Пути формирования института социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность социального страхования

2. Особенности социального страхования

3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ

4. Пути формирования института социального страхования

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

управление безопасностью труда.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1.Сущность социального страхования

 

2. Особенности  социального страхования

 

3. Система  государственных внебюджетных фондов в РФ

 

4. Пути формирования института  социального страхования

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная рыночная экономика  создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Уникальность института  социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции  социальной защиты, заключается, в том  числе, и в его позитивном влиянии  на формирование сбалансированного  «социально-рыночного» менталитета  населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и  коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические  установки. Социальное страхование  защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты  предоставляют человеку возможность  реализовать свою ответственность  и свободу на основе социальной справедливости .

     Становление  новой модели социальной защиты  должно обеспечивать преемственность  в социальной политике и соблюдение  принципов общественной солидарности  и социальной справедливости.

      К задачам  социального страхования относятся:  формирование денежных фондов, из  которых покрываются затраты,  связанные с содержанием нетрудоспособных  или лиц, не участвующих в  трудовом процессе; сокращение разрыва  в уровне материального обеспечения  неработающих и работающих членов  общества.

     Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

     В России обязательное государственное  социальное страхование представлено  тремя внебюджетными фондами:

• пенсионным;

• обязательного  медицинского страхования;

• социального  страхования.

     В формировании и использовании  этих фондов есть свои особенности.  Задуманные как страховые, они  не всегда соответствуют принципам  формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности  очевидны черты бюджетного подхода:  обязательность и нормативность  отчислений, плановое расходование  средств, отсутствие персонификации  накоплений и др. По экономической  сущности эти фонды не являются  страховыми, по форме они относятся  к внебюджетным фондам.    

  

1. Сущность социального страхования

       Поворот  в истории развития нашей страны  от социалистического хозяйствования  к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ  каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.  Законом устанавливаются государственные пенсии  и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». 

   Признавая право  каждого гражданина на социальное  обеспечение, Конституция РФ одновременно  возлагает на государство обязанность  создавать все необходимые условия  для осуществления этого права.  Конституция провозгласила Российскую  Федерацию демократическим, правовым  и социальным государством. Это  означает, что социальные права  граждан являются наивысшей ценностью  и государство обязано защищать  эти права. Социальная поддержка,  социальная защита людей, в  целом социальная работа определяется  «социальной политикой государства  как определенной ориентацией  и системой мер по оптимизации  социального развития общества, отношений между социальными  и другими группами, созданию  тех или иных условий для  удовлетворения жизненных потребностей  их представителей».

Государственное социальное страхование - государственная система  материального обеспечения граждан  РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

 Государственное социальное  страхование находится в ведении  органов законодательной и исполнительной  власти, формирующих государственный  бюджет и его расходную часть.  Пособия и льготы, поступающие  населению через эту систему,  устанавливаются законодательными  и нормативными актами. Они распределяются  по принципу солидарности, который  означает, что выплаты не зависят  от уплачиваемых гражданином  налогов и страховых взносов  и определяются только степенью  нуждаемости. 

Основными видами социального  обеспечения являются: обеспечение  граждан РФ различными видами пособий  по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование  является также «формой социальной защиты экономически активного населения  от различных рисков, связанных с  потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование – установленная  государством и регулируемая нормами  права система материального  обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей  работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное  социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей  и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение  работников и членов их семей.

В России социальное страхование  зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.

       Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система  социальной защиты населения  – государственное социальное  обеспечение, осуществляемое за  счет налоговых поступлений в  бюджет. При этом государство  самостоятельно, решениями своих  властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких  условиях следует оказывать социальную  помощь.

     Коллективное  социальное страхование имеет  те же цели и задачи, что  и государственное. Однако его  объект значительно уже: он  ограничивается трудовым коллективом,  профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного  социального страхования образуются  за счет работников и работодателей.  Однако, в отличие от государственных,  они являются независимыми самоуправляемыми  организациями, форма которых  устанавливается государственным  социальным законодательством. Коллективным  социальным страхованием могут  заниматься любые страховые организации,  получившие от государства в  установленном порядке разрешение  на этот вид деятельности. Ими  могут быть страховые компании, общества взаимного страхования,  страховые кассы. Управление в  системах коллективного страхования  осуществляется либо страховой  компанией, либо выбираемыми страхователями  органами самоуправления, либо доверенными  лицами на основе договора  траста.

      Распределение  фондов коллективного страхования  происходит на основе принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных началах или не страховаться вовсе.

       Государственное  социальное страхование имеет  своим объектом все население  в целом или отдельные социальные  группы, выделенные по критериям  наличия социальных рисков. Условия  государственного социального страхования  устанавливаются законодательными  и нормативными актами и носят  обязательный характер. Управление  фондами государственного социального  страхования осуществляется специальными  государственными финансово-кредитными  учреждениями, создаваемыми при  органах законодательной или  исполнительной власти.

 

2. Особенности социального страхования

       Обязательное  социальное страхование — часть  государственной системы социальной  защиты населения, осуществляемой  в форме страхования работающих  граждан от возможного изменения  материального и социального  положения, в том числе по  не зависящим от них обстоятельствам.  Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих  граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

       К основным  принципам обязательного социального  страхования относятся:

-устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

-всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

-государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

-государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

-паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

-обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

-обеспечение надзора и общественного контроля;

-автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

       Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

       Страхователи - организации любой организационно-правовой  формы, а также граждане, которые  должны в соответствии с федеральными  законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

       Страховщики  - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных  лиц по обязательному социальному  страхованию при наступлении  страховых случаев.

Застрахованные лица —  граждане Российской Федерации, а также  иностранные граждане и лица без  гражданства, работающие по трудовым договорам  и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории  граждан, у которых возникают  отношения по обязательному социальному  страхованию.

      Различают  следующие виды социальных страховых  рисков:

  • необходимость получения медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность;
  • трудовое увечье и профессиональное заболевание:
  • материнство;
  • инвалидность;
  • наступление старости;
  • потеря кормильца;
  • признание безработным;
  • смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Информация о работе Пути формирования института социального страхования