Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Именно поэтому целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Кемеровской области и муниципальном образовании Заводском районе г. Кемерова;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА
2.1 Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

иссл.работа курсовая.docx

— 69.94 Кб (Скачать файл)
 

Тема: Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения

  • Вид работы: Курсовая работа (т)
  • Предмет: Гражданское право



 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки  населения муниципального образования

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ  РФ

1.1 Сущность, направления  и функции социальной защиты  населения

1.2 Нормативно-правовые основы  социальной защиты населения

1.3 Финансовые основы социальной  защиты населения

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА

2.1 Деятельность отдела  социальной защиты населения  в Заводском районе города  Кемерова

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление  новой, весьма противоречивой структуры  общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом  низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения  как безработные, беженцы, вынужденные  переселенцы, а также о тех  категориях граждан, которые на современном  этапе не находят надлежащей поддержки  со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно  растет число людей, нуждающихся  в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.

В свою очередь обострились  проблемы социальной помощи, так как  с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был  оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией  социальной работы в России, ставшей  феноменом цивилизованного общества.

Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей  модели, становится с каждым годом  все более и более актуальным.

Сегодня социальная защита населения  должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить  определенным противовесом быстро растущему  имущественному неравенству. Важной проблемой  становится защита всего населения  от прогрессирующего обнищания.

В сложившихся экономических  и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального  обслуживания оказываются единственными  структурами, обращение к которым  оставляет человеку надежду на получение  поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.

Необходимость специализации  форм, совершенствования методов  социальной защиты, возникающие вопросы  финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.

Кроме того, в последнее  время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения  с федерального и регионального  уровня управления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей  мере механизмы этой передачи и процесс  осуществления социальной защиты населения, таким образом, не изучены и не определены.

Именно поэтому целью  данного исследования является анализ государственного регулирования системы  социальной защиты населения в муниципальном  образовании.

Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет  изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения  муниципального образования.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие  задачи:

– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения  в РФ;

– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения  в Кемеровской области и муниципальном  образовании Заводском районе г. Кемерова;

– предложить направления  совершенствования социальной защиты населения.

Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения  разрабатывают следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов», «Об  основах охраны труда в РФ», «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» и т. д.

Интерес к формированию и  функционированию системы социальной защиты населения на современном  этапе проявляют многие исследователи  современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются  в трудах таких авторов как  М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.

Экономические основы социальной защиты населения рассматривают  В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова и др.

Основные направления  и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.

Эмпирической базой исследования являются статистические данные, предоставленные  администрацией Кемеровской области  и Отдела социальной защитой населения  Заводского района, г. Кемерова.

Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких  методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

Научная новизна работы заключается  в том, что в ней определяются достоинства и недостатки в формировании и функционировании системы социальной защиты населения в муниципальном  образовании, а также вносятся предложения  по ее оптимизации.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ 

 

1.1 Сущность, направления  и функции социальной защиты  населения

 

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашена  социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в  проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека [9, с.12].

Социальная политика –  это сфера практического осуществления  важнейшей функции государства  по созданию условий, обеспечивающих каждому  члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы  ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает  как ее цель, предмет и субъект[12, с.13].

Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и  мораль, включая (формирование и определение  места последней в жизни отдельных  членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и  личный быт членов общества, в том  числе государственное регулирование  материальной и культурной среды, в  которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании  здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.[22, с.18].

Что касается социальной защиты населения, то она на современном  этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных  государством социальных гарантий, мероприятий  и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования  личности, различных социальных категорий  и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска  в нормальной жизни граждан [21, с.315].

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение  социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита населения  в широком смысле слова – это  совокупность социально-экономических  мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий  жизни, удовлетворение потребностей, поддержание  жизнеобеспечения и деятельного  существования личности различным  социальным категориям и группам, а  также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований [15, с.56].

Система социальной защиты населения  на современном этапе включает в  себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь) [15, с.57].

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых  фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и  свобод личности [23, с.29].

Необходимость совершенствования  системы социальной защиты населения  вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной  нищеты, когда среднедушевой совокупный  доход семьи ниже прожиточного  минимума;

2) оказание материальной  помощи населению в экстремальных  условиях;

3) содействие адаптации  социально уязвимых групп населения  к условиям рыночной экономики  [23, с.31].

Оказание государственной  социальной помощи осуществляется в  следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные  пособия, субсидии, компенсации и  другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо,  продукты питания, одежда, обувь,  медикаменты и другие виды  натуральной помощи) [23, с.35].

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, которые направлены на компенсацию  или минимизацию последствий  изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски) [15, с.29].

Социальное страхование - часть государственной системы  социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения  материального и (или) социального  положения, в том числе по не зависящим  от них обстоятельствам [15, с.34].

На сегодняшний день в  Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное страхование;

2) социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности;

3) социальное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

4) медицинское страхование  [15, с.37].

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных  связей между различными уровнями организационной  системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность  в управлении.

Объектами управления в системе  социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов  социальной работы:

– федеральный уровень (республика);

– регион;

– трудовой коллектив;

– негосударственные (благотворительные) общественные организации [23, с.29].

Важную роль в системе  социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация  и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов  социальной защиты населения на федеральном  уровне:

1.   организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

2.   социальное обслуживание;

3.   медико-социальная экспертиза;

4.   реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической 
помощи;

5.   социальная помощь семье и детям;

6.   подготовка законодательства по социальной защите населения;

7.   внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

Информация о работе Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения