Пути формирования института социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность социального страхования

2. Особенности социального страхования

3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ

4. Пути формирования института социального страхования

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

управление безопасностью труда.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время размер пособия установлен при условии  продолжительности  непрерывного трудового стажа: 
· до 5 лет – 60 процентов заработка; 
· от 5 до 8 лет – 80 процентов заработка; 
· от 8 лет и свыше – 100 процентов фактического заработка 

Пособие по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве или профессиональных заболеваниях выплачивается в размере 100% средней заработной платы без учета продолжительности непрерывного трудового стажа. При этом не применяется ограничение пособия максимальным размером.

Пособие при рождении ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка установлено с 1 января 2002 года в размере 4500 рублей. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие выдается на каждого ребенка.

Пособие по беременности и родам. Пособие по беременности и родам исчисляется из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению отпуска по беременности и родам, в размере 100% среднего заработка.

Оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода  за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Статьей 262 Трудового кодекса РФ предусмотрено предоставление работнику четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) С 1 января 2002 года размер данного пособия устанавливается в твердых суммах – 300 рублей.

Пособие на период отпуска по уходу  за ребенком до достижении им возраста полутора лет. С 1 января 2002 года размер пособия установлен в твердых суммах – 500 рублей в месяц.

Ежемесячные пособия на ребенка  до 16 лет (а учащимся в общеобразовательных  школах - до окончания учебного заведения)-70 рублей.

Пособие на погребение. установлено в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной оплаты труда. С 1 января 2001 года размер пособия установлен в твердых суммах – 1000 рублей.

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

инвалиды, имеющие ограничение  способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию;

дети-инвалиды;

дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;

граждане из числа малочисленных  народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и  женщины), не имеющие права на трудовую пенсию;

граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и  женщины), не имеющие права на трудовую пенсию.

 Социальная пенсия, назначенная  гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины  и женщины), не выплачивается в  период выполнения ими оплачиваемой  работы.

Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем  размере:

1) гражданам из числа  малочисленных народов Севера, достигшим  возраста 55 и 50 лет (соответственно  мужчины и женщины), гражданам,  достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно  мужчины и женщины), инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей, - 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом размеры социальной пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), и социальной пенсии детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, не могут быть менее 470 рублей в месяц;

2) инвалидам с детства,  имеющим ограничение способности  к трудовой деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение  способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам, детям  в возрасте до 18 лет, потерявшим  обоих родителей, и детям умершей  одинокой матери - 100 процентов размера  базовой части трудовой пенсии  по инвалидности, предусмотренной  подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального  закона "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации";

3) инвалидам, имеющим ограничение  способности к трудовой деятельности I степени, - 85 процентов размера базовой  части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом  "О трудовых пенсиях в Российской  Федерации" для граждан, достигших  возраста 60 и 55 лет (соответственно  мужчины и женщины), но не менее  400 рублей в месяц.

 Размеры пенсий, определенные по нормам настоящей статьи в соответствующем процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей. При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения  от различных рисков, связанных с  потерей работы, трудоспособности и  доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального  страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов  работодателей и работников при  поддержке государства.

Социальное  страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых  выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных  с потерей работы, трудоспособности и доходов.

Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет  к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру  выплат в системе социального  страхования выделяются страхование  пенсий, пособий, социальных услуг и  льготных благ.

Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих  основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов  и трудоспособности; формирование и  использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования  страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального  страхования - страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.

С развитием  общества место и роль социального  страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением  охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения  к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших  прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и  стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и  ростом реальных доходов населения.

 

 

Пути формирования института социального  страхования.

 

Система социального страхования органически  связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и  состоянием на рынке труда, демографическим  положением в настоящем и его  прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы социального  страхования не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики –  уровень пенсий и других страховых  выплат, качество и объем услуг  по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему  социальной защиты в стране не удастся.

      В этой связи необходимо разработать  среднесрочную программу мер  с целью завершения в ближайшие  5-8 лет формирования системы социального  страхования в России, в увязке  ее с реформами в системе  заработной платы и налоговой  системе. Такая программа мер  позволит обеспечить преемственность  и последовательность в работе  правительства, министерства, ведомств, сообщества субъектов социального  страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).

Необходимым и определяющим условием формирования институтов социального  страхования является узаконение основных экономических механизмов (по сбору, распределению и перераспределению финансовых ресурсов). Центральный вопрос заключается в определении оптимальных для настоящего этапа пропорций между личным вкладом работника в отдельные государственные фонды социального страхования, увязанным с размером и объемом выплачиваемых пособий (принцип самоответственности), и долей средств, направляемой на перераспределение в пользу лиц с более низкими доходами и периодами страховых взносов.

Формирование  системы обязательного социального  страхования в стране требует  концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального  масштаба. Важнейшие среди них:

  • разработка доктрины системы социального страхования для России (философии социального страхования и его места в системе социальной защиты населения, роли социальных субъектов в вопросах финансирования и управления);
  • разработка методологических основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие и недопускающие ему смешиваться с правовыми полями личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой;
  • разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
  • определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;
  • определение 4-5 правовых институтов социального страхования, которые бы включали все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования всех форм и видов защиты;
  • определение финансовых механизмов видов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политики в стране;
  • определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием – модель актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.             
    Заключение

 

Социальное  страхование является формой социальной защиты экономически активного населения  от различных рисков, связанных с  потерей работы, трудоспособности и  доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей  и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение  работников и членов их семей. Государственное  социальное страхование находится  в ведении органов законодательной  и исполнительной власти, формирующих  государственный бюджет и его  расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через  эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который  означает, что выплаты не зависят  от уплачиваемых гражданином налогов  и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Действующая в России система социального  страхования сохраняет черты, в  большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой  нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства  социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых  средств. Правовое поле данного института  социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы  социального страхования и социальной помощи. Термины принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность  страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых  тарифов – эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем – все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными  регуляторами социальной защиты населения.

Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Приходится  констатировать серьезное отставание в создании экономических условий  и институциональной базы для  формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве и т.д.), финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Информация о работе Пути формирования института социального страхования