Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Именно поэтому целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Кемеровской области и муниципальном образовании Заводском районе г. Кемерова;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА
2.1 Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

иссл.работа курсовая.docx

— 69.94 Кб (Скачать файл)

8.   разработка положений по основам социальной политики;

9.   анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

10. подготовка рекомендаций  для разработки региональных  социальных программ;

11. разработка социальных  нормативов и т. д. [21, с.76].

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности  и включают:

1.   обеспечение и решение производственно-экономических задач;

2.   плановую и финансово-экономическую деятельность;

3.   создание различных фондов социальной помощи;

4.   решение экономических проблем и др. [21, с.78].

Функции трудового коллектива:

а) производственно-экономическая;

б) политическая;

в) управленческая;

г) социальная;

д) воспитательная [78, с.80].

Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах  дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная  помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров  за счет соответствующих фондов предприятий» [9, с.13].

Социальными функциями трудового  коллектива являются:

1.   совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;

2.   развитие социальной структуры коллектива;

3.   улучшение отношений внутри коллектива;

4.   улучшение социального обеспечения, здравоохранения;

5.   организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;

6.   соблюдение принципа социальной справедливости [9, с.15].

Определенные функции  выполняют различные благотворительные  организации и фонды социальной помощи населению:

а) социально-медицинская  помощь одиноким, престарелым, немощным;

б) социальная реабилитация инвалидов;

в) правовая помощь социально  нуждающимся категориям населения  и т.д. [9, с.16].

В целом назначение системы  социальной защиты проявляется в  ее общих функциях:

1. Экономическая функция  выражается в оказании материальной  поддержки граждан в трудной  жизненной ситуации, в содействии  развитию общественного производства  в целом и отдельных отраслей  народного хозяйства, экономическому  подъему зон приоритетного развития.

2. Политическая функция,  направленная на сближение социального  уровня различных слоев населения,  создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать  общественные отношения.

3. Демографическая функция  способствует стимулированию роста  народонаселения страны, воспроизводству  здорового поколения, росту продолжительности  жизни.

4. Социально-реабилитационная  функция связана с удовлетворением  потребностей престарелых и нетрудоспособных  граждан. Она выражается в создании  условий, благоприятствующих сохранению  их правового статуса и охране  здоровья всех граждан [22, с.117].

Социальная защита населения  и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в  Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения.

Первое направление социальной защиты - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая  ориентирована на создание условий  жизни и развития детей, позволяющих  всем детям, независимо от того, в какой  семье они родились и живут, иметь  наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного  и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

Второе направление социальной защиты – это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов  граждан, когда человек сможет в  полной мере реализовать способность  к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся» [22, с.123]. Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999 г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Наряду с охраной труда  важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического  характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание  его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской  помощи в случае утраты здоровья [23, с.128].

Таким образом, можно сделать  вывод, что социальная защита трудоспособного  населения должна предусматривать  механизмы, обеспечивающие гражданам  РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:

– эффективной занятости  человека;

– предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности  в поиске работы, в том числе  молодежи, одиноким и многодетным  родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам  предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда и др.;

– выплате и получению  заработной платы и всех видов  социальных пособий в размерах и  сроках, предусмотренных законодательством;

– охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных  условий их труда;

– оказанию и получению  материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые  ситуации;

– реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и  спортивном планах;

– равноправию мужчин и  женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о  полном фактическом равенстве в  оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной  деятельности, культуре и спорту) [29, с.111].

Третье направление социальной защиты - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество.

Четвертое направление социальной защиты – социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную  профилактику социальных рисков, препятствующих:

– сохранению института семьи;

– созданию и сохранению семьи;

– проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности;

– реализации мер по обеспечению  трудящихся с семейными обязанностями  такими условиями занятости, которые  бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности;

– развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности  учреждениям и службам по уходу  за детьми и помощи семье;

– обеспечению каждой женщине  права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи;

– мерам по снижению материнской  и детской смертности;

– предоставлению женщинам права на отпуск по беременности и  родам;

– предоставлению отпуска  по уходу за ребенком материл или  отцу (опекуну) либо по усмотрению семьи  другому родственнику, фактически осуществляющему  уход за ребенком;

– прекращению трудовых отношений  работодателя с женщиной в период ее отсутствия на работе по вышеназванной  причине;

– выплате пособий по уходу  за ребенком, по беременности и родам  получению женщиной медицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинское  обслуживание, акушерское обслуживании во время родов и после родов;

– отказу работодателя в  приеме на работу и снижению заработной платы женщинам по мотивам, связанным  с беременностью и родами, наличием детей;

– переводу беременных женщин, а также женщин, имеющих детей  в возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими требованиями, на более  легкую работу, исключающую воздействие  неблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы;

– развитию семейного досуга и отдыха [29, с.124].

Социальная защита семьи  на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление  социальной защиты, так как именно в семье находят отражение  все социальные проблемы, характерные  для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны  с типом семьи.

Организация осуществления  названных направлений социальной защиты населения определяются нормативно-правовыми  основами социальной защиты населения  в РФ.

 

1.2 Нормативно-правовые  основы социальной защиты населения

 

Социальная защита населения  и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных  основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные  пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу  и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных  интересов [12, с.44].

Конституция Российской Федерации  провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.

В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 38 Конституции Российской Федерации записано:

1. Каждому гражданину гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания  детей и в иных случаях, установленных  законом.

2. Устанавливаются пенсии  и пособия.

В ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется  социальное обеспечение в случаях  нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных  законом.

Каждый гражданин имеет  право на социальную защиту. Конституция  возлагает обязанность на государство  создавать все необходимые условия  для осуществления этого права.

Она не только провозглашает  право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его  реализации. Прежде всего это:

– обязательное пенсионное страхование работающих;

– создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;

– принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных  категорий граждан., это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

Социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся  лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют  соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории  нуждающихся.

Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения  имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом  которых является специальное выделение  «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

– Федеральная комплексная  программа «Социальная поддержка  инвалидов»;

– Президентская программа  «Молодежь России»;

– Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению а запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

– Федеральная миграционная программа;

Социальные программы, действующие  в Кемеровской области.

– Областная программа  социальной защиты населения на 2006-2008 годы;

– План действий по улучшению  положения женщин в Кемеровской 
области и повышению их роли в обществе на 2005-2009 годы.

Таким образом, Конституция  как основной закон государства  и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием  социальные права, свободы и обязанности  личности (Указы Президента РФ, Федеральные  законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует  социальный механизм защиты интересов  человека. Действие и действенность  этого механизма непосредственно  связаны с деятельностью людей  и в значительной мере зависят  от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко  казенное, равнодушное отношение  должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц  приводят к тому, что правовые нормы  защиты населения, его интересов  не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы  социальной защиты требует более  серьезного подхода к решению  правовых вопросов.

Информация о работе Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения