Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:42, контрольная работа
Применительно к прокуратуре принципы организации и деятельности - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Они содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.
Теоретический вопрос.
Задача 1.
Задача 2.
Нормативные акты и литература
Теоретический вопрос.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Применительно к прокуратуре принципы организации и деятельности - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Они содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.
Закрепленные в
законах принципы организации
и деятельности органов
В соответствии со ст. 4 закона "О прокуратуре Российской Федерации"1 (Далее «О прокуратуре РФ») принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются единство и централизация, независимость, законность, гласность.
Принцип единства и централизации означает, что эти органы (территориальные, военная, транспортные, природоохранные и другие специализированные прокуратуры) составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором Российской Федерации (это принцип единоначалия, сосредоточения властных полномочий в руках соответствующего руководителя прокуратуры).
Исходя из принципа
единства и централизации,
В то же время
независимо от прокурорской
- установленным порядком
формирования органов
- правом Генерального прокурора Российской Федерации своим приказом утверждать персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры (персональный состав коллегии в прокуратур субъекта Российской Федерации утверждается соответствующее прокурором).
Принцип независимости состоит в том, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
В целях обеспечения
действенности принципа
- быть членами выборных
и иных органов, образуемых
органами государственной
- являться членами
общественных объединений,
- совмещать свою основную
деятельность с иной
Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона "О прокуратуре РФ":
- воздействие в какой-либо
форме органов государственной
власти и местного
- прокурор или следователь
не обязаны давать каких-либо
объяснений по существу
В ст. 42 Закона "О прокуратуре РФ" указывается, что любая проверка фактов правонарушений, совершенных прокурорами и следователями прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Принцип законности
означает, что органы прокуратуры
осуществляют свои функции в
строгом соответствии с
Принцип гласности
выражается в освещении в
Задача 1.
Завод пластмасс г. Кемерово систематически сбрасывал в реку, являющуюся источником снабжения города питьевой водой, сточные воды от производства. В результате загрязнения водоема наличие вредных для человека веществ в десятки раз превысило предельно допустимые нормы и представляло реальную угрозу здоровью жителей г. Кемерово, что подтвержден. Заключением санитарно-эпидемиологической службы города. Жители города направили прокурору района по месту нахождения предприятия коллективную жалобу и потребовали прекратить сброс неочищенной воды в реку и привлечь к ответственности руководителей завода. Прокурор района по результатам проверки жалобы внес директору завода пластмасс представление, в котором потребовал принять соответствующие меры для прекращения сброса неочищенных сточных вод, установки очистных сооружений и решения вопроса об ответственности должностных лиц, виновных в нарушении природоохранного законодательства, повлекшем загрязнение реки.
К компетенции
территориальной или
По каким критериям
происходит разграничение компетенции
территориальных и
Определите в конкретной ситуации предмет и объект прокурорского надзора.
В систему прокуратуры РФ входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается. Для разграничения компетенции специализированных и территориальных прокуратур Генеральной прокуратурой РФ был принят Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 09.02.2012) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". Согласно данному приказу в систему прокуратуры РФ входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся:
- военные;
- транспортные;
- природоохранные прокуратуры;
- прокуратуры по надзору за
соблюдением законов при
- а также прокуратуры,
Самыми широкими полномочиями обладает
территориальная прокуратура. Ее компетентность
не распространяется только на те субъекты,
которые входят в сферу деятельности
специализированных прокуратур. Надзорные
функции последних
Разграничение компетенции по территории деятельности не проводится. Например, на территории одной области, края, республики осуществляют свои полномочия и территориальная, и военная, и транспортная, и природоохранная прокуратуры. Главный фактор, обусловливающий их функции, - виды субъектов за соблюдением законности которыми они надзирают
Деятельность природоохранной
прокуратуры связана с
С этой целью была образована природоохранная прокуратура, основное назначение которой - проведение последовательной и решительной борьбы с нарушениями законов, направленных на охрану лесов, вод, воздуха, земли и т.д. К компетенции этой прокуратуры относится надзор за исполнением законов прежде всего природоохранными органами государственного управления, различными инспекциями, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной службой и т. д. Необходимо активизировать их деятельность по борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, усилить надзор за исполнением последнего руководством заводов, фабрик, комбинатов и других предприятий, представляющих повышенную опасность для окружающей природной среды. Перечень таких предприятий определяется прокурором республики, края, области, автономного округа.
По условиям задачи, завод пластмасс систематически сбрасывал в реку сточное воды от производства, данное нарушение предусмотрено в ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ2, согласно которому запрещен сброс в водные объекты отходов производства. На основании вышеизложенного, я считаю, что разрешение данной ситуации относится к компетенции природоохранной прокуратуры. Предметом прокурорского надзора в данном случае будут выступать общественные отношения, на регулирование которых направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами. То есть предметом выступает соблюдение норм переработки отходов, их утилизации заводом пластмасс г. Кемерово. Объектом прокурорского надзора выступают предприятия, учреждения, организации, государственные органы, их должностные лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов, соответственно в данном случае завод пластмасс г. Кемерово.
Задача 2.
Помощник прокурора района, участвуя в рассмотрении дела в районном суде в качестве государственного обвинителя, поддержал ходатайство адвоката о назначении экспертизы и дал соответствующее заключение. Суд отклонил ходатайство и продолжил рассмотрение дела. По окончании судебного следствия обвинитель, полагая, что без проведения экспертизы невозможно правильно разрешить возникшие вопросы, вновь, но уже со стороны обвинения, заявил ходатайство о производстве экспертизы, однако и в данном случае суд ходатайство отклонил и, завершив судебное следствие, перешел к прениям сторон. В своей речи прокурор подтвердил свою позицию, высказавшись в целом по тем вопросам, которые должны быть освещены в речи. Кроме того, он указал, что вынесение приговора без проведения экспертизы невозможно. Мнение прокурора поддержал и адвокат, заявивший, что на основании представленных доказательств подсудимый должен быть оправдан.
Суд постановил обвинительный приговор.
Каково процессуальное положение прокурора в уголовном процессе в суде первой инстанции? Правильна ли в данном случае позиция государственного обвинителя в ходе судебного следствия и в прениях сторон? Как следует поступить прокурору после вынесения приговора? Подготовьте проект соответствующего правового акта.
Действующее законодательство – Закон «О прокуратуре РФ» и УПК ПФ предусматривают два основным вида деятельности прокурора в рассматриваемом направлении:
1.собственно участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции;
2.надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу.
Правовое положение прокурора в уголовном процессе в суде первой инстанции регламентирует ст. 246 УПК РФ3. Согласно ее требованиям прокурор, участвующий в судебном разбирательстве и поддерживающий государственное обвинение, представляет доказательства и принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого.
Также, согласно п. 3 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. N 185 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства"4 государственные обвинители обязаны всемерно способствовать установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного, обоснованного и справедливого решения.
Если в ходе судебного
разбирательства
Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры