие правосудия
· 3.2. Принципы правосудия
· 3.3. Система принципов правосудия
· Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ
· 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
· 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
· 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
· 4.4. Гарантии независимости судей
· 4.5. Органы судейского сообщества
· Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
· 5.1. Мировые судьи
· 5.2. Районный суд
· 5.3. Суды субъектов РФ
· 5.4. Верховный Суд РФ
· 5.5. Военные суды
· Тема 6. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
· 6.2. Арбитражные суды субъектов РФ
· 6.3. Арбитражные апелляционные суды
· 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
· 6.5. Высший Арбитражный Суд РФ
· Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ
· 7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ
· 7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ
· Тема 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
· 8.2. Следственный комитет при прокуратуре РФ
· 8.3. Кадры органов прокуратуры
· 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
· 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
· Тема 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 9.1. Система органов внутренних дел
· 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
· 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
· 9.4. Кадры милиции
· Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
· 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
· 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ
· 10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ
· 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
· Тема 11. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
· 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
· 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
· 11.4. Федеральная служба государственной охраны
· 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
· Тема 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
· 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
· 12.2. Правовой статус адвоката
· 12.3. Система адвокатуры
· 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по правоохранительным органам.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

Предельный возраст  пребывания на военной службе военнослужащего  кадрового состава органов внешней  разведки РФ устанавливается руководителем  самостоятельного органа внешней разведки РФ либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит орган внешней разведки РФ, в порядке, определяемом Президентом РФ.

К кадровому составу  органов внешней разведки РФ относятся  назначенные на соответствующие  должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки РФ, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки РФ.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, включая сотрудников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки РФ, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники кадрового  состава органов внешней разведки РФ для выполнения своих функциональных обязанностей могут без раскрытия  их принадлежности к органам внешней разведки РФ занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки РФ.

Сотрудникам кадрового  состава органов внешней разведки РФ запрещается принимать негласное  участие в деятельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности. Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки РФ не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки РФ.

Для достижения целей  разведывательной деятельности органы внешней разведки РФ могут устанавливать  на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними  дееспособными лицами, добровольно  давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными правовыми актами органов внешней разведки РФ.

Органы внешней разведки РФ не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ, судьям судов РФ и прокурорам всех уровней в Российской Федерации, священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки РФ, составляют государственную тайну и рассекречиванию  в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат. Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки РФ.

11.3. Таможенные  органы Российской Федерации

Таможенное дело в  Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и  условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится  к ведению федеральных органов  государственной власти. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью ее внутренней и внешней политики.

Целями таможенной политики РФ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики России.

Таможенную  территорию РФ составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Центральным  органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в  Российской Федерации, является ФТС  России.

ФТС России – федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством  РФ функции по контролю и надзору  в области таможенного дела, а  также функции агента валютного  контроля и специальные функции  по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС России находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

В структуру таможенных органов входят:

– ФТС России;

– региональные таможенные управления;

– таможни;

– таможенные посты.

Создание, реорганизация  и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ФТС России. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании  положений, ФТС России.

Для проведения экспертиз  и исследований товаров в таможенных целях ФТС России создает таможенные лаборатории.

В целях проведения научно-исследовательских  работ в области таможенного  дела, подготовки кадров и повышения  их квалификации в системе ФТС  России действуют научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования.

ФТС России создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

политику;

– обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

– обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой ее суверенитета;

– защищают экономические интересы Российской Федерации;

– применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

– взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

– участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

– обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

– ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

– осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

– ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

– осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

– осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

– реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

11.4. Федеральная  служба государственной охраны 

Государственная охрана – это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральные органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Руководство федеральными органами государственной охраны осуществляют Президент РФ, а также Правительство РФ в пределах своих полномочий.

Основными задачами федеральных органов государственной охраны являются:

1) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) защита охраняемых объектов;

6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Государственная охрана предоставляется:

– Президенту РФ – со дня официального объявления о его избрании. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно. В течение срока его полномочий государственная охрана предоставляется членам его семьи;

– Председателю Правительства РФ;

– Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

– Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

– Председателю Конституционного Суда РФ;

– Председателю Верховного


Информация о работе Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»