Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Применительно к прокуратуре принципы организации и деятельности - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Они содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.

Содержание

Теоретический вопрос.
Задача 1.
Задача 2.
Нормативные акты и литература

Вложенные файлы: 1 файл

прок надзор_кр.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)


Теоретический вопрос.

Принципы организации  и деятельности прокуратуры.

                   

Применительно к прокуратуре  принципы организации и деятельности - это закрепленные в Конституции  Российской Федерации и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Они содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.

 Закрепленные в  законах принципы организации  и деятельности органов прокуратуры  носят общеобязательный характер, то есть требование их соблюдения обязательно не только для самих прокуроров, но и для всех органов государственной власти и управления, общественных организаций, должностных лиц, за законностью деятельности которых осуществляют надзор прокуроры.

 В соответствии со ст. 4 закона "О прокуратуре Российской Федерации"1 (Далее «О прокуратуре РФ») принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются единство и централизация, независимость, законность, гласность.

Принцип единства и централизации означает, что эти органы (территориальные, военная, транспортные, природоохранные и другие специализированные прокуратуры) составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором Российской Федерации (это принцип единоначалия, сосредоточения властных полномочий в руках соответствующего руководителя прокуратуры).

 Исходя из принципа  единства и централизации, вышестоящий  прокурор вправе издавать приказы  и указания, обязательные для  исполнения нижестоящими прокурорами,  брать на себя исполнение их обязанностей.

 В то же время  независимо от прокурорской иерархии  и звеньев прокуратуры перед  всеми прокурорами стоят единые  задачи и цели. Закон о прокуратуре  наделяет прокуроров всех рангов  одинаковыми полномочиями по  осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов. Этот принцип обеспечивается:

- установленным порядком  формирования органов прокуратуры,  назначения прокуроров и следователей  на должность и освобождения  от нее;

- правом Генерального  прокурора Российской Федерации своим приказом утверждать персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры (персональный состав коллегии в прокуратур субъекта Российской Федерации утверждается соответствующее прокурором).

 Принцип независимости  состоит в том, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.

 В целях обеспечения  действенности принципа независимости  ст. 4 Закона "О прокуратуре РФ" устанавливает, что работники прокуратуры не могут:

- быть членами выборных  и иных органов, образуемых  органами государственной власти  и местного самоуправления (ч. 3 ст. 4);

- являться членами  общественных объединений, преследующих  политические цели, и принимать участие в их деятельности (ч. 4 ст. 4);

- совмещать свою основную  деятельность с иной оплачиваемой  или безвозмездной деятельностью,  кроме преподавательской, научной  и творческой (ч. 5 ст. 4).

 Кроме того, в соответствии  со ст. 5 Закона "О прокуратуре РФ":

- воздействие в какой-либо  форме органов государственной  власти и местного самоуправления, средств массовой информации, должностных  лиц на прокурора или следователя  с целью повлиять на принимаемые  ими решения или воспрепятствовать  в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 1 ст. 5);

- прокурор или следователь  не обязаны давать каких-либо  объяснений по существу находящихся  в их производстве дел и  материалов иначе как в случаях,  предусмотренных федеральным законодательством (ч. 2 ст. 5).

 В ст. 42 Закона "О  прокуратуре РФ" указывается, что любая проверка фактов правонарушений, совершенных прокурорами и следователями прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.

 Принцип законности  означает, что органы прокуратуры  осуществляют свои функции в  строгом соответствии с действующим  на территории Российской Федерации  законами. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы прокуратуры, как и все другие государственные органы, в своей работе обязаны соблюдать Конституцию и иные законы и исходить из их требований. Это конституционное предписание для органов прокуратуры имеет особо актуальное значение, так как, являясь блюстителем законности в государстве, прокуроры не должны допускать произвола, нарушений или отступлений от закона.

 Принцип гласности  выражается в освещении в печати  о состоянии законности. В Законе "О прокуратуре РФ" подчеркивается, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

 

Задача 1.

 

      Завод пластмасс г. Кемерово систематически сбрасывал в реку, являющуюся источником снабжения города питьевой водой, сточные воды от производства. В результате загрязнения водоема наличие вредных для человека веществ в десятки раз превысило предельно допустимые нормы и представляло реальную угрозу здоровью жителей г. Кемерово, что подтвержден. Заключением санитарно-эпидемиологической службы города. Жители города направили прокурору района по месту нахождения предприятия коллективную жалобу и потребовали прекратить сброс неочищенной воды в реку и привлечь к ответственности руководителей завода. Прокурор района по результатам проверки жалобы внес директору завода пластмасс представление, в котором потребовал принять соответствующие меры для прекращения сброса неочищенных сточных вод, установки очистных сооружений и решения вопроса об ответственности должностных лиц, виновных в нарушении природоохранного законодательства, повлекшем загрязнение реки.

К компетенции  территориальной или природоохранной  прокуратуры относится разрешение данной жалобы?

По каким критериям  происходит разграничение компетенции  территориальных и специализированных прокуратур?

 Определите в конкретной ситуации предмет и объект прокурорского надзора.

 

 

В систему прокуратуры  РФ входят: Генеральная прокуратура  РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается. Для разграничения компетенции специализированных и территориальных прокуратур Генеральной прокуратурой РФ был принят  Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84  (ред. от 09.02.2012) "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур". Согласно данному приказу в систему прокуратуры РФ входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся:

- военные;

- транспортные;

- природоохранные прокуратуры;

- прокуратуры по надзору за  соблюдением законов при исполнении  уголовных наказаний,

- а также прокуратуры, осуществляющие  надзор в закрытых административно-территориальных  образованиях и на режимных объектах.

Самыми широкими полномочиями обладает территориальная прокуратура. Ее компетентность не распространяется только на те субъекты, которые входят в сферу деятельности специализированных прокуратур. Надзорные  функции последних осуществляются в отношении строго определенных категорий органов власти, учреждений, предприятий, организаций, граждан. Иными словами, специализированные прокуратуры надзирают за соблюдением законности специальным контингентом субъектов. Эти прокуратуры выполняют свои функции в сравнительно узких сферах общественных отношений, где особенно важно укрепление дисциплины и правопорядка. Как видно из их наименований, военная надзирает за исполнением законов в воинских организациях, транспортная -- в транспортных, природоохранная -- в организациях, тесно связанных с охраной природы; прокуратура при исполнительных учреждениях -- в данных учреждениях. Однако такое определение компетенции специализированных прокуратур нуждается в конкретизации.

Разграничение компетенции по территории деятельности не проводится. Например, на территории одной области, края, республики осуществляют свои полномочия и территориальная, и военная, и транспортная, и природоохранная прокуратуры. Главный фактор, обусловливающий их функции, - виды субъектов за соблюдением законности которыми они надзирают

Деятельность природоохранной  прокуратуры связана с обеспечением строгого и точного исполнения природоохранного законодательства, направленного на создание благоприятной экологической  обстановки в стране. Перед государством и обществом возникла сложная задача: предотвратить экологическую катастрофу, сохранить на Земле животный и растительный мир.

С этой целью была образована природоохранная  прокуратура, основное назначение которой - проведение последовательной и решительной борьбы с нарушениями законов, направленных на охрану лесов, вод, воздуха, земли и т.д. К компетенции этой прокуратуры относится надзор за исполнением законов прежде всего природоохранными органами государственного управления, различными инспекциями, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной службой и т. д. Необходимо активизировать их деятельность по борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, усилить надзор за исполнением последнего руководством заводов, фабрик, комбинатов и других предприятий, представляющих повышенную опасность для окружающей природной среды. Перечень таких предприятий определяется прокурором республики, края, области, автономного округа.

По условиям задачи, завод  пластмасс систематически сбрасывал в реку сточное воды от производства, данное нарушение предусмотрено в ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ2, согласно которому запрещен сброс в водные объекты отходов производства.  На основании вышеизложенного, я считаю, что  разрешение данной ситуации относится к компетенции   природоохранной прокуратуры. Предметом прокурорского надзора в данном случае будут выступать  общественные отношения, на регулирование которых направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами. То есть предметом выступает соблюдение норм переработки отходов, их утилизации заводом  пластмасс г. Кемерово.   Объектом прокурорского надзора выступают предприятия, учреждения, организации, государственные органы, их должностные лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов, соответственно в данном случае завод пластмасс г. Кемерово.

 

Задача 2.

 

 

Помощник прокурора района, участвуя в рассмотрении дела в районном суде в качестве государственного обвинителя, поддержал ходатайство адвоката о назначении экспертизы и дал соответствующее заключение. Суд отклонил ходатайство и продолжил рассмотрение дела. По окончании судебного следствия обвинитель, полагая, что без проведения экспертизы невозможно правильно разрешить возникшие вопросы, вновь, но уже со стороны обвинения, заявил ходатайство о производстве экспертизы, однако и в данном случае суд ходатайство отклонил и, завершив судебное следствие, перешел к прениям сторон. В своей речи прокурор подтвердил свою позицию, высказавшись в целом по тем вопросам, которые должны быть освещены в речи. Кроме того, он указал, что вынесение приговора без проведения экспертизы невозможно. Мнение прокурора поддержал и адвокат, заявивший, что на основании представленных доказательств подсудимый должен быть оправдан.

Суд постановил обвинительный приговор.

Каково процессуальное положение  прокурора в уголовном процессе в суде первой инстанции? Правильна ли в данном случае позиция государственного обвинителя в ходе судебного следствия и в прениях сторон? Как следует поступить прокурору после вынесения приговора? Подготовьте проект соответствующего правового акта.     

 

Действующее законодательство – Закон «О прокуратуре РФ» и УПК ПФ предусматривают два основным вида деятельности прокурора в рассматриваемом направлении:

1.собственно участие  в рассмотрении уголовных дел  судом первой инстанции;

2.надзор за законностью  и обоснованностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу.

Правовое положение  прокурора в уголовном процессе в суде первой инстанции регламентирует ст. 246 УПК РФ3. Согласно ее требованиям прокурор, участвующий в судебном разбирательстве и поддерживающий государственное обвинение, представляет доказательства и принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. 

Также, согласно п. 3 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2007 г. N 185 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства"4 государственные обвинители обязаны всемерно способствовать установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного, обоснованного и справедливого решения.

Если в ходе судебного  разбирательства государственный  обвинитель придет к убеждению, что  представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 и 2 ч.1ст. 27 УПК РФ.

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры